Пример распределения часов для последующего выбора предметов
изучаемых на базовом или углубленном уровне*
Предметная область | Учебные предметы Базовый уровень | Кол-во часов | Учебные предметы Углубленный уровень | Кол-во часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Русский язык | ||
Литература | Литература | |||
Родной язык и родная литература | Родной язык | Родной язык | ||
Родная литература | Родная литература | |||
Иностранные языки | Иностранный язык | Иностранный язык | ||
Второй иностранный язык | Второй иностранный язык | |||
Общественные науки | История | История | ||
Россия в мире | ||||
География | География | |||
Экономика | Экономика | |||
Право | Право | |||
Обществознание | ||||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | ||
Информатика | Информатика | |||
Естественные науки | Физика | Физика | ||
Химия | Химия | |||
Биология | Биология | |||
Естествознание | ||||
ФК, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | |||
Экология | ||||
Основы безопасности жизнедеятельности | ||||
Индивидуальный проект | ||||
Курсы по выбору | Элективные курсы | |||
Факультативные курсы | ||||
2170/2590 |
Примерные варианты учебных планов профилей
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Пример учебного плана технологического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык | Б | |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Информатика | У | ||
Компьютерная графика | ЭК | ||
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Физика | У | |
Биохимия | ЭК | ||
Общественные науки | История (Россия в мире) | Б | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Пример учебного плана естественно-научного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык | Б | |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Информатика | Б | ||
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Химия | У | |
Биология | У | ||
Общественные науки | История (Россия в мире) | Б | |
Теория познания | ЭК | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Биофизика | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».
Пример учебного плана гуманитарного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык | Б | |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | Б | |
Иностранные языки | Иностранный язык | У | |
Второй иностранный язык | Б | ||
Естественные науки | Естествознание | Б | |
Общественные науки | История | У | |
Обществознание | Б | ||
Право | У | ||
Психология | ЭК | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».
Пример учебного плана социально-экономического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык | Б | |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Информатика | Б | ||
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Естествознание | Б | |
Общественные науки | География | У | |
Экономика | У | ||
Россия в мире | Б | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Универсальный профильориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
Ниже приведены варианты примерных учебных планов, которые иллюстрируют разные возможности образовательной организации как в удовлетворении индивидуальных интересов обучающихся, так и в углублении подготовки по учебным предметам к ЕГЭ.
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 1)
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык | Б | |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Информатика | Б | ||
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Физика | Б | |
Общественные науки | История | У | |
Обществознание | Б | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Технология | ЭК | ||
Астрономия | ФК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 2)
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | |
Литература | Б | ||
Родной язык и родная литература | Родной язык | Б | |
Родная литература | Б | ||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | Б | |
Иностранные языки | Иностранный язык | У | |
Естественные науки | Естествознание | Б | |
Общественные науки | История | Б | |
Обществознание | Б | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | Дизайн | ЭК | |
Искусство | ФК | ||
Компьютерная графика | ФК | ||
История родного края | ЭК | ||
ИТОГО |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 3)
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | У | |
Литература | У | ||
Родной язык и родная литература | Родной язык | Б | |
Родная литература | Б | ||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Биология | У | |
Общественные науки | История | Б | |
Обществознание | Б | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 4)
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | У | |
Литература | У | ||
Родной язык и родная литература | Родной язык | Б | |
Родная литература | Б | ||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | |
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | |
Естественные науки | Биология | Б | |
Общественные науки | История | Б | |
Обществознание | Б | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Б | ||
Индивидуальный проект | ЭК | ||
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
III.2. Примерный план внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
– план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
– план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы);
– план воспитательных мероприятий.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Содержание плана внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов1. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
Примерный план внеурочной деятельности
Жизнь ученических сообществ | Внеурочная деятельность по предметам школьной программы | Воспитательные мероприятия | Всего | |
10-й класс | ||||
1-е полугодие | ||||
Осенние каникулы | ||||
2-е полугодие | ||||
Летние каникулы | ||||
ИТОГО | ||||
11-й класс | ||||
1 полугодие | ||||
Осенние каникулы | ||||
2 полугодие | ||||
Весенние каникулы | ||||
ИТОГО | ||||
Всего |
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществявляется важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
– в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках трех форматов:
– «Фестиваль фестивалей» (годовой цикл мероприятий обсуждается и принимается в конце предыдущего или в начале нового учебного года);
– «Клубный путь» (полугодовой цикл мероприятий становится результатом соглашения клубных объединений, созданных в общеобразовательной организации);
– «Демократический проект» (полугодовой цикл мероприятий, разработанный инициативной группой школьников, победившей в ходе демократических выборов).
