Сочетание и комплексное использование наглядных средств обучения

Все многообразие наглядных средств обучения в учебном процессе по природоведению используется комплексно в раз­личном сочетании и соотношении с организационными форма­ми, методами и с наличием технических средств обучения. От наличия наглядных средств зависит выбор форм и методов обучения.

При наличии достаточного количества наглядных средств уроки природоведения проводятся с использованием разнооб­разных видов учебной деятельности школьников. Так, напри­мер, если в школе есть необходимое количество гербарного ма­териала, лучше организовать изучение материала практически­ми методами, в процессе которых учащиеся самостоятельно изучают органы растений. При наличии коллекций почв, гор­ных пород, семян, насекомых проводятся практические работы по их изучению. Если в уголке живой природы учащиеся про­водят наблюдения за растениями и животными и на основе это­го ведут дневники, то полученные результаты своей работы используют на уроке природоведения. На таком уроке лучше провести беседу, используя знания школьников и их практиче-

ский опыт. Благодаря слову или вопросу, поставленному перед учащимися в тот момент, когда обращается внимание на изу­чаемый объект, предмет или процесс, можно целенаправленно осуществлять процесс восприятия и усвоения изучаемых объек­тов; поэтому желательно подбирать такие наглядные пособия, на которых наилучшим образом можно было бы показать от­дельные черты и стороны объекта, тогда наглядность будет выступать как иллюстрационный метод.

Комплексное использование наглядных средств обучения предполагает не только их разнообразие и количественное от­ношение к содержанию учебного материала, а главным обра­зом наиболее удачный их оптимальный отбор, дающий возмож­ность рассмотреть все стороны изучаемого объекта, явления и получить в процессе изучения многостороннюю информацию.

Наблюдения за рыбами аквариума дают более полные пред­ставления о форме тела, значении плавников, окраске тела и т. д. Но для раскрытия отдельных деталей, например как расположена чешуя, необходимо обратить внимание школьни­ков на таблицу или рисунок учебника, где показано это в уве­личенном виде. Таким образом, при изучении этого вопроса ис­пользуются в сочетании живые объекты с иллюстративным ма­териалом, что позволяет воспринимать объекты или процессы в целом, во всех их проявлениях.

Многие уроки природоведения могут быть проведены с ис­пользованием изобразительного материала. Например, в III классе при подведении итогов зимних изменений в природе используется картина «Зимующие птицы». В сочетании с ней к уроку следует подготовить чучела птиц, кормушки, сделанные

учащимися.

Точно так же изучается размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами. Понятие о вегетативном раз­множении формируется позднее, в старших классах, но уже в начальных классах необходимо познакомить школьников со способами размножения; поэтому на этом уроке основное учеб­но-познавательное значение имеют натуральные наглядные средства: использование живых объектов уголка живой приро­ды и учебно-опытного участка. Перед выполнением практиче­ской работы демонстрируется картина с изображением куста крыжовника с отводками. На примере комнатных растений пе­ларгонии и традесканции проводится практическая работа по черенкованию. Перед началом этой работы следует показать фрагмент учебного фильма о вегетативном размножении. Учи­тель заранее готовит пленку, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на том отрывке, который дает информацию о после­довательности выполнения предстоящей работы. Такой комп­лексный отбор необходимых наглядных средств и использование их в определенном сочетании и последовательности позволяют усвоить способы размножения растений, рассмотреть последо-



вательность проводимых операций, азатем, работая сживыми объектами, отработать умения по черенкованию комнатных ра­стений.

Вопросы и задания длясамостоятельной работы студентов

1.Перечислите, что входит в материальную базу обучения
природоведению. . ,, .,• •..•-,...-..

2. На какие группы распределяются наглядные средства обу­
чения?

3. Какие живые- натуральные объекты используются на уро­
ках природоведения?

4. Охарактеризуйте натуральные неживые наглядные пособия.
Приведите примеры использования их на уроках.

5. Какие объемные изобразительные наглядные пособия при­
меняются в учебном процессе по природоведению? Приведи­
те примеры уроков с их использованием.

6. Какое значение имеют динамические экраино-звуковые на­
глядные пособия?

7. Какие требования следует предъявлять к учебным карти­
нам и таблицам?

8. Чем характеризуются плоскостные статические наглядные
пособия?

9. Охарактеризуйте назначение уголка живой природы.

10. Какие растения необходимо выращивать в уголке живой
природы? Приведите пример урока с использованием ком­
натных растений.

11. Каковы принципы отбора животных для уголка живой при­
роды?

12. Какие требования предъявляются к уголку живой природы?

13. Для чего необходима географическая площадка в школе?
Приведите примеры работы учащихся на географической
площадке.

Глава VI.

Наши рекомендации