Передний вагон поезда был голубого цвета.
Докажи правильность своих исправлений:
13. Чётко и внимательно прочитай пары слов:
звонкий собака | злая голос |
зимний булка | красное сад |
сладкая заяц | солнечный яблоко. |
Правильно ли составлены словосочетания? Как нужно их исправить?
Прочитай правильно составленные тобой словосочетания.
Запиши их так, чтобы слова-предметы стали обозначать маленький предмет. Проанализируй все слова, которые образовались при помощи суффиксов.
14. Чётко прочитай пары слов:
Что изменилось, по-твоему, в написании 2-го слова каждой пары'
Назови и выдели значком общую часть в каждой паре слов.
Назови и выдели нужным значком во втором слове каждой пары ту часть, которая изменила слово (суффикс). Какое значение приобрело 2-е слово каждой пары?
15. Чётко прочитай слова:
Какие из них образовались при помощи суффиксов? Проанализируй каждое из этих слов.
(Задание выполняется парами.)
16. Чётко прочитай слова:
Назови слова, от которых образовались данные, и ту часть слова, которая участвовала в его образовании. Почему ты так думаешь?
Запиши слова, обозначающие: животных; инструменты; военные профессии; спортсменов.
Выдели нужными значками основную часть слова и ту, которая участвовала в образовании данных слов.
Составь с одним словом каждой группы словосочетание; запиши их и выдели в словах ударный слог.
17. «Собери» слова и запиши их:
лес — , барабан — , пожар — , массаж — , телеграф — , истор — , касс — , газет — , мор — , пев — , — води — , киоск — ; -ист, -як, -ник, -тель, -щик, -ии, -ец, -чик, -ёр, -ир.
Сделай вывод: как образовались слова и какое значение они приобрели. Рассуждай так: «Лесник — это человек, который ухаживает за лесом. Это слово образовалось от слова "лес" при помощи сочетания букв (суффикса) «-ник».
18. Чётко прочитай слова:
Запиши слова группами по общности значения главной части слова (корня). Выдели корень слова. Докажи правильность выполнения задания.
Назови те слова, которые образованы при помощи букв или различных сочетаний букв (суффиксов). Проанализируй их.
19. Игра «Суффикс — не суффикс».
а) Играют 2 команды. Логопед читает слова. 1-я команда записывает слова с суффиксом -к-,; 2-я — с буквой «к», которая не является суффиксом:
мышка, лошадка, ложка, кошка, шапка, ромашка, травка, пушка, банка, речка, пеньки, шляпка.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5) Вспомни все суффиксы, с которыми ты познакомился. Распредели их по общности значения. Приведи примеры слов с подобранными тобой суффиксами. Докажи правильность выполнения задания.
20. Где ты живёшь?
а) Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Обрати внимание на выделенную значком часть слова. Назови её
При помощи выделенных суффиксов образовались новые слова, которые указывают на место, где живёт человек. От какого слова и как образовались эти слова? Какое значение они приобрели?
Рассуждай так: «Слово "москвич" образовалось от слова "Москва" при помощи сочетания букв (суффикса) -ич. При помощи этого суффикса слово "москвич"указывает на место, где живёт человек».
б) Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Обрати внимание на выделенную значком часть слова. Назови её.
При помощи выделенных сочетаний букв образовались новые слова, которые обозначают национальность человека. От какого слова и как образовались эти слова? Какое значение они приобрели?
Рассуждай так: «Слово "русский" образовалось от слова "Русь" при помощи сочетания букв (суффикса) -ск-. Слово "русский" указывает на национальность человека».
21. В течение 10 минут выпиши из орфографического словаря 5 слов, указывающих на место жительства человека; 5 слов, обозначающих национальность. Выдели в словах суффиксы и ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Второй уровень
1. Чётко прочитай слова парами:
Что изменилось в написании 2-го слова каждой пары? А кроме написания?
Какая часть слова приняла участие в изменении значения слова?
Выдели эту часть во всех словах значком . В трёхсложных словах выдели ударный слог.
2. Предъявляется плакат с изображением круга. Внутри круга слова: дыра, забор, лимон, рука, сапог, лапа, голос, нос, тетрадь, бутылка, одеяло, лоб. За кругом суффиксы: -к-, -чк~, -очк-, -ищ~, -чик-. Чётко прочитай слова внутри круга.
