И развития детей в изобразительной деятельности 1 страница
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА I
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Общие вопросы развития личности
Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.
Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?
На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки.
Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общественных отношений, в которых развивается индивид, психологический - деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.
Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие закономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом единстве во взаимосвязи, не исключая, а дополняя друг друга.
В данном параграфе приведены основные положения проблемы личности. Критерием их отбора и систематизации является, с
одной стороны, признанность большинством отечественных ученых и практиков, с другой - адекватность специфике изобразительной деятельности, в условиях которой предполагается в данном случае их реализация.
Итак, что же такое личность? Существует множество определений этого явления. Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них.
Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре'.
Личность - это, человек, взятый в системе таких его психологи-ческих характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являют-ся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих2. В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Лич-ность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определённую позицию.
Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира1. В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Лич-ность - не просто представитель общества, но и уникальный, са-мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста-вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.
При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н.Леонтьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет
1 См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 346.
2 См.: Немое PC. Психология. - М.. 1998. - С. 336.
3 Кузин В. С. Психология. - М., 1997.
личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. История приводит множество примеров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.
Итак, личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми.
Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно поэтому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»1. Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.). «Субъектность -это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность - есть... центральная категория психологии человека»2.
Таким образом, субъектность как целостное психологическое образование - одна из составляющих личности. Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.
Таким образом, без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение крайне важно, так как в
1 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М, 1995. - С. 135.
2 Там же. - С. 253.
теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» подход к воспитанию человека. Тем не менее доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношений к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей изобразительной деятельности - непременное условие развития личности.
Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г.Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характеризует не только совокупность деятельностей и мера их продуктивности, но и совокупность общественных отношений (экономических, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе1. Причем механизмом, посредством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.
Ряд психологов указывают на более тесную связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъект-ности) и социального аспектов в личности. Субъектность как психологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возникающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность -это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть психологическая и социальная сущность личности неразделимы.
Человек как субъект (личность) формируется в системе разнообразных отношений и в условиях художественной деятельности. Искусство и собственно художественная (изобразительная) деятельность - это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве - это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, интересы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени.
Процесс восприятия произведений искусства - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение как один из механизмов, реализующих отношение между людьми, ярко представлено в искусстве. Не случайно за процессом восприятия про-
1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - Т. 3. — С. 141.
изведений искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности. Так, не устарело чувство красоты материнства, воспетое еще в мадоннах эпохи Возрождения и вызывающее восхищение до сих пор. Душа человека, раскрытая в скульптурах Родена, в поэтических пейзажах и в сюжетах произведений различных художников, близка и понятна нам. Классическое искусство говорит с нашим поколением живым, понятным, ярким, убедительным языком. Конечно, как и в обычном общении, каждый зритель в силу различного житейского и художественного опыта, общего развития общается с искусством на разном уровне.
Однако в любом случае это общение творческое, развивающее. Не только восприятие, но и собственная художественная деятельность взрослого и особенно ребенка как способ выражения отношения к миру немыслимы без общения. Взрослый художник и маленький ребенок, создавая художественные образы, заранее ориентированы на общение с другими людьми по поводу своих творений.
Мотивы художественной деятельности разнообразны, но одним из ведущих смыслообразующих является потребность художника, как и в игре, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие, огорчившие его. Эта потребность сочетается с желанием художника поделиться своими впечатлениями о мире со зрителем. Продукты его творчества предназначены людям, в них выражена позиция художника. Художник, рассказывая о волнующем его явлении, призывает зрителя к сопереживанию. Представленные в яркой художественной форме мысли, чувства художника воздействуют на чувства, разум, мотивационно-потребностную сферу зрителей.
Не только побуждение к деятельности, но и процесс реализации замысла - своеобразная подготовка художника к акту общения со зрителем. Развивая замысел, он определяет содержание и способы этого общения. Идет поиск, нередко мучительный, яркого языка, адекватного замыслу художника и одновременно понятного, убедительного для других. Стремление художника быть понятым и принятым зрителем стимулирует творческий поиск образов -средств такого общения. Наконец, созданный образ становится предметом художественного диалога автора и зрителей.
