Диагностика внутриличностных проблем ребенка
С помощью описанных ниже методик, психолог (педагог) может осуществить диагностику внутриличностных проблем ребенка — определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотношение самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.
Методика определения самооценки дошкольника
Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку
из пяти ступенек (методика В. Г. Щур [21]), где верхняя ступенька — позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой - маленький...)
Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.
Приложение № 8
Методика родительских оценок и притязаний
Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) Личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.
Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям.
Предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребёнка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов — очень высокая;
4 балла — высокая;
3 балла — средняя;
2 балла — низкая;
1 балл — очень низкая;
0 баллов — отсутствие выраженности.
В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ сумм и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.
Анкета
Дошкольное учреждение (номер) __ Группа ______
Возраст ребенка:
Фамилия, имя ребенка:
Ф. И. О. (взрослого, заполняющего анкету)
№ | Название психических процессов и способностей ребёнка | Баллы | |||||
Познавательная активность(вопросы, рассуждения, анализ, синтез) | |||||||
Внимательность, усидчивость | |||||||
Память(запоминание, сохранение, воиспроизвединие) | |||||||
Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики | |||||||
Речевые особенности (словарь, грамотичский строй, звукопроизношение, дикция, интонация, выразительность) | |||||||
Умение общаться со взрослыми | |||||||
Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство) | |||||||
Способности к математике, технике | |||||||
Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гуманитарные) | |||||||
Способности к музыке | |||||||
Способности к изодетельности | |||||||
Способности к движениям (физические способности) | |||||||
Способности к языкам | |||||||
Творческая активность | |||||||
Умение играть, самостоятельно, создавать сюжет, правила игры | |||||||
Организаторские способности | |||||||
Сумма |
Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приво-1нт к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.
Приложение № 9
План игровой терапии с детьми
(12 занятий)
Требования, к составлению плана занятий:
1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).
2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.
4. При реализации не директивного, гибкого подхода к занятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.
1. ориентировочные занятия
Занятие 1 «МУЗЫКАНТЫ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение участников;
• объединение их в группу.
1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «петушок» поет веселую песню приглашение):
Всех ребят зову,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Очень я играть люблю, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем вместе мы играть, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем сказки сочинять, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. (Можно использовать аудиозапись.)
2. Знакомстве с участниками игры с помощью кукол драматизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.
3. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединениеучастников).
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню -прощание):
Вот закончилась игра,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Расставаться нам пора,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Буду встречи с вами ждать,
Ку - ка — ре — ку, ку - ка - ре - ку.
Буду всех вас вспоминать,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре — ку.
(Можно использовать аудиозапись.)
Занятие 2 «ТРАНСПОРТ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение участников;
• объединение их в группу.
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в игру).
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).
4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по желанию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепощение).
6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).
7. «Петушок» завершает игру.
II. терапевтические занятия
Занятие 3 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Коррекционные задачи:
• развитие мимики, пантомимики у детей;
• развитие адекватных форм проявления эмоций.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку о рыбаке и рыбке» (введение в игру).
2. Игра «Кто позвал? » (закрепление знания имен участии
3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустнастаруха» (мимика, пантомимика).
4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мил пантомимика).
5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).
6. Подвижная игра «Поймай рыбку».
7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную: музыку с морскими звуками все дети танцуют).
8. «Петушок» завершает игру.
Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»
Коррекционные задачи:
• развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации);
• актуализация семейных переживаний: конфликт перемирие, родительская ласка.
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает па (введение в игру).
2. Игра «Летает - не летает» (объединение участниц
3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).
5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустная воробьиха», «Ласковая воробьиха» (мимика, пантомимика, интонации ).
6. Театрализованная игра «Воробьиныешалости». Взрослый : сказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполняют
роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).
8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 5 «ТРИ ПОРОСЕНКА»
Коррекционные задачи:
• актуализация эмоций;
• коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);
• развитие творчества.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку "Три поросенка» (введение в игру).
2. Игра «Займи свой домик».
3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Веселый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк» (мимика, пантомимика, интонации).
5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героевсказки (мимика, пантомимика, интонации).
6. Беседа «Кто кого или чего боится?»
7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисования дается задание — наказать свой страх.
8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 6 «ПЧЕЛКА»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• коррекция страха темноты;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников).
3. Этюд «Веселая пчелка» .
4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины песни» .
5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».
6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие страха темноты, страха замкнутого пространства).
7. Игра «Летает - не летает» .
8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется музыка с природными звуками).
