К примеру, чтобы достичь профессионального результата, на занятиях преподавателю приходится прилагать значительные усилия для поддержания дисциплины, контроля обучающихся.
Ему необходимо постоянно поддерживать свой имидж «всезнающего», выступать в роли судьи в разрешении всевозможных конфликтных ситуаций, а в ряде случаев и «диктатора». Такая позиция может быть не типичной, не свойственной данному человеку, но она «защищает» и делает его на первый взгляд неуязвимым. Такое поведение, выражающееся в неосознанной попытке контролировать ситуацию, подчинять себе волю других людей для достижения собственных целей, называется манипулятивным.
По мнению известного американского психолога Э. Шостро-ма, в результате своего бесконечного манипулирования современный человек потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески, низведя себя до уровня озабоченного автомата, который все свое свободное время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховаться на будущее. В связи с этим, каждый человек является манипулятором. Но в гуманистической психологии существует представление о наличии противоположного манипуляторству положительного потенциала, который А. Маслоу вслед за К. Гольдштей-ном назвал «самоактуализацией».
Манипуляторство в педагогической деятельности есть ни что иное, как защита, которая не позволяет человеку быть самим собой, открыто и свободно выражать чувства, желания, мысли, расти и ощущать богатство, красоту и разнообразие реального мира.
Сравнивая основные характеристики манипулятора и самоактуализирующейся личности, Э. Шостром противопоставляет ложь (фальшивость), неосознанность (апатию, скуку), контроль (закрытость) и цинизм (безверие) манипулятора, честности (искренности), осознанности (интересу, жизненаполненности), свободе (спонтанности, открытости) и доверие (вере, убеждению) актуализатора.
Многие психологи утверждают, что самоактуализирующая личность является человеком, имеющим свободу творить себя и свою жизнь, превращая рутинную работу в радость себе, в увлекательную игру. Эрик Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Свобода человека заключается не в независимости от обстоятельств, которыми он иногда манипулирует сам, а иногда оказывается под их манипулятивным воздействием. Нам представляется, что первым шагом к свободе и самоактуализации будет являться для человека его осознание своих манипуляций.
Следует отметить, что сам по себе человек не рождается манипулятором. Все дело в том, что манипуляцией является его взаимодействие с социальной средой, в частности, с профессиональной. Парадокс современного человека состоит в том, что, будучи разумным существом, овладевая знаниями, умениями и навыками, он живет в состоянии неосознанности.
Существует ряд причин манипулятивного поведения. Во-первых, согласно Ф. Перлу, человек находится в вечном конфликте между «опорой на себя и опорой на внешнюю среду». Здесь возникает проблема доверия к себе и доверия к другим людям. Недоверие к себе побуждает человека искать поддержки у других лиц. Недоверие преподавателя к студентам заставляет требовать от них строгого выполнения его предписаний, что блокирует их стремление к творчеству и самовыражению.
Вторую причину выделил Э. Фромм, который считал, что истинная сущность человека есть любовь. Но многие люди просто не знают, что мы не можем любить другого, пока не полюбим самих себя. А полюбить себя – это значит принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же думаем, что любить можно только за совершенство, а поэтому подменяем любовь властью над человеком, стремясь «исправиться» и «исправлять» других.
Третья причина манипулирования кроется в страхе остаться в одиночестве. Дж. Буженталь считает, что риск и неопределенность в жизни настолько велики, что человек чувствует себя в совершенном мире беспомощным и одиноким. В связи с этим некоторые преподаватели готовы идти на всяческие уступки в отношениях со своими учениками ради того, чтобы не быть отвергнутыми полностью и не остаться в одиночестве.
Четвертой причиной может быть страх перед затруднительным положением; об этом много написано в работах Э. Берна, Дж. Хейли, В. Глессера. Опасаясь попасть в какое-либо затруднительное положение, любой человек, в том числе и преподаватель, может предпочесть вообще не предпринимать каких-либо действий, не идти на риск, не экспериментировать, а следовать неоднократно проверенным, пусть даже консервативным, принципам и нормам поведения. В другом случае – это боязнь вопросов, хотя вопросы обучающихся в своей основе являются не ловушкой для преподавателя, а признак заинтересованности и добросовестная попытка разобраться в изучаемой проблеме.
Пятая причина манипуляции объяснена А. Эллисом, выделившим некоторые алогичные допущения, которые люди используют в повседневной жизни. Среди них – необходимость получать одобрение от всех и от каждого. Преподаватель, стремящийся во всем угодить своим студентам, является примером такого манипулирования. Никогда не может быть полного единства взглядов и согласия во всем, а в связи с этим не может быть и всеобщего одобрения. Взаимное уважение и стремление понять друг друга являются наилучшим способом взаимодействия преподавателя со студентами, позволяющим наиболее полно выразить и удовлетворить личные потребности и интересы обеих сторон.
Древние философы считали: «Кто захочет спасти свою душу, тот ее потеряет». Перефразируя данный термин, можно сказать, что чем больше мы защищаем себя с помощью различных манипуляций, тем большей опасности мы себя подвергаем, тем больше вероятность неудач и неприятностей нас ожидает. Дж. Буженталь убежден, что «снятие чрезмерного усилия» является важнейшим условием для самоактуализации. Конечно, в жизни есть цели, которые достигаются путем активного стремления, старания и проявления силы воли. Но основные человеческие добродетели достигаются мудростью, достоинством, мужеством, смирением, их нельзя получить, не заслужив их.