Семинарское занятие в высшей школе
Проблемный вопрос изучаемой темы: почему семинарское занятие занимает важное место в развитии теоретико-профессионального мышления студентов?
Семинарское занятие – интегративная форма обучения в высшей школе. Семинар в различных теориях обучения. Классификация семинарских занятий. Цель, задачи и функции. Дидактические принципы построения семинарского занятия. Требования к семинарскому занятию.
Межличностное педагогическое общение – базовая характеристика семинара. Преподаватель как личность, ученый и руководитель семинара. Студент – развивающийся субъект познавательной и профессиональной деятельности. Организация межличностного общения на семинаре.
Роль семинарского занятия в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов.
Критерии анализа подготовки и проведения семинарского занятия: концептуальность, целенаправленность, содержательность, технологичность, психологический микроклимат.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Основные этапы работы преподавателя зависят от теоретических установок, индивидуальных возможностей преподавателя, студентов и группы.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:
- изучение требований учебной программы дисциплины к теме семинара, ее основной проблемы (проблем);
- определение целей и задач семинара в зависимости от его типа, подбор и систематизация материала с учетом целостной концепции учебного курса;
- разработка плана семинара;
- прогнозирование и выработка различных вариантов решения основной проблемы (проблем) семинара;
- подбор литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения;
- разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучению литературы, подготовке индивидуальных и групповых докладов, выступлений по отдельным вопросам и т.д.);
- написание развернутого конспекта семинара (ключевых положений), распределение пунктов плана по времени;
- моделирование (репетиция) вступительной и заключительной частей семинара с использованием аудио- или видеотехники.
2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:
фаза 1 Введение | а) обозначение темы и плана семинарского занятия; б) предварительное определение уровня готовности студентов к занятию; в) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной проблемы/проблем семинара, его общих задач); г) создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарское занятие. |
фаза 2 Основная | а) организация диалога между преподавателем и студентами и между студентами в разрешении проблемы (проблем) семинарского занятия; б) конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов; в) аргументированное формулирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательности обсуждаемых на семинаре вопросов; г) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его функционирования на занятии; д) поддержание обратной связи с аудиторией. |
фаза 3 Завершение | а) подведение итогов семинара, повторное формулирование основной проблемы; б) обозначение направлений дальнейшего изучения проблемы; в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов. |
3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ – ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- сопоставление целей семинара с его результатами;
- выделение педагогических удач, достигнутых в ходе семинара;
- выявление основных ошибок, допущенных в его подготовке и проведении;
- поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6