Формы и методы реализации программы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка.
Программа «Давайте рисовать» разработана для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, желающих научиться рисовать.
Актуальность программы в том, что она создана по социальному заказу родителей. Многие родители приводят детей во Дворец творчества, в возрасте 6 и 7 лет, чтобы развить способности детей.
В этом возрасте у ребенка процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок - исследователь, открывающий многообразие окружающего мира. Важно создать условия, чтобы стремление ребенка к активной деятельности не иссякло, чтобы деятельность развивала его как можно гармоничнее.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, не знание которой ставит в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека.
«Давайте рисовать» как целостный курс, включает в себя: основы изучения рисунка, основы изучения живописи и основы изучения декоративно-прикладного (народного) искусства. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а так же дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.
Наиболее близкие и естественные для ребенка 6 и 7 лет виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, художественно-трудовая деятельность. В этих видах деятельности происходит как интеллектуальное, так и эмоционально-личностное развитие ребенка.
Логика построения программы позволяет каждому воспитаннику проявить наблюдательность, поскольку систематически обращается к опыту ребенка, воплощая его в практических работах. Знакомство с образцами народного декоративно-прикладного искусства дает возможность детям научиться видеть красоту в родной природе, ценить ее, беречь. Подготовка открыток для родных и близких развивает у детей заботливость, уважение к труду своему и других людей.
Программа предназначена детям в возрасте 6 и 7 лет. В группах могут обучаться дети более старшего возраста, по желанию родителей.
Набор в группы производится по предварительной записи и результатам собеседования с родителями.
Цель программы: формирование художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
· Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности;
· Знакомство детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Развивающие:
· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
· развитие колористического видения;
· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
Воспитательные:
· познакомить детей с правилами поведения в учреждении, студии;
· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
· воспитание аккуратности;
· формирование уважительного и бережного отношения к своим работам и произведениям других людей.
Формы и методы реализации программы.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
· рисование с натуры;
· рисование по представлению;
· рисование на тему;
· иллюстрирование;
· беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
· словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
· наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использования иллюстраций, репродукций картин художников, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т. д.
· репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:
· приобретение новых знаний (теоретических);
· занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)
· повторение, подобные занятия являются заключительными;
· проверка знаний, умений, навыков;
· комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач). В зависимости от особенности темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы:
· беседы, оживляющие интерес и активирующие внимание;
· демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;
· организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
· организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
· организация выставок детских работ;
· создание и развитие детского коллектива;
· работа с родителями.
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
· фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
· коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
· индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
· групповой – организация работы по подгруппам (2-5 человек)
· индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определенного метода на практике – прием игры, упражнения, решения проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно м педагогом;
· проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Режим занятий.
Занятия проходят в постоянных группах по утвержденному расписанию:
Один раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получит представления о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу года обучения дети
будут знать:
· особенности рисунка;
· жанры живописи;
· основы цветоведения (о природе цвета, основные и дополнительные цвета, локальный цвет, цветовые контрасты, смешивание цветов, типы цветовых гармоний);
· свойство красок и графических материалов;
· виды и структуру орнаментов.
будут уметь:
· изображать предметы простых форм в графике;
· смешивать цвета на палитре;
· последовательно выполнять свои графические и живописные произведения;
· правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
· стилизировать природные формы;
· грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
· работать самостоятельно и в коллективе.