Измени данные слова, добавляя соответствующие буквы или сочетания букв (суффиксы), находящиеся за кругом. Что происходит со словами?
Какие суффиксы придают слову значение маленького предмета? Назови их.
Какой суффикс придаёт слову значение огромного предмета? Назови его.
Запиши с каждым суффиксом, которые ты дополнял, по одному слову. Выдели значком эту часть слова.
3. Чётко прочитай слова:
Подумай, какие слова можно изменить только при помощи буквы -к- (суффикса), а какие — как с помощью -к-, так и сочетания букв -ушк- (т.е. обоих суффиксов).
Запиши те слова, которые можно изменить двумя способами. Выдели ту часть слова, которая изменяет его значение значком . Как она называется?
Как при этом изменяется значение слова?
Назови слова, которые ты не изменял. Образуй от них новые слова. Назови ту часть слова, которая придала ему новое значение.
4. Послушай внимательно слова:
трава, зёрнышко, ель, травушка, часики, зерно, луч, ёлочка, ветерок, лучик, час, ветер, ручеёк, зима, ручей, зимушка.
Чем эти слова похожи и чем различаются?
Внимательно послушай их ещё раз и назови те пары, которые ты запомнил.
В каждой паре назови то слово, которое образовалось при помощи сочетания букв, стоящих после главной части слова (суффикса). Запиши их но памяти.
Выдели значком ту часть слова, при помощи которой оно образовалось.
5. Прочитай предложения «про себя»:
Скажи, что нужно сделать? Запиши предложения. Назови буквы и сочетания букв (суффиксы), которые изменили смысл слова. Выдели их нужным значком.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
6. Зашифруй слова значками: —корень; —суффикс; —окончание.
Мёд, дочь, туча, медок, ветер, тучка, дочка, ветерок, доченька, ветрище, волосок.
Расшифруй свою запись; подбери другие слова такого же состава. Объясни свой выбор.
7. Прочитай внимательно предложения:
Все ли слова употреблены в предложениях правильно?
Назови те слова, которые, по твоему мнению, не подходят. Почему ты считаешь, что эти слова подобраны неправильно? Объясни, как нужно исправить предложения.
Запиши правильные предложения.
В трёх-, четырёх- и пятисложных словах выдели ударный слог.
8.
сад — ... | место — ... | река — ... |
ягода — ... | брат — ... | печь — ... |
тыква — ... | орех — ... | липа — ... |
а) Чётко прочитай столбики слов:
Сначала измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы; затем — так, чтобы они обозначали признак предмета и отвечали на вопрос какой? Запиши их.
Что произошло со словами? Выдели значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его.
б) Чётко прочитай слова:
Подбери к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? К некоторым подойдут слова, образованные тобой в предыдущем упражнении.
Запиши те словосочетания, в которых оба слова образованы с помощью суффиксов. Проанализируй их. В трёхсложных словах выдели ударный слог.
9. Чётко прочитай слова:
Измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы. Запиши их в столбик. Выдели ту часть слова (суффикс), которая изменила его.
От этих слов образуй слова, обозначающие признаки предмета. Проанализируй и запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его. В скобках запиши то слово, от которого ты образовал 2 новых слова.
А теперь со словами, которые отвечают на вопрос какой?, составь словосочетания с данными ниже словами:
Запиши составленные сочетания слов по образцу, выделяя ударный слог.
10. Чётко прочитай словосочетания, выделяя ударный слог:
звуки музыки | работа художника |
совет друга | решение историка |
нападение зверя | аппетит волка |
кисель из молока | упрямство осла |
мясо с луком | грибы с хлебом |
Подумай, как можно изменить данные сочетания слов, чтобы появились слова, обозначающие признак предмета (какой?). Составь такие словосочетания. Может быть, у тебя появились какие-то сомнения? Докажи правильность выполнения задания.
Запиши вновь составленные сочетания слов.
Найди слова, в которых появилась такая часть, которая изменила его смысл. Выдели эту часть (суффикс) нужным значком и на зови её.
С любыми 2 вновь образованными словосочетаниями составь и запиши предложения. В словах предложения выдели ударные слоги.