Формат организации жизни ученических сообществ «Фестиваль фестивалей» предусматривает:
– годовой цикл коллективной деятельности, который состоит из 3–4 фестивалей (комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации совместной деятельности обучающихся);
– формы организации совместной деятельности могут предполагать соревновательность (когда итоги подводятся периодически и в конце учебного года определяются персональные победители и победители-коллективы);
– инвариантные элементы: старт и финиш годового цикла школьной жизни, вариативные элементы годового цикла – остальные фестивали, содержание которых может определяться обучающимися, родителями, педагогами в зависимости от интересов, склонностей, потребностей участников образовательных отношений и традиций образовательной организации. Основными участниками фестивалей могут выступать ученические классы, разновозрастные клубы или другие объединения.
Формат организации деятельности ученических сообществ «Клубный путь» предполагает:
– существование в общеобразовательной организации групп по интересам обучающихся (клубов) в различных направлениях развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в рамках занятий по интересам происходит подготовка и проведение итогового комплексного дела;
– деление учебного года на два полугодовых цикла;
– практику, когда обучающиеся самостоятельно выбирают группу по интересам (клуб), могут переходить из одного клуба в другой во время специально установленных периодов («Юрьев день») и по окончании полугодового цикла, когда обучающиеся могут оставаться в клубе весь год.
Содержание образования обеспечивается за счет клубных занятий и совместных дел. Руководителями клубов могут выступать педагоги, родители, сами старшеклассники, представители общественности.
Варианты клубных объединений: клуб школьных блогеров, театральная студия, школа шоуменов, клуб исторической реконструкции, клуб клипмейкеров, студия моды, кулинарный клуб, клуб волонтеров, дискуссионный клуб, предпринимательский клуб, дизайнерский клуб, научное общество обучающихся, спортивный клуб.
Комплексные дела «Клуб в гостях у клуба» представляют собой встречи групп по интересам обучающихся, в ходе которых кроме общения организуется презентация своих увлечений, результатов клубных занятий, достижений отдельных школьников и т.д.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» строится в рамках общественной самоорганизации и школьной демократии; центральное место в таком формате занимает проект организации жизни ученических сообществ, включающий 3–4 коллективных дела; инициативные группы обучающихся путем демократических выборов получают право на реализацию своих замыслов.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» может быть представлен в виде следующего алгоритма:
– реклама предстоящей проектной работы, формирование инициативных групп и разработка ими проектов организации жизни ученических сообществ;
– предвыборная кампания, обсуждение плана коллективной деятельности на полгода; разработанные проекты проходят экспертизу у сверстников, педагогов, родителей, общественности (дебаты, пресс-конференции, работа школьных СМИ);
– выборы обучающимися, родителями, педагогами одной из инициативных групп проекта организации жизни ученических сообществ;
– реализация инициативной группой своего проекта – презентация и предварительное открытое обсуждение проекта каждого дела, совместная подготовка, проведение коллективного дела, совместное публичное подведение итогов (обсуждение, анализ, оценка);
– подготовка инициативной группой итогового творческого отчета о своей работе по реализации проекта, коллективное обсуждение и оценка отчета инициативной группы.
Воспитательные мероприятиянацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как:
– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);
– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению);
– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими);
– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни);
– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной деятельности становятся нормативные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и муниципальных). Органам общественно-государственного управления следует обеспечить недопущение перегрузки обучающихся 10–11-х классов и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, мероприятиями, инициированными органами управления и иными организациями. При подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса, классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии с пятью профилями:естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонентплана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает:
– организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации;
– проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонентпрописывается по отдельным профилям.
В рамках реализации естественно-научного профиляв осенние (зимние) каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки, аквариумы, заповедники, национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве (приоритет отдается производствам естественно-научного профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, эколого-биологической направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в исследовательской экспедиции»).
В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В рамках реализации гуманитарного профиляв осенние (зимние) каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных деятелей культуры; «зрительские марафоны» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и образовательными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в музеях, библиотеках, учреждениях образования и культуры; подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, краеведческой направленности, фольклорные, археологические).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в исследовательской экспедиции»). В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж.
В рамках реализации социально-экономического профиляв осенние (зимние) каникулы 10-го класса организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социально-экономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский проект», «социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В рамках реализации технологического профиляв осенние (зимние) каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научно-исследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением), социальные практики, в том числе в качестве организаторов деятельности обучающихся 5–9-х классов.
В рамках реализации универсального профиляв первом полугодии 10-го класса организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита дебютных эскизов индивидуального плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10-го класса временными творческими группами обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий.