Генезис идей социальной педагогики
Существенное влияние на возникновение социальной педагогики, оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль и дальнейшее развитие оказали религия, благотворительность, собственно педагогика и педология.
Религия и церковь всегда утверждали общечеловеческие ценности. Длительное время церковь оставалась лидером в заботе об «обиженных» детях. В религиозных сказаниях, священных книгах, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным заповедям, отношениям между людьми, заботе о ближнем.
Первые воспитательные дома для брошенных детей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В 787 г. подобное учреждение открылось при соборе в Милане, долгое время оно оставалось единственным в Европе. А к XIV в. таких воспитательных домов насчитывалось около 30. В них не только заботились о детях, но и вели профилактическую работу: помогали матерям, предупреждая отказ от ребенка, передавали детей в семьи, осуществляли контроль за их воспитанием. Употребляя свое влияние, церкви убеждали монархов, государство, общественность, частных лиц активнее заниматься вопросами социальной защиты детей и других групп населения.
В России церковь также занимала главенствующую роль в вопросах поддержки обездоленных. Здесь с давних времен при монастырях и храмах содержались больницы, богадельни, приюты.
Благотворительность. В словаре В. Даля это понятие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: «принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего».
История создания и деятельности благотворительных служб в России представляет определенный интерес для развития социальной педагогики. Веками милосердие и сострадание носили общественный характер и исходили не только от духовенства и дворянства, но и других сословий. При Екатерине II благотворительность стала государственной отраслью: была создано ведомство (позже министерство) призрения, которое по традиции опекали супруги императоров.
Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечительством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.
К началу XX в. в России сложилась система социальных служб. Действовали 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Собранные на благотворительность средства расходовались на социальные нужды: создание и содержание учебно-воспитательных учреждений, домов бедных, ночлежных приютов, народных столовых, швейных мастерских, амбулаторий и больниц.
В современных условиях специалисты в области социальной педагогики по возможности идут на сотрудничество с церковью и благотворительными обществами и фондами, а благотворительную деятельность сегодня называют «спонсорством».
Педагогика изначально пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Истоки социальной педагогики лежат в народной педагогике. Идеи социальности содержатся в педагогических мыслях Аристотеля и других философов древности. На развитие социальной педагогики повлияла гуманистическая педагогика, берущая свое начало в эпохе Возрождения. По примеру церкви и следуя собственным убеждениям, педагоги-гуманисты стали создавать воспитательные дома для детей-сирот. На территории современных США первый такой дом появился в 1729 г., в Англии – в 1739 г.
К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.
В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. philantropia -–человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им Филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утверждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свободное развитие. После смерти К. Базедова Филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подобные учреждения стали создаваться уже не только в Германии, но и в других странах.
Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничьих детей». В 1867 г. он основала Степней-Хаусе воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Это учреждение состояло из начальной школы, жилых домов, мастерских, библиотеки, бассейна, столовой. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, портной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была организована колония в Ильфорде. Если мальчики жили все вместе, то девочки «семьями» по 15–20 человек в отдельных коттеджах. В «семье», возглавляемой «матерью» (воспитательницей), были девочки разных возрастов; их обучали кройке, шитью, тонким рукоделиям, они занимались также садоводством, огородничеством, осваивали профессии нянь, сиделок, прислуги. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.
Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов ». В каждом из них проживало от 100 до 300 детей, делившихся на группы по 7–10 человек. С группами, где были разновозрастные дети, занимались «сестры» и их помощницы. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали подобный тип детского учреждения достаточно эффективным, что было подтверждено временем и практикой.
Российские педагоги одной из важнейших задач считали обеспечение доступа к образованию широким слоям населения. Идею народной школы выдвинул К.Д. Ушинский, и она была реализована во второй половине XIX – начале XX в. путем создания для взрослого населения сети учебных заведений, работавших на благотворительной основе. К ним относились светские и церковно-приходские воскресные школы, начальные училища, повторительные классы для грамотных.