11. Чётко прочитай слова:
зима, морж; река, книга; | орех, игра; рыба, письмо. |
В течение 5—7 минут к данным словам подбери как можно больше слов с разными суффиксами. Проанализируй подобранные слова.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов)
12.
а) Чётко прочитай слова:
Подумай, какие из данных слов «притягиваются» друг к другу. Объедини их в группы. Объясни, по какому признаку ты это делал.
Измени данные слова так, чтобы они приобрели значение признака предмета. Запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова, которая участвовала в его изменении. Назови её.
б) Чётко прочитай слова:
К вновь образованным словам-признакам из п. а) подбери подходящие по смыслу слова из п. б). Запиши 4 составленных сочетания слов (из каждой группы); выдели ударный слог в трех- и четырехсложных словах.
13. Чётко прочитай слова и запиши их:
Сравни слова по написанию. Назови общую часть этих слов и обозначь её значком
Подумай, от какого слова образованы эти слова и при помощи каких суффиксов. Выдели суффиксы значком
Одинаковы ли эти слова по значению? Подумаем вместе.
«Дружный» — этим словом определяется совместная слаженная жизнь людей или работа: дружный коллектив, дружная работа, дружные ребята.
«Дружеский» — этим словом определяется очень хорошее отношение одного человека к другому: дружеский привет, дружеский совет, дружеская беседа.
«Дружественный» — этим словом определяются хорошие отношения народов, государств, совместные действия: дружественные отношения, дружественная встреча глав государств.
Сравни сначала по написанию и затем по значению следующие слова (в случае затруднения обращайся к толковому словарю):
Пушной, пушистый, пуховый (хвост, платок, зверёк, одеяло);
водный, водяной, водянистый {жук, путь, лыжи);
цветной, цветистый, цветочный {горшок, карандаш, платок, рассада, фильм);
старый, старинный, старческий (часы, костюм, походка).
Подбери к словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы, объясняя свой выбор. Запиши составленные словосочетания. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту часть, которая придаёт ему значение признака предмета.
14. Прочитай «про себя» предложения.
Назови в каждом предложении сочетание слов, обозначающее предмет и его признак. Подумай, правильно ли подобраны слова-признаки. Если нет, исправь ошибки, подобрав к каждому слову признаку подходящее по смыслу слово-предмет.
Выдели значком общую часть в словах и ту часть, которая придай слову значение признака (суффикс).
15. Чётко прочитай слова:
На какой вопрос отвечают данные слова и что они обозначают? Прочитай те слова-признаки, которые характеризуют человека. Измени данные слова, заменив их окончания сочетанием букв -ость (суффиксом).
Запиши образованные слова во 2-й столбик. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту, которая изменила его значение. Какой общий суффикс во всех словах? Прочитай о значении вновь образованных слов в Толковом словаре.
Во вновь образованных словах замени суффикс -ость суффиксом -ец. Про кого или про что можно так сказать?
Запиши вновь образованные слова в 3-й столбик. Выдели в них суффикс.
16. Чётко прочитай слова:
Проанализируй данные слова. Выдели в каждом слове ту часть (суффикс), которая придаёт ему определённое значение.
Подбери к данным словам слова противоположного значения с теми же суффиксами. Обоснуй правильность своего подбора.
Составь с одной парой каждой группы слов словосочетания. Запиши их. Выдели ударный слог.
17. Логопед предлагает ребёнку задание на карточке.
Посмотри внимательно на карточку. Подумай, что на ней написано:
В вежливой форме предложи своему товарищу задание по составлению слов.
(Совместный анализ составленных слов.)
18. Как называют человека, который:
— учит, строит, пишет книги;
— играет на гитаре, работает на тракторе;
— поёт на сцене, продаёт разный товар;
— шьёт сапоги, убирает двор, охотится;
— водит самолёт, обслуживает пулемёт;
— вставляет стёкла; настраивает музыкальные инструменты.
Запиши названные тобой слова. (Слова с одинаковым суффиксом записываются построчно.)
Внимательно прочитай записанные слова. Скажи, при помощи каких суффиксов образовались новые слова? Выдели суффиксы нужным значком. От каких слов образовали записанные слова?
Образец рассуждения:
Логопед: Учитель — это человек, который учит детей. Это слово образовалось от слова «учить» при помощи сочетания букв -тель (суффикса).
