Выбор методов исследования
В процессе написания курсовой и квалификационной работы для решения поставленных задач студент может использовать следующие группы методов исследования:
1. Методы теоретического анализа:
· научно-теоретический анализ источников литературы;
· анализ документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.);
· анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов.
2. Диагностические методы:
· анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития;
· антропометрические измерения;
· регистрация техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов);
· тестирование физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости);
· тестирование координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и др.);
· тестирование психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.);
· тестирование биологических функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, тонометрия, измерение артериального давления и др.);
· анкетирование, опрос;
· педагогические наблюдения (открытые и закрытые).
Педагогические наблюдения проводятся для получения первичной информации об интересующих сторонах педагогического процесса, для уточнения рабочей гипотезы или на завершающем этапе исследования для проверки эффективности рекомендаций, полученных в эксперименте и др. Объектом наблюдения могут быть: хронометрирование занятий, содержание учебного процесса, средства, методы, методические приемы коррекции и развития нарушенных функций, динамика физической и психо-эмоциональной нагрузки, поведение, коммуникативная деятельность педагога и занимающихся и др.
3. Экспериментальные методы, обеспечивающие опытную проверку гипотезы, предполагают запланированное вмешательство исследователя в педагогический процесс. Педагогические эксперименты имеют следующие разновидности (подробнее см. Б.А. Ашмарин (1978):
· в зависимости от цели исследования: констатирующей и формирующей (преобразующей);
· по условиям проведения: естественный, лабораторный и модельный;
· по направленности: абсолютный и сравнительный;
· по логической схеме доказательства сравнительный эксперимент может быть последовательным и параллельным.
При организации педагогического эксперимента недопустимы риск для здоровья и развития испытуемых, нанесение вреда для их самочувствия, ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.
4. Методы математической обработки и анализа результатов исследования. Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпритации информации, предполагающие два вида анализа: количественный и качественный.
Количественный анализ с помощью математической статистики позволяет наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. При статистической обработке материалов используются корреляционный, факторный и регрессионный анализы. Для установления достоверности сдвигов (например, между результатами в начале и в конце эксперимента) используются параметрические и непараметрические критерии различия. Более подробную информацию об этом можно получить в работах Б.А.Ашмарина (1978), Ю.Д. Железняка, П.К. Петрова (2001), А.П. Бизюк (2005) и др. Статистические методы в педагогическом исследовании служат средством анализа групповых данных и не являются точным отображением индивидуальных показателей.
Качественный анализ осуществляется преимущественно при помощи классификаций, описания и теоретического моделирования. Классификации строятся на основе выделения классификационного признака. Метод описания заключается в анализе типичных и нетипичных случаев изучаемого процесса или явления. Теоретические модели строятся на основе абстрактно-логического мышления и устанавливают определенные отношения и связи компонентов педагогического процесса. Часто моделирование используется при разработке оптимальной программы обучения. Модель дает представление о последовательности, согласованности и соподчиненности всех сторон педагогического процесса. Выбор методов исследования определяется целью и конкретными задачами.
2.3.7. Организация исследования предполагает определение:
· места проведения исследования (коррекционные образовательные учреждения, реабилитационные центры и т. п.);
· нозологической группы, возраста, пола и количества испытуемых в опытной и контрольной группах;
· продолжительности и этапов исследования;
· методов исследования, измерительной аппаратуры, анкетирования, протоколов наблюдения, тестирования и т. п.;
· факторов (включая негативные), объективно влияющих на результаты исследования.