Сочетание и комплексное использование наглядных средств обучения
Все многообразие наглядных средств обучения в учебном процессе по природоведению используется комплексно в различном сочетании и соотношении с организационными формами, методами и с наличием технических средств обучения. От наличия наглядных средств зависит выбор форм и методов обучения.
При наличии достаточного количества наглядных средств уроки природоведения проводятся с использованием разнообразных видов учебной деятельности школьников. Так, например, если в школе есть необходимое количество гербарного материала, лучше организовать изучение материала практическими методами, в процессе которых учащиеся самостоятельно изучают органы растений. При наличии коллекций почв, горных пород, семян, насекомых проводятся практические работы по их изучению. Если в уголке живой природы учащиеся проводят наблюдения за растениями и животными и на основе этого ведут дневники, то полученные результаты своей работы используют на уроке природоведения. На таком уроке лучше провести беседу, используя знания школьников и их практиче-
ский опыт. Благодаря слову или вопросу, поставленному перед учащимися в тот момент, когда обращается внимание на изучаемый объект, предмет или процесс, можно целенаправленно осуществлять процесс восприятия и усвоения изучаемых объектов; поэтому желательно подбирать такие наглядные пособия, на которых наилучшим образом можно было бы показать отдельные черты и стороны объекта, тогда наглядность будет выступать как иллюстрационный метод.
Комплексное использование наглядных средств обучения предполагает не только их разнообразие и количественное отношение к содержанию учебного материала, а главным образом наиболее удачный их оптимальный отбор, дающий возможность рассмотреть все стороны изучаемого объекта, явления и получить в процессе изучения многостороннюю информацию.
Наблюдения за рыбами аквариума дают более полные представления о форме тела, значении плавников, окраске тела и т. д. Но для раскрытия отдельных деталей, например как расположена чешуя, необходимо обратить внимание школьников на таблицу или рисунок учебника, где показано это в увеличенном виде. Таким образом, при изучении этого вопроса используются в сочетании живые объекты с иллюстративным материалом, что позволяет воспринимать объекты или процессы в целом, во всех их проявлениях.
Многие уроки природоведения могут быть проведены с использованием изобразительного материала. Например, в III классе при подведении итогов зимних изменений в природе используется картина «Зимующие птицы». В сочетании с ней к уроку следует подготовить чучела птиц, кормушки, сделанные
учащимися.
Точно так же изучается размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами. Понятие о вегетативном размножении формируется позднее, в старших классах, но уже в начальных классах необходимо познакомить школьников со способами размножения; поэтому на этом уроке основное учебно-познавательное значение имеют натуральные наглядные средства: использование живых объектов уголка живой природы и учебно-опытного участка. Перед выполнением практической работы демонстрируется картина с изображением куста крыжовника с отводками. На примере комнатных растений пеларгонии и традесканции проводится практическая работа по черенкованию. Перед началом этой работы следует показать фрагмент учебного фильма о вегетативном размножении. Учитель заранее готовит пленку, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на том отрывке, который дает информацию о последовательности выполнения предстоящей работы. Такой комплексный отбор необходимых наглядных средств и использование их в определенном сочетании и последовательности позволяют усвоить способы размножения растений, рассмотреть последо-
вательность проводимых операций, азатем, работая сживыми объектами, отработать умения по черенкованию комнатных растений.
Вопросы и задания длясамостоятельной работы студентов
1.Перечислите, что входит в материальную базу обучения
природоведению. . ,, .,• •..•-,...-..
2. На какие группы распределяются наглядные средства обу
чения?
3. Какие живые- натуральные объекты используются на уро
ках природоведения?
4. Охарактеризуйте натуральные неживые наглядные пособия.
Приведите примеры использования их на уроках.
5. Какие объемные изобразительные наглядные пособия при
меняются в учебном процессе по природоведению? Приведи
те примеры уроков с их использованием.
6. Какое значение имеют динамические экраино-звуковые на
глядные пособия?
7. Какие требования следует предъявлять к учебным карти
нам и таблицам?
8. Чем характеризуются плоскостные статические наглядные
пособия?
9. Охарактеризуйте назначение уголка живой природы.
10. Какие растения необходимо выращивать в уголке живой
природы? Приведите пример урока с использованием ком
натных растений.
11. Каковы принципы отбора животных для уголка живой при
роды?
12. Какие требования предъявляются к уголку живой природы?
13. Для чего необходима географическая площадка в школе?
Приведите примеры работы учащихся на географической
площадке.
Глава VI.