Теперь ты расскажи о каждом слове. (Каждый ученик рассказывает, остальные слушают и при необходимости поправляют его.)
19. Чётко прочитай слова:
Подумай и распредели данные слова в несколько групп по общности значений. Расскажи, от каких слов и как образовались данные слова и что они обозначают.
(Образец рассуждения в предыдущем упражнении.)
20. Прочитай предложения «про себя».
Подумай, правильно ли образованы слова, обозначающие профессии людей. Найди и исправь ошибки. Запиши исправленные предложения.
Найди в словах, обозначающих профессии, ту часть (суффикс), которая придала им данное значение. Выдели её нужным значком и назови.
21. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Обрати внимание на выделенную значком часть слова. Назови ее
Среди данных слом есть слона, которые указывают на место жительства или национальность человека. Подумай, от какого слова и как образовались эти слова; какое значение они приобрели.
Рассуждай так: «Слово "астраханец" образовалось от слова "Астрахань" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец. Оно указывает на место жительства человека».
* С л о в а для с п р а в к и: города: Кострома, Париж, Новгород; река: Волга; страны: Болгария, Китай, Япония, Дагестан.
22. «Рассыпались» слова — собери их и запиши:
Проанализируй составленные слова. С любыми из них составь 3 предложения.
23. В течение 10 минут самостоятельно подбери по 5 слов, обозначающих: а) профессию людей; б) место жительства; в) национальность. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
Третий уровень
1. Чётко прочитай слова:
Прочитай только те слова, которые не только называют предмет, но и указывают на его величину. Назови ту часть слова, которая указывает на величину предмета.
Запиши сначала слова, обозначающие маленькие предметы, затем — очень большие. Выдели значком ту часть слова, которая указывает на величину предмета. Выдели ударный слог в трёхсложных и четырёхсложных словах.
Подбери к двум любым словам, обозначающим маленький предмет и очень большой, подходящие по смыслу.
2. Чётко прочитай слова:
Измени слова так, чтобы они обозначали: сначала маленький предмет; затем пренебрежительное отношение к предмету; наконец — очень большой предмет.
(Задание может выполняться по цепочке: каждый ученик выполняет одно задание.)
Запиши в столбик вновь образованные слова в указанной последовательности. Объясни, как ты выполнял задание.
Выдели значком ту часть слова, которая стоит после главной его части (корня) и изменяет значение слова.
С любыми 3 словами, имеющими разные значения, составь и запиши предложения; выдели в словах предложения ударный слог.
3. В течение 7—10 минут подбери слова с данными сочетаниями букв (суффиксами), стоящими после главной части слова (корня):
-ок-г -ик-, -ник-, -ушк-, -чик-, -очк-(-ечк-), -ищ-.
Проанализируй подобранные слова.
4. Каждому ребёнку предлагается карточка с одним словом. Дети по очереди читают слова на карточках. Один читает слово, другие изменяют его по приприведённым заданиям:
а) чётко прочитать слово на карточке;
б) изменить слово так, чтобы оно сначала обозначало предмет небольшой величины; затем — очень большой величины; далее — признак предмета (отвечало на вопрос какой?). Например: конь — конёк — конище — конный;
в) записать цепочку слов; сказать, что с ними произошло, и выделить значком в словах ту часть слов (суффикс), которая изменила их значение
г) прочитать только те слова, которые обозначают признак предмета; подобрать те, которые подходят им по смыслу.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления сочетаний слов)
5. Отыщи нужный суффикс.
а) Чётко и внимательно прочитай:
Что нужно изменить в этих необычных словах? Запиши правильно образованные тобой слова.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
б) Предложи подобное задание своему товарищу (2—4 слова). Проанализируйте вместе с ним правильно образованные слова.
6. Чётко прочитай слова:
На какой вопрос отвечают эти слова и какой признак предмета обозначают?
Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака, добавив сочетание букв (суффикс) -оват-.
Запиши слова по образцу: белый — беловатый. Что изменилось в слове?
Выдели значком общую часть слов (корень); значком — ту часть, которая находится после него (суффикс).
Прочитай слова, которые обозначают неполноту признака, и назови ту часть(суффикс), которая придаёт слову это значение. Запиши их во 2-й столбик.
