Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
Шахриев А.Р. зав. кафедрой ДГПУ, к.п.н. доцент
Алиев М.Н. зав.кафедрой ДГПУ, доктор педагогических наук г. Махачкала
Современный педагогический процесс в высшей школе характеризуется многомерностью и вариативностью параметров воспитательного и образовательного пространства, социокультурных источников, воздействующих на развитие личности студента. Сегодня необходимо концептуально осмыслить и обосновать сущность и содержание основы и функции, а также определить стратегические цели и задачи физического воспитания студенческой молодёжи.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении - неотъемлемая часть формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста, одно из эффективных средств социального становления будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессиональных качеств, всестороннего и гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи.
В современном понимании физическая культура и спорт – часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и на развитие физических и интеллектуальных способностей человека.
По мнению ряда ученых-педагогов В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, П.А.Виноградов, Н.И. Пономарёва, В.М.Столяров, Л.П. Матвеев, О.А. Мильштейн, М.А. Алиев, М.Я. Виленский и др. сегодня нельзя найти ни одной человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Физическая культура и спорт играют важную роль в становлении и развитии личности, обеспечении жизнеспособности, воспитании социально- активной молодёжи, освоении общечеловеческих ценностей и формировании здорового образа жизни.
В ХХI веке физическая культура и спорт должны рассматриваться как важные средства укрепления здоровья. Как важного фактора физического, нравственного, духовного и интеллектуального развития личности. Функции физической культуры и спорта в современных условиях не должны ограничиваться развитием физических качеств, воспитанием двигательных способностей. Наряду с этим физическая культура и спорт должны формировать физическую культуру личности, обеспечить развитие духовной сферы через культуру освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта.
Под воспитанием личностей физической культуры следует понимать активное воздействие не только на физические способности человека, но и развитие его нравственной и духовной сферы. В современных условиях занятия физической культуры и спортом играют важную роль в системе в системе воспитания культуры здорового образа жизни, в освоении общечеловеческих ценностей, повышении общекультурного уровня, формировании осознанного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, воспитании положительной и устойчивой мотивации человека к здоровому образу жизни.
Ориентация студентов на освоение таких общечеловеческих ценностей – «Человек и здоровье», «Человек и природа», «Физическая культура и здоровье», « Спорт и духовная культура человека», стремление человека к «Истине», «Добру», «Справедливости и ответственности» является важнейшей задачей физической культуры и спорта в современных условиях.
Сегодня к великому сожалению приходится констатировать, что у значительной части молодёжи подорваны нравственные устои, потеряны нравственные ориентиры. Для этой категории студенты присущи такие безнравственные качества как жестокость, грубость, агрессивность, цинизм, нигилизм, безразличие, неуважительное отношение к старшему поколению, вандализм, безответственность. Всё это оказывает отрицательное влияние на нравственно - патриотическое воспитание. Кроме того, в последние годы повсеместно в России наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащейся молодёжи. За период обучения в высших учебных заведениях резко возрастает число студентов, приобретающих вредные привычки.
По данным наших наблюдений основная масса студентов курят (80%),и употребляют спиртные напитки (70%). Более 30% студентов старших курсов употребляют наркотики. У большинства студентов наблюдаются слабая физическая подготовка и они не могут выполнить контрольные нормативы в беге, прыжках, метании и подтягивании. Это связано неудовлетворительным состоянием физического воспитания и отсутствием должной физкультурно-оздоровительной работы в высших учебных заведениях. Для преломления этой критической ситуации необходимо активизировать спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в высших учебных заведениях.
Таким образом, в физической культуре и спорте имеются большие воспитательные и развивающие возможности. Разумно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют развитию двигательных и интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно- волевых качеств, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.