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 7 «КОШКИ»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• коррекция страха темноты;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» .
3. Этюды: «Удивление», «Страх».
4. Игра «Злые - добрые кошки» .
5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь» . После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.
6. Подвижная игра «Смелые мышки» .
7. Придумывание историй про шаловливых котят.
8. «Петушок» завершает игру.
Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ»
Коррекционные задачи:
• коррекция страхов;
• разрядка вербальной агрессии;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.
3. Инсценировка «Общей веселой истории».
4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.
5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения).
6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность).
7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами». 3. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется музыка с природными звуками). 9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 9 «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• актуализация упрямства;
• коррекция упрямства.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».
3. Этюд «Упрямая лошадка».
4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мимика, пантомимика, интонации).
5. Беседа «Когда я был упрямым».
6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».
7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки». После рисования дается задание прогнать свои упрямки.
8. Игра «Упрямая подушка».
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 10 «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА»
Коррекционные задачи:
• актуализация жадности;
• коррекция жадности;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюд «Жадный».
3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».
4. Беседа о жадности.
5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».
6. Соревновательная игра «Апельсин».
7. Релаксационный комплекс «Подснежник».
8. «Петушок» завершает игру.
III. обучающие занятия
Занятие 11 «МИР НАОБОРОТ»
Коррекционные задачи:
• объединение взрослых и детей в совместных играх;
• раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов);
• переформирование стереотипов восприятия у детей -взрослых, у взрослых - детей.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение).
3. Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие авторитарности со взрослого образа).
4. Подвижная игра «Жужа» (разрядка агрессивных импульсов).
5. Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие — дети).
6. Игра «Да» и «Нет» не говори» (развитие волевых качеств).
7. Соревновательная игра «Волшебные картинки» (складывание разрезных картинок).
8. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 12 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Коррекционные задачи:
• формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых — с детьми;
• актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх;
• развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.
1. «Петушок» называет тему занятия (введениев игру).
2. Игра «Летает - не летает» (объединение).
3. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).
4. Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания, памяти).
5. Развлекательная игра «Найди своего ребенка».
6. Детско-родительская игра «Цветик-семицветик» (развитие сотрудничества, взаимной эмпатии).
7. Танцы с детьми.
8. «Петушок» завершает игру.
9. «Петушок» награждает детей и взрослых памятными медалями.
На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки — «Минуту шалости».
В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.
Приложение № 10
План игровой терапии с родителями
(12 занятий)
I.. Ориентировочные занятия
Занятие «ЗНАКОМСТВО»
Коррекционные задачи:
• знакомство;
• объединение участников в группу;
• актуализация проблем детско-родительских отношений.
1. Знакомство, выбор имени.
2. Выбор вида занятий .(индивидуально заполняется бланк с желаемыми формами занятий).
3. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Кто я?» (10 сущ., 10 прилаг.), «Я как родитель», «Портрет моего ребенка».
4. Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников).
Домашнее задание: ведение дневника — фиксировать эмоциональные реакции на поведение ребенка, эмоциональное ощущение семьи, настроение.
Занятие 2 «ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА»
Коррекционные задачи:
• развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком;
• актуализация проблем детско-родительских отношений;
• объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.
1. Беседа о записях в дневнике эмоций.
2. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Каким бы я хотел быть», «Каким видят моего ребенка другие», «Каким я хочу видеть своего ребенка».
3. Рассказы о проблемах ребенка.
4. Игра «Угадай, что я придумал?» (объединение участников, развитие способностей к децентрации).
Домашнее задание: принести рисунки детей.
П. терапевтические занятия
Занятие 3 «КОНФЛИКТЫ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение, объединение участников в группу;
• актуализация негативного опыта общения с детьми;
• формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.
1. Игра «Скажи другому комплимент» (раскрепощение, объединение, создание хорошего настроения).
2. Беседа о конфликтах с детьми.
3. Игра «Как поступят родители?» (проигрывание возможных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).
4. Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.
Занятие 4 «ГРУСТНЫЙ - РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение, объединение участников в группу;
• актуализация негативного позитивного опыта общения с ребенком;
• развитие саморефлексии.
1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
2. Игра «Одна минута на разговор» (вербальная активность, раскрепощение).
3. Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребенком».
4. Этюд-беседа «Самый веселый день с моим ребенком».
5. Игровые тесты на умение общаться.
Занятие 5 «НАСТРОЕНИЯ»
Коррекционные задачи:
• объединение участников в группу;
• развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).
1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
2. Беседа о настроении детей.
3. Практическое групповое упражнение: каждый рисует настроение (брови, нос, рот, овал) и передает другому для отгадывания.
4. Изображение настроения мимикой (используются рисунки).
Домашнее задание: дома 1 час в день разговаривать с детьми при помощи мимики и жестов (развитие мимики и пантомимики, развитие взаимопонимания).
Занятие 6 «ОБРАЗ МАТЕРИ И ОТЦА»
Коррекционные задачи:
• объединение, раскрепощение участников группы;
• переформирование родительских стереотипов;
• развитие адекватного восприятия родительской роли;
• ознакомление с детскими играми.
1. Игра «Продолжи фигуру» (объединение, раскрепощение, взаимопонимание).
2. Этюд-беседа «Идеальные мать и отец».
3. Этюд-беседа «Плохие мать и отец».
4. Разговор о себе как о матери, об отце (принятие себя, развитие рефлексии родительской роли).
5. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими восприятие, моторику руки у ребенка».
Занятие 7 «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ»
Коррекционные задачи:
• развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимику, жесты);
• формирование позитивных образов общения в семье;
• ознакомление с детскими играми.
1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).
2. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».
3. Ролевое исполнение ярких образов.
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующими эмоциональному сближению».
Занятие 8 «НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ»
Коррекционные задачи:
• развитие невербальных средств общения;
• развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей;
• развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания;
• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.
1. Этюды: «Дерево», «Белье на веревке», «Памятник», «Резиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бросание снега», «Бросание печеной картошки» (пантомимика).
2. Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребенка».
3. Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребенка».
Занятие 9 «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ»
Коррекционные задачи:
• развитие саморефлексии;
• развитие адекватного восприятия домашних обязанностей;
• формирование позитивных образов общения в семье;
• ознакомление с детскими играми.
1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).
2. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».
3. Ролевое исполнение ярких образов.
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующими эмоциональному сближению».
Занятие 8 «НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ»
Коррекционные задачи:
• развитие невербальных средств общения;
• развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей;
• развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания;
• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.
1. Этюды: «Дерево», «Белье на веревке», «Памятник», «Резиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бросание снега», «Бросание печеной картошки» (пантомимика).
2. Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребенка».
3. Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребенка».
Занятие 9 «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ»
Коррекционные задачи:
• развитие саморефлексии;
• развитие адекватного восприятия домашних обязанностей;
• развитие умений распределять домашние обязанности между всеми членами семьи;
• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.
1. Игровые тесты на определение черт характера.
2. Дискуссия на тему «Домашние обязанности».
3. Проигрывание негативных и позитивных образов.
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими внимание и память детей».
Домашнее задание: мини-сочинения (см. план 1 и 2 занятий).
Занятие 10 «РОДНЫЕ ТРУДНОСТИ»
Коррекционные задачи:
• развитие взаимопонимания;
• развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье;
• развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.
1. Игра «Чувство другого» (взаимопонимание).
2. Дискуссия на тему «Как я отношусь к трудностям другого члена семьи (жены, мужа, детей)».
3. Игра «Почетный гость» (упражнение для тренинга общения).
4. Лекторий. Тема «Домашний театр, его ценность для позитивного внутрисемейного общения».
III. обучающие занятия
Занятия 11 и 12 проводятся совместно с детьми (см. Примерный план игровой терапии с детьми. Этап III).
Описание игр для детей
I. Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры
1. Игра «СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.
2. Игра «ПАРОВОЗИК»
На роль водящего — «паровозика» назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Основная задача — следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».
3. Игра «ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача — при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.
4. Игра «КТО ПОЗВАЛ?»
Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга в закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»
Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор
5. Игра «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»
Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут заним, стараясь не отставать.
6. Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию вперед; стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держат друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укуси хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.
7. Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»
Выбирается водящий — «кот», остальные дети — «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с дет ми, мышки делают несколько шагов по направлению к коп чьему домику.
Слова: «Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз - два - три - четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом - бом - бом - бом!
Убежали мышки вон».
Во время произнесения стихотворения мышки подходя коту ближе, выполняют движения, соответствующие тек с: Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.
8. Игра «ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руку. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в я подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался — платит фант, который в конце игры выкупается.
9. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛИ»
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети — «воробушки». Ведущий подает сигналы для «автомобиля» (гудок) и для «воробушков» («летите воробушки»). По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «воробьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки. При повторении игры роли могут поменяться.
10. Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети — «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» — дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводиться под музыку.
11. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»
Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» — «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу. «День!» — «пчелки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.
12. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ»
«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчела» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.