Во вновь образованных словах замени суффикс -оват- сочетанием -ок; конец слова убери. Назови и запиши в 3-й столбик вновь образованные слова. Выдели значком в словах ту часть, которая изменила слово. Назови её.
Во вновь образованных словах 3-го столбика замени сочетание букв –ок- насочетание -изн-, добавив окончание -а. Выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение. Назови её. Справься о значении вновь образованных слов 4-го столбика в толковом словаре.
7. В течение 5—7 минут подбери самостоятельно по 5 слов-признаков с суффиксами -н- и -оват-. Проанализируй подобранные слова. Составь и запиши этими словами 2—3 предложения.
8.
а) Вместо слов запиши их суффиксы, которые услышишь:
колечко, муравьишка, фарфоровый, страусиные, дешевизна, глуобокий, облачко.
Подбери другие слова к записанным суффиксам. Докажи правильность подбора слов.
а) Зашифруй слова значками; корень, . —суффикс, —'окончание,
крутой, крутизна, крутоватый; ветерок, туманный, тюльпанчик, гвоздь, тросточка, трость, горошина.
Расшифруй свою запись, подбирая к схемам другие слова. Объясни свой выбор. Докажи правильность своего выбора составлением предложений, включающих любое слово с суффиксом.
9. Четко прочитай сочетания слов, выделяя ударный слог в каждом слове:
Найди в данных словосочетаниях слова, обозначающие признаки предмета и прочитай их. Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака.
Запиши словосочетания так: в левый столбик — словосочетания, обозначающие полноту признака; в правый столбик — словосочетания, обозначающие неполноту признака.
Выдели значком общую часть (корень) слов-признаков; значком ту часть этих слов (суффикс), которая находится после главной части слова. Проанализируй слова-признаки из каждой пары словосочетаний.
Составь. 2 предложения со словами, обозначающими полноту признака, и 2 предложения — со словами, обозначающими неполноту признака.
10. Найди нужное слово.
а) Прочитай предложения «про себя»:
Подумай и выбери из стоящих в скобках нужное (подходящее по смыслу) слово-признак. Объясни свой выбор.
6) Составь 2 предложения со словами-признаками, указывающими на неполноту признака. Докажи правильность выполнения задания
11. Четко прочитай слова:
Что произойдёт, если к этим словам добавить суффиксы? Попробуй от каждого слова образовать не менее 3 слов с суффиксами
Проанализируй образованные слова. С одним из них составь предложение.
* Можно использовать следующие суффиксы: -ск-, -ж-, -ов . -ник-, -очк-, -ёнок-, -як-, -ок(ек)-, -ушк-, -н-, -ец-.
12. Чётко прочитай слова:
Проанализируй их по написанию и по значению. Найди объяснение каждому слову в толковом словаре.
Запиши данные слова. Назови и выдели значком общую часть слов (корень). Выдели в словах значком ту часть (суффикс), которая придает слову новое значение.
Подбери к данным словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы. Запиши составленные словосочетания. Выдели в каждом слове ударный слог.
13. Чётко прочитай слова:
На какой вопрос отвечают данные слова? Подумай: что нужно сделать, чтобы от данных слов образовать слова-признаки?
* При образовании слов пользуйся суффиксами: -н-, -ист-, -аст-, -ев Выбери из данных слов те, к которым подходят вновь образованные слова-признаки:
озеро, щука, дружба, боль, червь, заря, воротничок, местность, глыба, палуба, день, берег, луг.
Чётко произнеси составленные сочетания слов, выделяя ударный слог.
14. Чётко прочитай слова:
Измени каждое слово так, чтобы оно обозначало: сначала — маленький предмет; затем - признак предмета; потом — профессию.
Выпиши каждое данное слово и вновь образованные от него на отдельную строчку. Устно составь 3 предложения с вновь образованными словами любой строчки. Назови и выдели общую часть слов (корень) и суффикс, который меняет значение слова.
15. Чётко прочитай слова:
баян, трактор, хоккей, фокус, камень, бокс, |
скот, скрипка, груз, комбайн, птица, волейбол, |
экскаватор, борьба. |
Образуй новые слова с помощью суффиксов и запиши их в следующем порядке: обозначающие профессии артистов; обозначающие профессии строителей; обозначающие профессии в сельском хозяйстве; обозначающие спортивные профессии.
