Наблюдение складывается из следующих организационных процессов, которые будут определять и этапы исследования
Лекция 5
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирические методы исследования
Требования к эмпирическим методам.Как правило, эмпирическими являются методы психолого-педагогической диагностики.
Такие методы разделяются на стандартизированные(имеют в своем основании модель, предполагают наличие шкал и дают количественные результаты, характеризующие отдельные стороны объекта) и нестандартизированные(описательные, не имеют нормативной модели для сопоставления, направлены на получение целостного представления о состоянии объекта).
Диагностическая методика — это процедура измерения какого-либо качества или свойства.
Поскольку слово «тест» в советской психодиагностике десятилетиями имело негативное значение («буржуазное происхождение»), то все используемые тесты были переименованы в методики. В современной теории психолого-педагогической диагностики термин «методика» преимущественно относится к нестандартизированным диагностическим инструментам, которые «в силу претензии на глобальную диагностику личности скорее не измеряют ее, а оценивают».
Диагностической техникой чаще всего называют локальные методики или тесты, носящие частный характер, направленные на получение фрагментарного знания о диагностируемом объекте.
Требования условие, выполнение которого обязательно для обеспечения результативности метода. Выделяют требования процедурные и содержательные, внутренние и внешние.
Процедурные требованиярегулируют диагностическую деятельность процессуально. К содержательным требованиямотносится стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежат понятия нормы, надежности и валидности, названные Л.Ф.Бурлачуком тремя китами диагностических методик. Внутренние требованиявыражены в принципах диагностики, вытекающих из объективных закономерностей. Внешние требования— это правила организации диагностики.
Наблюдение.
Наблюдение чаще всего применяется в исследовании, направленном на выявление определенных закономерностей (устойчиво повторяющихся причинно-следственных связей) с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.
Различают следующие виды наблюдений:
включенное— диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых или невключенное— осуществляется диагностом со стороны;
непосредственное (прямое) — между объектом и наблюдающим имеются прямые отношения (исследователь — непосредственный свидетель педагогического процесса, организатор и исполнитель наблюдения) или опосредованное (косвенное)— через представителей диагноста, работающих по его программе и заданию (сюда входит и самонаблюдение школьников по заданию педагога);
открытое — проводится с ведома испытуемых или скрытое — испытуемые не знают о своей подконтрольности (наблюдение ведется непосредственно исследователем или (в его отсутствие) при помощи записывающих технических средств);
монографическое(полусвободное) — охватывает большое количество взаимосвязанных явлений; узкоспециальное(выборочное, формализованное) — подробно выделяются единицы наблюдения, (например, причины конфронтации между учащимися и педагогом); наблюдение-поиск(сплошное наблюдение) — проводится с целью «педагогической разведки» для обнаружения фактов, задающих корректировку темы исследования, на стадии диагностического эксперимента;
непрерывное(лонгитюдное) — ведется от начала до конца педагогического процесса или дискретное — периодическое наблюдение (например, поведение школьника в определенных ситуациях;
полевое — осуществляется в естественных для диагностируемых условиях и лабораторное — в искусственно организованных условиях, в том числе в значимых для испытуемых ситуациях (его, скорее, можно отнести к эксперименту).
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
1.Целенаправленность. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования.
2.Объективность.Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования.
3.Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
4.Разработка процедуры.Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
5.Учет возможных ошибок.Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.
6.Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.
7.Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным.
8.Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).
Наблюдение складывается из следующих организационных процессов, которые будут определять и этапы исследования.
1.Для чего, с какой целью: определение цели и задач.
2.Что наблюдать:выбор объекта, предмета и ситуации.
3.Как наблюдать: выбор способа наблюдения. Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым.
4.Как фиксировать наблюдаемое: выбор способов регистрации специфики поведенческих и коммуникативных проявлений.
5. Каков результат: обработка и интерпретация полученной информации. Для того чтобы на основе наблюдения можно было делать выводы и принимать практические решения, результаты наблюдения должны отвечать требованиям надежности и обоснованности (валидности). Надежным можно считать такое наблюдение, которое, будучи проведенным в тех же условиях и на том же объекте, даст такие же результаты независимо от того, кем это наблюдение будет повторено.
Метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство его в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни.
К недостаткам наблюдения следует отнести его субъектность. Сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают, зачастую приводит к изменению поведения и сказывается на результатах. Личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние педагога и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию итогов наблюдения.
Недостатком метода наблюдения часто является его однократность, неповторяемость. Ряд интимных ситуаций абсолютно недоступен наблюдению по соображениям этического, морального плана. Влияет на представительность результатов такой фактор, как ограниченность круга наблюдаемых. Материалы наблюдения сравнительно трудно поддаются количественной обработке. Для этого требуются использование оценочных шкал, подсчет регулярности, частоты происхождения того или иного события.
Для грамотного проведения наблюдения возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования.
Контент-анализ.
Это один из эффективных методов психолого-педагогической диагностики, позволяющий подвергать содержательному анализу по заранее определенной схеме письменные тексты испытуемого, его произведения, письма и др.
При помощи документов в теории и практике образования изучают:
1) сведения для истории педагогики; зависимость между разными социальными позициями авторов и их педагогическими концепциями;
2) отдельного человека или определенные группы;
3) корреляционные зависимости между условиями жизни и взглядами людей;
4) влияние среды на формирование психики ребенка.
Различают личную и общественную документацию. К личной документации относятся: письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. Автобиографии, мемуары, воспоминания позволяют проследить эволюцию взглядов человека в зависимости от изменения условий его социальной жизни.
К общественной документации относятся: государственные законы, планы, инструкции и приказы, отчеты и балансы, статьи в периодической печати, фольклор. В педагогической деятельности общественными документами помимо названных являются: учебные, календарно-тематические, поурочные планы; планы воспитательной работы; классные журналы; продукты деятельности учащихся; сводные ведомости; отчеты об успеваемости; сценарии воспитательных мероприятий и т. п.
Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении характеризует педагогическая документация: расписания учебных занятий, правила внутреннего трудового распорядка, книги протоколов собраний и заседаний, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков, журналы учета успеваемости и посещаемости, личные дела и медицинские карты учащихся, ученические дневники, протоколы собраний и заседаний и т. п. В этих документах отражены объективные данные о причинных связях, некоторых зависимостях (например, между состоянием здоровья и успеваемостью, обстановкой в семье и психическим состоянием учащегося).
Приступая к анализу документов, исследователь, согласно рекомендациям А. В. Петровского, должен знать следующее:
- с какой целью был составлен документ;
- кто был его автором и инициатором (если это групповой документ);
- был ли автор документа свидетелем зафиксированного события или пересказал нечто на основании сведений, полученных от других, и т.д.;
- контекст, в котором проходило составление документа (сам факт наличия решения в протоколе собрания ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, если в этом протоколе не зафиксированы реакции и поведение участников собрания).
Кроме того, следует избегать субъективных оценок при изучении и анализе документов.
Большой интерес, по мнению Ю. К. Бабанского, представляют так называемые продукты свободного времени, хобби.
Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности и прилежания, мотивы деятельности — для выявления всех этих свойств, качеств и отношений можно с успехом применять метод контент-анализа.
Из истории образования. Например, знакомство с тетрадями помогало раскрыть такие черты школьника, как аккуратность или небрежность, систематичность в выполнении домашних работ и т.д. Просмотр дневника читателя определял круг его литературных пристрастий и идеалов, круг мыслей, порождаемых чтением.
Через изучение продуктов детской деятельности также можно было судить, в каком круге предметов и явлений дети успешно ориентируются.
Метод контент-анализа предполагает выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменение причинно-следственных связей.
