Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.
Самостоятельная работа студента
Раздел 1. Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики
1. Дайте определения основным категориям педагогики.
2. Опишите взаимосвязь педагогической науки и практики.
3. раскройте функции педагогики.
4. Составьте таблицу «Характеристика методов педагогики».
Название метода | характеристика |
Литература:
1. Загвязинский В.И. и др. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001.
2. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М., 2000.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 1998.
5. Сластенин М.Н. Методология и методика педагогических исследовании. - М., 1986
6. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
Раздел 2. Целеполагание в педагогике
Проанализируйте целеполагание обучения и воспитания в прошлом и настоящем. Составьте таблицу: цель воспитания в прошлом и настоящем (Аристотель, Платон, Л.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И. Кант, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) и в настоящем (Н.Е. Щуркова, И.П. Подласый, Б.Т. Лихачев и др.).
автор | Цель воспитания и обучения |
Литература:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.
Раздел 3. Основные принципы педагогики
1. Письменно раскройте содержание основных педагогических принципов, отразите их взаимосвязь в схеме. Содержание схемы разработайте самостоятельно. Ниже составьте пояснение к схеме (каким образом взаимосвязаны педагогические принципы).
2. Выберите один из обобщающих принципов построения личностно – ориентированного педагогического процесса (природосообразности, культуросообразности, социосообразности, педагогической сообразности). Изучите в литературе более частные принципы организации педагогического процесса. Конкретизируйте выбранный вами принцип более частными принципами, раскройте его с помощью этих принципов. В результате проделанной работы представьте словарик по конкретному принципу.
Методические указания: Внимательно изучите литературу, и на основе ее анализа определите взаимосвяь принципов обучения и воспитания.
Литература:
1. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М., 2000.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
Раздел 4. Содержание и организация педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ, на разных ступенях образования.
1. Проанализируйте одну из систем образования зарубежем. Оформите свои мысли в письменном виде.
2. Система образования в России
3. Педагогический процесс: системный подход.
4. Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи П.Ф. Каптерева «Педагогический процесс».
Методические указания: раскрывая 1-ый вопос необходимо отразить цель, принципы образования, формы его получения. При рассмотрении 2 вопроса обратите внимание на понятие система образования. Раскройте систему образования в России. При рассмотрении 3-го вопроса дайте понятие целостного педагогического процесса. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса, этапы его построения.
Литература:
1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Антология педагогической мысли России во 2 пол. XIX-н.XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С. 232-243.
2. Можаева Л.Г. Научно-технический прогресс и современные концепции образования в развитых капиталистических странах. М., 1987.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
Раздел 5. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения.
1. Проанализируйте основные формы, методы и средства обучения. Составьте таблицу: традиционные и инновационные формы обучения. Сделайте вывод о том, какие формы обучения являются приоритетными на современном этапе и почему. Оформите свои мысли в письменном виде.
Название и характеристика формы обучения | Методы и средства, используемые при данной форме обучения |
Литература:
1. Педагогические технологии / Под общ. ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МАрТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «Март». - 336 с.
2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий /Г.К.Селевко.
М.: НИИ школьных технологий: в 2т., Т.2.- 2006. - 816 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.