Общение в искусстве может идти не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания. Так, художественное творчество нередко носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласование идей, замыслов, способов его реализации. Такое творчество имеет место как в
зрелом, так и в детском возрасте. Участники коллективного творчества объединены ведущим мотивом деятельности - стремлением создать выразительный, уникальный образ, адекватно отражающий мировосприятие авторов и вызывающий подобное отношение у зрителей. Совместную художественно-творческую деятельность пронизывает активное взаимодействие ее участников в форме общения.
Обучение изобразительному искусству также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека.
Таким образом, осваивая изобразительную деятельность, общаясь с искусством, человек формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений.
В.В.Давыдов, уточняя понятие личности, замечал, что индивидуальная деятельность субъекта всегда осуществляется в системе вполне определенных общественных отношений. Но чем же отличаются тогда понятия «субъект индивидуальной деятельности» и «личность»?, - ставит вопрос ученый. Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, он приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя1.
Итак, критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В.Давыдов выделял психологические черты, характеризующие творческую личность. Это - потребность индивида в активном созидании. Данная потребность - смыслообра-зующая, отмечает ученый, и подчиняет себе все другие. Другой признак личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.
В этом ключе В.В.Давыдов характеризовал индивидуальность. Индивидуальность выражает стремление отдельного человека быть в чем-то непохожим на других, иметь какие-либо своеобразные черты своего внешнего и внутреннего облика2.
Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности - ее результаты оригинальны и индивидуальны. Творчески действующий человек по-
1 См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М, 1996.-С. 56.
2 Там же. - С. 57.
стоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим... Иными словами, подлинная индивидуальность есть форма проявления личности человека1. Рассуждая далее о задачах педагогики, он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности, индивидуальности человека»2.
Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск - одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический механизм самообновления и развития»3. Поэтому овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый поиск, который выступает как основа детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве. Она пронизывает все другие детские деятельности, все сферы психики ребенка, «...является основной формой проявления детского саморазвития»4. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества. В процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности.
Эти позиции ученого обогащают понятие личности, понимание специфики ее развития в дошкольном возрасте, дают психологическое обоснование направлению педагогической деятельности.
Применительно к художественной деятельности идеи о творче-скости как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности дошкольника. Это объясняется тем, что художественная деятельность в силу своей специфики (суть ее в
1 Си.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. -С. 58.
2 Там же.
3 Поддьяков Н.Н. Внутреннее противоречие как источник психическою развития ребенка //Дошкольное образование: история, традиции, проблемы... (Материалы юбилейной конференции). - М., 1997. - С. 77, 80.
4 Там же. С. 80.
творчестве) представляет собой естественную «школу творческого развития». Без творчества, без индивидуального видения и отражения впечатлений этот вид деятельности теряет смысл. За ним остаются только функции общения, языка, передающего информацию, что возможно и при обычном, вербальном общении. Художественная деятельность по сути своей носит поисковый характер. Большому и маленькому художнику известны «муки творчества».
Итак, личность - это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения. Это индивидуальность, занимающая определенную позицию в обществе.
Что же заставляет человека так целенаправленно действовать, активно проявлять себя?
Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.
В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают органические и социальные. Среди последних - материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, созидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей.
Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поставить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.
В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.
Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами - представлениями о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их развития - в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.
Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизненных принципов).
Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.
Направленность личности многие психологи считают центральным моментом и главным показателем ее развития. Именно моти-вационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.) (Л.И.Божович). А.Н.Леонтьев также полагал, что становление личности связано с развитием ее мотивов, иерархией мотивов, среди которых есть главные, смыслооб-разующие1. Б.Ф.Ломов определил направленность личности как системообразующее качество и считал ее ведущей характеристикой личности.
