М1.в. методика преподавания педагогических дисциплин в вузе
Рекомендуется для направления подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль)«Педагогика и психология высшего образования»
квалификация выпускника: магистр
1. Целью дисциплины является:
а) развитие общепрофессиональных компетенций определяется:
- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
в) формирование профессиональных компетенций определяется:
- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
- способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16).
2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 20 часов аудиторных занятий: лекций – 2 часов, практических – 18 часов, 61 часов самостоятельной работы, экзамен.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина «Методика преподавания педагогических дисциплин в вузе» относится к вариативной части обязательных дисциплин профессионального цикла.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, усвоенных магистрантами в результате изучения дисциплин «Инновационные процессы в образовании», «Педагогика (высшая школа»), «Медиапедагогика и медиатехнологии».
Изучение данной дисциплины сопряжено с дисциплинами «Методика преподавания психологических дисциплин в вузе», «Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии и образовании».
Знания, умения, навыки, полученные магистрантами, создают теоретическую и практическую базу для изучения таких учебных дисциплин, как «Педагогическое измерение», «Практикум по профессиональной коммуникации».
4. Перечень планируемых результатов дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; методы систематизации и обобщения методического опыта;
- основы теории взаимодействия участников образовательного процесса;
- основные направления современных психолого-педагогических исследований, основы теории компетентностного подхода в образовании;
- основные функции методики преподавания педагогических дисциплин;
- приемы психолого-педагогического сопровождения применения методов в образовательном процессе.
Уметь:
- применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; применять современные методы распространения методического опыта;
- разрабатывать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных организациях;
- уметь формулировать исследовательскую (учебно-познавательную, учебно-профессиональную) задачу для обучающихся и организовать деятельность по ее решению в межпредметной и профессиональной области;
- использовать теоретические и практические знания в процессе решения задач;
- использовать междисциплинарные знания и умения при выборе методов преподавания;
- использовать элементы теоретических и практических знаний в процессе методического обеспечения учебного процесса;
- осуществлять выбор методов преподавания на основе ведущей функции;
- выстраивать профессиональное общение на основе известных приемов педагогического сопровождения.
Владеть:
- способами реализации современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
- навыками руководства, навыками социального партнерства;
- навыками реализации методик, технологий и приемов обучения, в том числе инновационных;
- навыками работы с индивидуальными и групповыми технологиями принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- навыками формулирования конкретной педагогической задачи и выбору эффективных методик преподавания;
- способностью организовывать учебный процесс на основе междисциплинарных знаний и умений.