Прочитайте. Запишите определение методики преподавания русского языка как науки, определите ее предмет, основные источники обогащения
Методика преподавания русскою языка в школе с украинским языком обучения – это педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку как второму в условиях украинско-русского двуязычия. Методика обучения русскому языку как неродному является отраслью лингводидактики.
Предмет методики русского языка в школах с украинским языком обучения – процесс обучения русскому языку, его практическому использованию в условиях украинско-русского билингвизма.
Основными компонентами процесса обучения являются:
- содержание изучаемого;
- деятельность учителя, организующего процесс обучения;
- деятельность учащихся, овладевающих новыми знаниями и умениями;
- результат усвоения [Львов М.Р. и др.].
Исходя из этого, методика русского языка в школах с украинским языком обучения решает следующие задачи:
- определение цели и задач изучения русского языка в школах с украинским языком обучения (зачем учить?) – планирование;
- определение содержания обучения – точно очерченного объема коммуникативных компетенций у школьников; круг знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению учащимися каждого класса (И.Н.Лапшина);
- аргументация выбора содержания обучения, сравнительный анализ различных концепций обучения (почему так, а не иначе?);
- исследование соотнесенности явлений русского и украинского языков в методических целях;
- определение особенностей процесса усвоения русского языка в условиях украинско-русского билингвизма;
- определение эффективных методов и приемов обучения;
- разработка системы оценивания и контроля результатов обучения (как оценивать и контролировать усвоенное?).
Актуальные проблемы методики на современном этапе развития начальной школы
1. Реализация коммуникативной направленности обучения неродному языку.
2. Реализация преемственности всех ступеней обучения неродному языку.
3. Создание региональных и вариативных национальных программ обучения неродному языку.
4. Разработка компетентностной модели обучения неродному языку, определение средств перехода к ее реализации.
5. Изучение взаимосвязи образования с разными формами культуры и видами социальной практики.
6. Разработка проблем материально-технического обеспечения изучения неродного языка.
Источники обогащения методики:
- практический опыт и его традиции, обобщение передового опыта;
- развитие базовых наук (языкознания, литературоведения, психологии, педагогики и др.);
- развитие смежных наук (методики русского языка как родного, как иностранного и методики русского языка в других национальных школах, методики украинского языка и т.д.);
- новые исследования в области теории обучения языку как фундаментальной части методики;
- методический эксперимент, создание новых программ, учебников, конструирование новых типов уроков и т.д.
Научные дисциплины, с которыми связана методика обучения русскому языку, позволяющие определить систему обучения русскому языку в украинской школе:
- дисциплины языковедческого и литературоведческого циклов: 1. Языкознание (особенности и специфика русского языка; сопоставительные данные русского и родного языков). 2. Психолингвистика (закономерности порождения и восприятия речевых высказываний). 3. Теория речевой деятельности (понятие речевой деятельности; структура и виды речевой деятельности). 4. Теория текста (информация о различных аспектах текста – категориальные признаки, структура, композиция). 5. Теория коммуникации (закономерности, правила, особенности, виды общения). 6. Литературоведение (теория жанров и стилей; понятие образа в художественном произведении; исследования в области языкового мастерства писателей, поэтов). 7. Детская литература (произведения детской литературы). 8. Исследования детской речи (закономерности овладения языком в дошкольном возрасте; знания о роли «языковой среды»; знания о развитии речи в семье; знания о формировании языкового чутья у ребенка).
- дисциплины психолого-педагогического цикла:
1. Психология (основные положения общей психологии– психология памяти, восприятия, воображения, интереса и т.д.; основные положения возрастной психологии – психологии младшего школьника; данные о психических процессах, свойственных школьнику при усвоении им русского языка как второго в условиях украинско-русского двуязычия). 2. Педагогика (общепедагогические и общедидактические положения о принципах, методах обучения, о требованиях к современному уроку, учебнику).
Характер связи: указанные дисциплины являются базой методики обучения русскому языку.
Методика как педагогическая наука имеет свои методы исследования:
1. Теоретические:
- изучение методологических основ явления;
- изучение «истории» вопроса;
- изучение вопросов современного науковедения, методов исследования в смежных науках;
- анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем.
2. Практические:
- изучение творческого педагогического опыта;
- целенаправленные педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент