Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Общая педагогика» осуществляется преподавателем в ходе ведения лекционных и практических занятий в форме устных и письменных опросов, проверки результатов выполнения студентами учебных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки изучаемого материала. Одной из форм текущего контроля является накопительная балльно-рейтинговая система учета учебных достижений студентов (НБРС). Она предусматривает в течение всего семестра проведение письменных экспресс-опросов и выполнение заданий, позволяющих оценить учебно-исследовательскую активность студентов.
Объектами оценивания в процедурах текущего контроля выступают:
– отношение студента к освоению учебной дисциплины – активность на занятиях, своевременность выполнения заданий, посещаемость студентами всех видов занятий по дисциплине;
– качество усвоения теоретических знаний;
– уровень овладения практическими умениями и навыками.
Результаты текущего контроля знаний, который осуществляется в форме НБРС, вносятся в журнал учебной группы.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится во 2 семестре в форме экзамена. Положительные результаты сдачи экзамена оформляются записями в зачетных книжках студентов отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не вносится. В экзаменационные ведомости вносятся записи о результатах сдачи экзамена отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»
Письменные экспресс-опросы
1. Проведение экспресс-опросов обусловлено необходимостью повышения качества подготовки студентов за счет активизации и усиления эффективности текущего контроля их аудиторной и самостоятельной учебной работы.
2. Повышение эффективности текущего контроля призвано обеспечить систематическое проведение экспресс-опросов студентов с целью своевременного получения информации и оценки регулярности и качества подготовки студентов к лекционным и практическим занятиям.
3. Проведение экспресс-опросов дает возможность установления связи и преемственности изучаемого на каждом учебном занятии материала с учебно-научной информацией, освоенной студентами на предшествующих занятиях и в процессе самостоятельной работы.
4. Экспресс-опросы, выполняя функции входного контроля, позволяют также установить степень готовности студентов к освоению нового материала.
Организация проведения экспресс-опросов
1. Экспресс-опросы проводятся в начале каждого учебного занятия (лекционного и практического) в течение 7-10 минут.
2. Задания, которые надлежит выполнить студентам, должны предусматривать возможность ответить на предложенные вопросы кратко и, вместе с тем, исчерпывающе. Таким образом, очевидно требование, чтобы формулировка вопросов (заданий) была четкой, недвусмысленной, позволяющей дать лаконичный ответ.
3. Экспресс-опросы проводятся в письменной форме в целях экономии времени и 100-процентного охвата текущим контролем студентов.
4. Преподаватель должен проверить и оценить по шкале выполненные работы в течение текущей учебной недели. Отметки по трехбалльной шкале выставляются в журнале группы накануне каждого очередного учебного занятия.
5. Настоящие материалы содержат не менее 3-х вопросов к каждому учебному занятию; преподаватель сам определяет вариант задания, который должен выполнить каждый студент.
6. Листы с текстами ответов сразу после проведения экспресс-опросов передаются для проверки преподавателям.
Содержание заданий экспресс-опросов
Учебное занятие №1
Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) человек, индивид, индивидуальность, личность,
2) развитие, формирования, социализация;
3) назвать компоненты структуры личности.
Учебное занятие №2
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) педагогика, ее объект, предмет и функции;
2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;
3) назвать основные отрасли педагогической науки.
Учебное занятие №3
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается назвать:
1) основные движущие силы и закономерности развития человека;
2) перечислить факторы развития человека и
3) факторы формирования его личности.
Учебное занятие №4
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) роль наследственности в развитии человека;
2) роль самовоспитания в формировании его личности;
3) мотивы и способы самовоспитания.
Учебное занятие №5
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) функции и типологию семей;
2) основные факторы формирующего влияния семьи;
3) стили родительского поведения.
Учебное занятие №6
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается определить типологию коллективов
1) по содержанию объединяющей их членов деятельности;
2) по юридически (социально) фиксированному статусу
3) по длительности функционирования
Учебное занятие №7
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:
2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;
3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.
Учебное занятие №8
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;
2) охарактеризовать функции и структуру общения;
3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.
Учебное занятие №9
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №10
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №11
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;
2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;
3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.
Учебное занятие №12
Студентам предлагается назвать основные документы, отражающие содержание образования, дать краткую характеристику одного из них.
Учебное занятие №13
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;
2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;
3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Учебное занятие №14
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;
2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;
3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.
Учебное занятие №15
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определения понятиям:
1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);
2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;
3) охарактеризовать сущность понятия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.
Учебное занятие №16
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;
2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;
3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.
Учебное занятие №17
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;
2) кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;
3) назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.
Учебное занятие №18
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;
2) кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;
3) оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.
Учебное занятие №19
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.
Учебное занятие №20
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.
Учебное занятие №21
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.