Выдели в каждом слове суффикс. Какой суффикс повторяется при образовании слов, обозначающих три профессии; две профессии?
Составь с одним составленным словом каждой группы предложение; запиши 2 из них. Выдели в словах ударный слог.
16. К данным суффиксам подбери слова, обозначающие профессии в спорте; в сельском хозяйстве: -ист-, -ник-, -ец-.
Запиши подобранные слова. Выдели нужным значком суффикс, который придает слову значение профессии. Расскажи, от какого слова и как образовались подобранные тобой слова и какое значение они приобрели.
Образец рассуждения: «Машинист — это человек, который водит поезда. Слово образовалось от слова "машина" при помощи сочетаний букв (суффикса) -ист-».
17.
Четко прочитай слова:
Выбери слова, от которых можно образовать новые слова, обозначающие профессии людей. Запиши их. Назови и выдели нужным значком суффиксы, которые изменили значение слов.
Расскажи, как ты образовывал слова и какое значение они приобрели
Прочитай внимательно ещё раз данные слова. Назови те, которые ты еще не использовал. Подумай: с каким значением и с помощью каких суффиксов можно образовать от них новые слова?
6) Назови из слов п. а) те, от которых можно образовать слова с двумя значениями: маленького предмета и профессии. Запиши образованные тобой слова. Выдели суффикс.
Проанализируй вновь образованные слова. Составь и запиши 3 предложения со словами любой тройки.
18. В течение 5—7 минут самостоятельно подбери по 4 слова с различными суффиксами, обозначающими: маленький предмет; очень большой предмет, профессию; названия детёнышей животных или птиц; неполноту признака предмета.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
19. Посмотри внимательно на данные суффиксы и сгруппируй их по общности значения:
-ник-, -оват-, -еньк-(-оньк-), -як-(-ак-), -ск-, -чик-, -ишк-, -ик-, -лив-, -ок-(-ёк-), -ист-, -тель-, -ов-(ев-), -к-.
К каждому суффиксу подбери 3—4 слова. Докажи правильность своегобора.
Какие из суффиксов имеют два значения? Назови их и подбери слова, подтверждающие правильность твоего ответа.
20. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Найди среди них слова, которые можно изменить так, чтобы они обозначали профессии; место жительства; национальность. Запиши пары слов.
Выдели нужным значком суффикс, который изменил значение слова. Проанализируй вновь образованные слова.
* Рассуждай так: «Слово "ставрополец" образовалось от слова "Ставрополь" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец-. Оно указывает на место жительства».
21. Втечение 10 минут подбери к данным сломам как можно больше слов с разными суффиксами:
снег, брат, печь, друг, футбол, цвет, деревня, вечер
Составь и запиши 2 предложения с любыми подобранными словами разного корня. В словах этих предложений выдели ударный слог
(Задание может выполняться парами.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Образование слов с помощью приставок
Первый уровень
Логопед: Мы знакомимся с образованием слов с помощью букв или сочетании букв (приставок), которые находятся перед главной частью слова и меняют его значение:
у- | о- | об- | в- | вы- | с-(со-) | от-(ото-) | по- | за- | до- | |||||
над- | под- | про- | из-(ис-) | при- | пре- | пере- | ||||||||
без-(бес-) | раз-(рас-) | воз-(вос-) | низ-(нис-) | чрез-(чрес-) | ||||||||||
1.
а) Чётко прочитай слова в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика
пишу |
напишу
запишу
выпишу
спишу
впишу
допишу
подпишу
надпишу
припишу
перепишу
Сравни со словом «пишу» по написанию слова левого столбика, затем — правого столбика.
Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?
Запиши их. Назови и отметь значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?
Объясни значение каждого слова и составь с ними словосочетания:
б) Рассмотри внимательно схему. (На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге - глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в , пере- и т.д.)
Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.
Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.
(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороной круга; 2-й, начиная с буквы в-, — с правой стороной круга.)
Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.
Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
2. Чётко прочитай слова:
На какой вопрос отвечают данные слова?
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Наблюдай, что происходит со словом.
* что делать? — говорить; что сделать? — заговорить.
Запиши полученные пары слов.
От какого слова и как образовались слова, отвечающие на вопрос что сделать? Какое значение приобрели вновь образованные слова.
Составь с 2—3 любыми вновь образованными словами предложения. Запиши их. Выдели в словах ударный слог.
3. Чётко прочитай слова:
Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной форме.
Плохо выполненное задание надо ... .
Упражнение с учебника можно ....
Новую тетрадь надо ....
Из текста слова с безударной гласной нужно ….
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. В течение 10 минут образуй от слов-действий сказать и говорить новые слова при помощи разных букв или сочетаний букв, стоящих перед главной частью слова.
Запиши и выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение.
Назови из вновь образованных слов те, которые обозначают: начало действия (за-); конец действия {до-, вы-, у-); изменение действия (пере-); неполноту действия (про-).
* В а р и а н т ы выполнения работы:
1-ый: приставки могут быть предложены логопедом;
2-ой: дети самостоятельно подбирают приставки.
Объясни, какое дополнительное значение вносят буквы и сочетания букв (приставки), с помощью которых ты образовывал новые слова?
Составь и запиши предложения, в которых есть сочетания букв (приставки): про-, под-,пере-.
5. Чётко прочитай слова:
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: те, которые имеют значение удаления; те, которые имеют значение приближения.Запиши те части слов, которые придают значение а) приближения; б) удаления.
Составь и запиши 3 предложения со словами, имеющими значение приближения, и 3 предложения со словами, имеющими значение удаления. В этих словах предложений выдели ударный слог.
6. В течение 10 минут составь как можно больше слов с сочетаниями букв (приставками): по-; на-; про-; от-. Проанализируй составленные слова.
Составь и запиши 3 предложения с подобранными словами. Выдели значком ту часть в словах, которая придала им новое значение.
7. Чётко и внимательно прочитай словосочетания:
Какие слова нужно изменить и как? Исправь ошибки и запиши правильные словосочетания. Назови и выдели соответствующим значком ту часть в словах, которая изменяет их значение.
Попробуй предложить подобное задание своему товарищу (2—4 словосочетания). Проанализируйте вместе с ним правильность выполнения задания.
8. Прочитай предложения «про себя»:
Какие слова в предложениях употреблены неправильно? Что нужно сделать, чтобы по смыслу предложения стали правильными?
Запиши исправленные предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
9. Чётко прочитай слова:
Выпиши слова, в которых есть приставки. Выдели их. Проанализируй слова с приставками. К каждой выделенной приставке подбери новое слово. Докажи правильность своего выбора.
Составь с подобранными словами предложения.
10. Чётко прочитай слова:
Найди и выпиши слова только с указанными приставками. Выдели их.Проанализируй выписанные слова. Составь с ними словосочетания.
Почему ты не выписал остальные слова? Как проверить, что ты это сделал правильно?
Найди среди всех слов однокоренные, выпиши их и объясни значение каждого.
11.
а) Чётко прочитай слова:
Что произойдёт со словами, если из них постепенно убирать окончание, суффикс, а затем приставку?
Назови ту часть, которая останется. Как она называется?
б) «Собери» слова от данных корней, постепенно добавляя приставку, суффикс, окончание:
сад, дар, дума, сказ, вар.
Проанализируй составленные слова. Составь с ними 3 предложения и запиши их.
12. «Собери» слова и проанализируй их:
-чик-, объ-, -езд-; -вод-, -ник-, под-; -и, -плёт-, -чик-, пере-; -ит, за-, -брос-; -и, пере-, -л-, ход.
Предложи подобное задание своему товарищу. Попроси его составить устно 3 предложения, включающие некоторые из этих слов. Совместно обсудите правильность выполнения задания.
13.
а) Чётко прочитай слова:
снежок, горец, приморский, снежинка, борец, |
снежная (баба), пригород, пристроить, снег, |
глупец, снеговик, приговор, подснежник, |
морозец, прибытие, прибрежный, молодец. |
Распредели данные слова: по общему корню; по одинаковым суффиксам; по одинаковым приставкам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения заданий.)
С любыми 2 словами каждой группы составь и запиши предложения.
В 3-4-сложных словах выдели ударный слог.
б) Подбери и запиши В 3 столбика слова, состоящие: из одного корня; приставки, из корня, приставки и окончания.