Когда речь заходит об основоположниках социальной педагогики как науки, то чаще других называют имена И. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера и П. Наторпа. В их педагогическом наследии отчетливо прослеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.
Немецкий педагог и философ П. Наторп, опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци, опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки. В книге отмечается, что «...понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами» (73, с. 78).
Как и И. Песталоцци, П. Наторп большое значение придавал семейному воспитанию. Он считал, что для оказания семье эффективной помощи необходим квалифицированный специалист, знакомый с особенностями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. П. Наторп обратил внимание и на необходимость научного изучения ребенка.
Педология как наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка получила свое название в 1893 г. Основателями ее были С. Холл, Э. Мэйман и Э. Торндайк, которые, в свою очередь, видели корни педологии в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Как самостоятельная область научного исследования, педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психологии, с развитием физиологии, медицины, социологии. Их взаимодействие, объединенное с педологией, как нельзя лучше отвечало запросам социальной педагогики, нуждающейся во всестороннем и синтезированном знании о ребенке. Основной задачей педологии было исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах.
В России педология успешно развивалась в конце XIX – начале XX в. Первыми видными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией «исключительного детства» (одаренные, «трудные» дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии), изучением взаимоотношений между учителем и учеником, социальных условий воспитания. В начале XX в. педологи обратились к проблеме гимназического образования, жестко критикуемого в то время за перегрузки, которые вели к стрессам, болезням и даже самоубийствам учащихся. Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, не подрывая здоровья, предохраняя психику от перегрузок. Основополагающей педологи выдвигали следующую закономерность: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система программ и методик должна соответствовать природе ребенка.
После революции педология в стране продолжала существовать. 1917–1927 гг. были для педологов относительно спокойными. В декабре 1927 г. в Москве состоялся Первый съезд педологов, на котором присутствовали около 3000 человек и было представлено 350 докладов. Обсуждались проблемы воспитания и просвещения, профориентации, методов изучения личности ребенка и индивидуального подхода, эффективности радиопередач и репертуара кино и театров и т. д. В последующие после съезда годы организовывались психолого-педагогические службы по изучению личности ребенка, его одаренности, отрабатывалась система тестирования. В пединститутах открывались педологические факультеты, издавались учебники по педологии.
Вместе с тем, следует отметить факт наличия заблуждений у некоторых педологов. Так, одни переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Другие не могли найти целостного подхода к исследованию качеств ребенка и изучали их изолированно. Педологи, занимавшиеся рефлексологией, использовали технократические методы: сравнивали поведение ребенка, его рефлексы с реакцией механизмов, машин на внешнюю среду. Но даже допускавшие ошибки педологи проводили интересную и тонкую экспериментальную работу, создавали сложные и эффективные методики наблюдения за детьми в разных ситуациях.
Однако концепции педологов уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. В июне 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология и педологи объявлялись «лженаукой» и «лжеучеными», были изгнаны из школ. Закрывались соответствующие факультеты в вузах, изымалась учебная и научная литература. Были осуждены труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, имевшие мировое признание.
Социальная педагогика как самостоятельная научная отрасль педагогики по-прежнему не существовала. Однако в стране действовали детские дома, колонии, исправительно-трудовые и другие воспитательные учреждения, в которых трудились талантливые педагоги. Вспомним, например, «республику ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского, Первую опытную станцию по народному образованию С.Т. Шацкого.
Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, вновь возник в среде педагогов-теоретиков в 70–80-е годы. В нашей стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, культурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т. п. Во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить идеи педагогики среды.
В 90-е годы ученые приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль педагогического знания (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Topoxтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и др).
За рубежом научная разработка проблем социальной педагогики возобновилась в 50–60-е годы в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США, уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначающаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее является помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов и т. д. Практика значительно опередила развитие теории, что в конечном счете привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их генетическая связь.