Формы и методы реализации программы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка.

Программа «Давайте рисовать» разработана для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, желающих научиться рисовать.

Актуальность программы в том, что она создана по социальному заказу родителей. Многие родители приводят детей во Дворец творчества, в возрасте 6 и 7 лет, чтобы развить способности детей.

В этом возрасте у ребенка процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок - исследователь, открывающий многообразие окружающего мира. Важно создать условия, чтобы стремление ребенка к активной деятельности не иссякло, чтобы деятельность развивала его как можно гармоничнее.

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, не знание которой ставит в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека.

«Давайте рисовать» как целостный курс, включает в себя: основы изучения рисунка, основы изучения живописи и основы изучения декоративно-прикладного (народного) искусства. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а так же дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.

Наиболее близкие и естественные для ребенка 6 и 7 лет виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, художественно-трудовая деятельность. В этих видах деятельности происходит как интеллектуальное, так и эмоционально-личностное развитие ребенка.

Логика построения программы позволяет каждому воспитаннику проявить наблюдательность, поскольку систематически обращается к опыту ребенка, воплощая его в практических работах. Знакомство с образцами народного декоративно-прикладного искусства дает возможность детям научиться видеть красоту в родной природе, ценить ее, беречь. Подготовка открыток для родных и близких развивает у детей заботливость, уважение к труду своему и других людей.

Программа предназначена детям в возрасте 6 и 7 лет. В группах могут обучаться дети более старшего возраста, по желанию родителей.

Набор в группы производится по предварительной записи и результатам собеседования с родителями.

Цель программы: формирование художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

· Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности;

· Знакомство детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Развивающие:

· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

· развитие колористического видения;

· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

Воспитательные:

· познакомить детей с правилами поведения в учреждении, студии;

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности;

· формирование уважительного и бережного отношения к своим работам и произведениям других людей.

Формы и методы реализации программы.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

· рисование с натуры;

· рисование по представлению;

· рисование на тему;

· иллюстрирование;

· беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

· словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

· наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использования иллюстраций, репродукций картин художников, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т. д.

· репродуктивный метод – метод практического показа.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

· приобретение новых знаний (теоретических);

· занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)

· повторение, подобные занятия являются заключительными;

· проверка знаний, умений, навыков;

· комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач). В зависимости от особенности темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Методы и формы работы:

· беседы, оживляющие интерес и активирующие внимание;

· демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;

· организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

· организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

· организация выставок детских работ;

· создание и развитие детского коллектива;

· работа с родителями.

Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

· фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

· коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

· индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

· групповой – организация работы по подгруппам (2-5 человек)

· индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определенного метода на практике – прием игры, упражнения, решения проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

· репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно м педагогом;

· проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

Режим занятий.

Занятия проходят в постоянных группах по утвержденному расписанию:

Один раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получит представления о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу года обучения дети

будут знать:

· особенности рисунка;

· жанры живописи;

· основы цветоведения (о природе цвета, основные и дополнительные цвета, локальный цвет, цветовые контрасты, смешивание цветов, типы цветовых гармоний);

· свойство красок и графических материалов;

· виды и структуру орнаментов.

будут уметь:

· изображать предметы простых форм в графике;

· смешивать цвета на палитре;

· последовательно выполнять свои графические и живописные произведения;

· правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

· стилизировать природные формы;

· грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

· работать самостоятельно и в коллективе.

Наши рекомендации