Методы и тональность полемики в СМИ
В широком смысле слова под полемикой, как известно, понимается острый спор, борьба, столкновение двух или нескольких субъектов по какому-либо вопросу, когда каждый отстаивает свою правоту. Полемика в СМИ – это конфронтация участников в ходе кот. Кажд. Сторона старается доказать с помощью логично выстроенной системы аргументов не только истинность свою и необоснованность взгляда противника, но одержать псих. победу. В конечном итоге привлечь на сторону широкие слои аудитории, сформировать общественное мнение. Составляющие полемики: пропоннент – лица, кот с помощью СМИ выдвигают какое-л. утверждение или тезис и стремятся его обосновать; Оппонент - тот, кто пытается опровергнуть позицию пропонента. Участники полемики, спора, периодически меняются ролями; Аудитория - те, ради кого ведется в СМИ полемика, чью мотивацию поведения мы хотим изменить или откорректировать;
В споре всегда должны присутствовать след. моменты: а) спорить нужно только по принципиальным проблемам; б) всякий спор должен иметь тему, предмет; в) тема не должна меняться или подменяться на протяжении спора; г) спор имеет место только при наличии несовместимых позиций. Осуществляя процесс спора стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собст. позиции, так и позиции своего оппонента. В споре можно узнать что-то новое. Спор должен отличаться 2 осн. признаками: 1)доказательностью – логич. воздействие на оппонента; 2)убедительностью – психологическое воздействие на оппонента. Корректное ведение спора предполагает следование законам логики, этики (корректные приёмы спора, недопустим спор личностного хар-ра) и психологии. Причины лог. ошибок в полемике – 1) заинтересованность в опред. выводе. 2) предубеждения поверхностное отношение к чему-л. и предрассудки – это мнение усвоенное не критически, без самост. работы ума. 3) делитанство - поверх. знакомство с предметом. Часто полемику сравнивают с дискуссией. Это не так. Дискуссия – вид спора с целью достижения взаимоприемлемого решения, т.е. цель – соглашение участников, т.е. компромисс. Полемика может вестись в устной (на радио, телевидении) или письменной (через печатные органы) форме. Она может быть заранее подготовленной или возникать стихийно. Полемика на радио и телевидении может происходить публично (если она проводится в «прямом эфире» или с приглашением в студию большого числа участников передачи), а также лишь между двумя или другим строго определенным количеством спорящих.
Процесс ведения полемики в СМИ можно разделить на 3 осн. этапа:
- подготовка (четкое оговаривание места и времени обсуждения, число участников полемики (около 4-8 и модератор), технические вопросы);
- непосредственное взаимодействие пропонента и оппонента (участник полемики должен не просто изложить свое мнение по тому или иному вопросу, обосновать собственные суждения, но и опровергнуть другие мнения);
- анализ результатов (выполнение организационных решений) (модератор должен как бы предвидеть все пути развития обсуждения, стимулировать дискуссию, полемику).
Полемика бывает фокусированной (ведущейся в рамках определенного предмета обсуждения) или рассеянной, то есть время от времени переходящей на новые предметы.
Модератор заканчивает полемику по одному из след. принципов:
· Принцип «равной безопасности» означает непричинение ущерба ни одному из спорящих.
· Принцип «равносотрудничества».
· Принцип «децентрической направленности» требует разумного соотношения конструктивных и деструктивных компонентов.
· Принцип «адекватности» направлен на то, чтобы воспринятое равнялось тому, что сказано. Его нарушение в реальной практике деятельности СМИ может свидетельствовать об эгоистической направленности спора, а также о низком уровне культуры спорящих, полемизирующих.
· Пад выглядам крытыкі суч. грамадства адбываецца дэвальвацыя агульначалавечых каштоўнасцяў, прэса не столькі адлюстроўвае, колькі прапагандуе ідэалы кшталту “усё дазволена, са свядомасці чытача выцясняецца адчуванне трагічнасці таго, што адбываецца навокал. Танальнасць матэрыялаў пра жорсткасць – танная сенсацыйнасць, маляўніча – захапляльнае апісанне “негатыву”, чорна-белы погляд на рэчаіснасць, гранічная катэгарычнасць меркаванняў. Тэндэнцыя адыходу публ. думкі ад злобы дня. Сёння выбар маральны, па сутнасці, замяняецца выбарам зручнай пазіцыі. публікацыі ура-інтанацыі: культ грошай, нажывы – узмацненне сац. дыферынтацыі грамадства; героі часу – бізнесмены і прадпрымальнікі; амаль непрыкметнымі застаюцца маленькія заметкі пра небяспеку, што цягнуць за сабой Жан. хаос і рыначнае бязмежжаў краіне, крымінальна афарбаваная інфармацыя, нац. пытанне, двухмоўе( змяншаецца колькасць публікацый на бел. мове ў двухмоўных газетах(«Народная газета», «Рэспубліка»).