Н.Н.Вересов, рассуждая о развитии личности как процессе приобщения к культуре, подчеркивал, что культуру нельзя сводить к созданным человечеством способам деятельности. Овладение деятельностью и знаниями в ее условиях - это развитие интеллекта. (Можно владеть топором и срубить храм, а можно убить человека, идущего в храм2).
Культура - это еще и система ценностей и смыслов, «царство смыслов». Становление личности - это становление нравственно-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными культурными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития и творчества трактуется широко, как развитие нравственно-смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром.
Безусловно, важно, чтобы нравственно-смысловая позиция человека по отношению к миру не противоречила культурным, духовным ценностям, принятым в обществе. Эгоистически или альтруистически направленная личность проявляется в характере человека, идеалах, выборе целей и способах ее достижения и т.п. В человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поде-
1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 22.
2 См.: Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы
психологии. -№ 1-2.-1992.-С. 124-128.
литься игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается «жадина».
В исследованиях Я.З.Неверович, посвященных изучению мотивов трудовой деятельности дошкольников, обнаружено начало формирования общественно направленных мотивов, которые оказывают большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы.
Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку, для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.
Под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. (Е. И. Фельдштейн).
Таким образом, не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на творческое созидание, а не на разрушение, а если разрушение, то ради созидания, думая при этом о цене разрушения.
Проблема соотношения и взаимосвязи направленности личности и творчества исследуется в работах Д.Б.Богоявленской1. Оно посвящено изучению интеллектуальной активности как свойству личности, как центральной проблеме творчества. Интеллектуальная активность, объединяющая, по идее автора, познавательную и мотивационную структуры личности, может быть самого высокого уровня (креативное творчество) только при условии высокого «нравственного строя личности». «Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях2. В ее исследовании экспериментально доказано взаимовлияние качества мотивов («нравственного строя личности») и уровня творчества.
Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют развитию творчества.
1 См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -
Ростов-н/Д, 1983. Подробнее о данном исследовании см. в главе «Творчество».
2 Там же.-С. 165.
Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотива-ционно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».
Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовлетворения потребностей. Сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. В психологии определено, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значимости предметов, явлений, ситуаций для данного человека в конкретной ситуации. Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека.
Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г.Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца - это все равно, что понять его ногами. Эмоциональное воздействие искусства заложено уже в истоках художественного творчества. Именно содержательная эмоциональная реакция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отношение рождают у него идеи, желание выразить их. Таким образом, побуждение к художественному творчеству, затем целеполагание в виде определения темы, замысла основаны на чувствах художника. Процесс творчества (развитие замысла и поиск способов его воплощения) также эмоционально насыщен и связан с волевыми усилиями1. Художник (взрослый и малыш), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержаниемсоздаваемого им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от успешности его воплощения.Таким образом утверждает в себе созидательное, творческое, гуманистическое начало.
Поэтому изобразительное искусство, собственная изобразительная деятельность, смысл которых не только в самовыражении художника, но и в воздействии его на умы и души людей, призыве их к сопереживанию, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности как художника, так и зрителя. Искусство, несущее агрессию, античеловечные устремления, встречает в обществе неприятие и активный протест, а гуманистическое принимается им.
Нравственная позиция, эмоционально выраженная в творчестве, ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Так, интересен
1 Подробнее об этом см. в главе II. 18
по своей нравственной сути и необычен для малыша (5 лет) рисунок, выполненный еще в период войны в Афганистане и изображающий солдат в кузове грузовика: «Наши солдаты едут из Афганистана» (в семье старший брат служил в Афганистане).
Эмоциональное развитие человека начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций закладываются в период внутриутробного развития. Диапазон эмоционального развития человека уже в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствий, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств - сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность - благодатнейшее средство для их развития.
Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, о человеке и обществе, о себе). Знания о мире, способность к познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Без знаний о мире и рассуждений о нем нет предмета чувств и потребностей, нет разумных действий. Таким образом, личность - явление целостное, все сферы которого взаимосвязаны. Без признания и понимания этой объективно существующей взаимосвязи нельзя практически решать проблему развития личности.