Общение ученика и учителя в учебно-педагогическом процессе

Педагогическое общение, как и другие категории научного анализа, такие как учебно-педагогическая деятельность, деятельность учения, педагогическая деятельность, личность ученика, личность учителя, не является предметом только педагогической психологии. Поэтому возникает необходимость, во-первых, выявить специфически психологический аспект этой категории, и, что особенно важно, развести два понятия «педагогическое общение» и «учебно-педагогическая деятельность». Мы намеренно не освещаем различные методологические подходы к проблеме взаимосвязи общения и деятельности вообще, и проблеме взаимосвязи учебно-педагогической деятельности и общения по поводу этой деятельности в частности. Учитывая практическую направленность, в пособии описывается лишь используемая система научных понятий, которая необходима учителю в его профессиональной деятельности, чтобы квалифицировано анализировать, планомерно и осознанно организовывать педагогическое общение с подростками в учебно-педагогическом процессе.

Рассмотрим вначале две более общие категории научного анализа. Это категорию «деятельности», в которую входит такой ее вид, как учебно-педагогическая деятельность и категорию «общения», в которую входит такой ее вид как общение в учебно-педагогическом процессе.

Выделяют две относительно самостоятельных формы активности человека: деятельность и общение [Б.Ф. Ломов, 1984]. Деятельность - это система действий, результатом которой являются некие преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. [Т.С. Георгиева, 1992]. Разделяют индивидуальную и совместную деятельность двух и более людей. Л.С. Выготский считал, что генетически (по своему происхождению) любая индивидуальная деятельность человека первоначально являлась совместной. Например, самостоятельная познавательная деятельность ученика первоначально является совместной деятельностью его и взрослого (родителей, учителей и т.д.). Взрослый передает ребенку образцы этой деятельности в виде культурных значений. Общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта и средство передачи культурных образцов в совместной деятельности. В процессе общения осуществляется: взаимный обмен человеческими деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отношений к объективному и субъективному миру. Ее результат соответствует области преобразования человеческих отношений.

Выделение этих категорий научного анализа человеческого бытия достаточно условно и следует признать справедливость методологического принципа, выдвинутый А.Н. Леонтьевым, о неразрывной взаимосвязи между деятельностью и общением [А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов, 1990]. В реальности совместная деятельность не бывает без общения, а общение всегда предполагает деятельность. Однако в научно-практической литературе достаточно явно существует их различение. Поэтому, в пособии, при структурировании содержания, также выделяются две формы учебно-педагогического процесса: учебно-педагогическая деятельность и общение. Учебно-педагогический процесс или процесс обучения, по сути, - это совместно-разделенная деятельность (взаимодействие) и общение учителя и ученика. Ее результатом является преобразования в знаниях, умениях и навыках ученика, а также и учителя.

Наши рекомендации