От истории к современности. Достижением педологии можно считать индивидуальный учет учащихся посредством записей в трудовую тетрадь (книжку). Записи вели сами учащиеся по единой форме. В ней отводилось место планированию работ, а затем фиксировалось выполнение работ с указанием затраченного времени: что выполнено из намеченного, как выполнена работа, какие были затруднения при ее выполнении.
Наконец, в современной школе все шире используется методика портфолио как заранее спланированная подборка работ и индивидуальных достижений учащегося, связывающих отдельные аспекты его деятельности в целостную картину.
Процедура контент-аналитического обследования состоит из нескольких этапов.
На первом этапе разрабатываются категории и единицы анализа в зависимости от целей и задач диагностики; осуществляется предварительный анализ массива документальной информации на предмет надежности информации, возможности доступа к ней и т.д.
На втором этапе разрабатывается конкретная методика.
На третьем этапе проводится сбор первичной информации, т.е. собственно формализованный анализ массива документов.
Данные, полученные при анализе документов, должны соответствовать определенному уровню обобщенности, обладать теоретической значимостью или практической ценностью. Важно помнить, что работа с документами при всей своей кажущейся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя.
При обработке документов пользуются интенсивным, преимущественно качественным, и экстенсивным, преимущественно количественным, анализом. При помощи интенсивного анализа изучается, как правило, личная документация.
Экстенсивный анализ документов чаще применяется для обработки официальных материалов. Он дает возможность на основе изучения большого количества документов найти наиболее важные из них и сделать определенные выводы.
Анализ документов применяется в комплексе с другими методами и редко представляет самостоятельную исследовательскую процедуру. Чаще всего этот метод используется как вспомогательный — либо на ранних этапах исследования, когда необходимо предварительное знакомство с объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной интерпретации результатов. Лишь в отдельных случаях метод изучения документов служит единственным источником получения данных.
В последнее время все чаще стали использоваться методики, связанные с изучением жизненного пути человека. В основе изучения жизненного пути человека лежат не просто ретроспектива, хронологическая реконструкция, а восстановление жизненного пути на основе учета общения индивида со значимыми другими, изучения их биографии, участия в событийных группах.
Существенной характеристикой жизненного пути человека являются степень его причастности к судьбам других людей, мера участия этих других в его становлении.
Изучение опыта.Изучение педагогического опыта как метод психолого-педагогического исследования имеет теоретическое и практическое значение.
Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствовавшим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологий обучения (Бабанский Ю.К., 1989).
Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований:
- изучение опыта начинается с выяснения того, какая ведущая идея и почему лежит в основе изучаемого опыта, как эта идея конкретизируется в целевых установках педагога, какова степень их осознанности;
- оценивается актуальность опыта: насколько его ценностно-целевые ориентиры согласуются с образовательными стандартами, отвечают проблемам образовательной практики;
- выявляется механизм достижения результатов обучения и воспитания;
- применяемые средства соотносятся с известными в науке психолого-педагогическими закономерностями;
- анализируется технологический учебно-методический пакет и его составляющие (учебная программа или описание курса, учебное и методическое пособия, пакет тестов, раздаточных материалов и т.д.);
- определяется, насколько гарантируется в данном опыте получение конкретных результатов и каковы ограничения (возраст детей, материальные условия и т.д.) в использовании этого опыта.
Диагностический эксперимент.Метод психолого-педагогического исследования, получивший название педагогический эксперимент, применяется с целью изучения причинно-следственных связей в образовательных явлениях и процессах.
Эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет активно и целенаправленно воздействовать на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей.
Главные достоинства эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых, повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.
Педагогический эксперимент может служить эффективным методом для решения следующих задач:
- установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (системой воздействий) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;
- выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
- определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;
- сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, затрачиваемое время, усилия, средства и т.д.);
- доказательство рациональности проверяемого метода или определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
- обнаружение причинно-следственных связей и зависимостей между различными педагогическими явлениями и процессами.