Дополнительные материалы по теме 1
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
[Научно-исследовательская лаборатория]
«Творчество в педагогической деятельности»
Рабочая тетрадь
Магистранта
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Глазов 2016 |
Занятие 1. ВВОДНОЕ
1.Напишите, что, по вашему мнению, является исследовательской работой:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какие виды учебных письменных работ вы знаете? Запишите и проанализируЙте, чем они отличаются
Вид учебной работы | Особенность |
Занятие 2. Современные методологические подходы
Задания:
1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций) и составьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем образования (в соответствии с профилем магистерской программы). Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.
2. На основании представленной ниже информации и изучения материалов о методологии педагогической науки из списка литературы к курсу, заполните таблицу 1.
Дополнительные материалы по теме 1
Для проведения любого качественного анализа необходимо определить методологическую позицию, которая в свою очередь, задает логику, методы исследования. В педагогической науке продолжаются дискуссии о сущности, целях и задачах методологии. В.И. Загвязинский считает, что методология педагогики это учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. В социогуманитарных науках (к которым принадлежит и педагогика) сегодня преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в них учитывается включенность субъекта в изучаемый объект - общество, поэтому методология социогуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Таким образом, субъект здесь представлен дважды: как субъект познания и как часть объекта познания. Методология педагогики, выполняет и другие функции: определяет способы получения научных знаний (М.А. Данилов); направляет и определяет основной путь достижения научно-исследовательской цели (П.В. Копнин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев). Можно согласиться с Н.А. Вершининой, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Л.С. Илюшин пишет о двух недопустимых крайностях в выборе методологии исследования – использование одного или сразу всех методологических приемов. Компромиссный подход должен состоять в создании такой методологии, в которой назначение каждого метода достаточно жестко обусловлено конкретной исследовательской задачей.
Таблица 1