Составь с одним словом каждого столбика предложения и запиши их. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
14. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали данным схемам:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
15. Почему мы так называем эти предметы?
Маслята, маслёнка, столовая, хлебница, расчёска, подсвечник; рыболов, самолёт, кашевар, кофемолка, самовар, пылесос, тепловоз
Задание могут выполнять 2 ученика, которые по очереди задают друг другу вопросы. Остальные контролируют ответы и предлагают свои в случае ошибки товарища.
16. Какая часть слова пропущена?
лес-; -ник; подар-; -ец; за-ка; по-; сад-ник; пеше-; -оватый; реч-ой.
Почему ты так решил? Обоснуй свой ответ, составляя слова.
Второй уровень
1. Составь слова.
Из нижеприведённых сочетаний букв (приставок) выбери и присоедини началу слова «крыть» нужные — так, чтобы получилось новое слово:
с-, в-, на-, за-, вы-, ис-, по-, до-, под-, над-, при-, бес-, рас-, пере-.
Запиши вновь образованные слова. Сравни их по написанию со словом «крыть». Подумай и скажи, чем отличаются вновь образованные слова от слова «крыть». Назови и отметь значком ту часть слова, которая находится перед его общей частью.
Подумай и скажи, изменилось ли значение вновь образованных слов. Объясни их значение и составь с ними словосочетания.
2. Чётко прочитай слова;
Назови ту масть слова, которая находится перед главной его частью. Объясни значение данных слов.
Подбери к ним слова с противоположным значением. Какая часть слова придала ему новое значение?
Запищи данные и вновь образованные слова парами. Выдели значком ту часть слова, которая меняет его значение.
Устно составь с каждым словом словосочетания, например: влить в трубу – вылить из ведра.
3. Чётко прочитай слова:
Подумай, какие буквы или сочетания букв (приставки) надо добавить в начало каждого слова, чтобы они приобрели сначала значение направления действия внутрь, затем — наружу. Проанализируй вновь образованные слова.
Составь и запиши по 2 предложения со словами, имеющими значение направления действия внутрь и наружу.
4.
а) Чётко прочитай слова:
Выпиши сначала слова, имеющие значение сквозного движения (сквозь что-нибудь), затем — движения вокруг чего-нибудь и наконец — слова, имеющие значения заполнения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь 3 предложения со словами, имеющими разное значение
б) Чётко прочитай слова:
Выбери и подчеркни только те слова, которые имеют значение движения. Назови и выдели значком ту часть слова (приставку), которая придала ему это значение.
Подбери самостоятельно 5 слов с подобным значением. Проанализируй их. Составь с ними устно 2 предложения.
5. В течение 5—7 минут при помощи букв и сочетаний букв (приставок), стоящих перед главной частью слов носить и возить, образуй новые слова со значением: начала действия (за-); завершения действия (у-, вы-, от-); приближения (при-, под-); добавления или увеличения чего-либо (до-, на-); движения вокруг чего- либо (об-, раз-); краткости действия (по-, про-).
Проанализируй вновь образованные слова. Составь по одному предложению с этими словами. (Слова предлагает логопед.)
6. В течение 5 минут подбери как можно больше слов с приставками: над-, пере-; под-; при-.
Проанализируй составленные слова.
Составь и запиши с этими словами 3 предложения (по выбору).
7. Прочитай предложения «про себя»:
Подумай, все ли слова в предложениях употреблены правильно Найди и исправь ошибки. Докажи правильность своих исправлений.
8. Чётко прочитай слова:
а)
.
б)
в)
Запиши только те слова, в которых есть приставки, выделяя их. Проанализируй значения слов.
Предложи подобное задание товарищу. (Слова могут начинаться с приставок до-, вы- и т.д.) Проанализируйте вместе с ним подобранные слова. Составьте устно предложения.
9. Чётко прочитай слова:
.
На какой вопрос эти слова отвечают и что обозначают?
Подбери к данным словам-признакам близкие по значению с приставками без-(бес-). Проанализируй их. Составь предложения с вновь образованными словами.
* (Безоблачный, бессильный, беспощадный, безошибочный, бесстрашный, беспомощный, безрадостный, безразличный, бесполезный )
Подумай и скажи, подходят ли подобранные слова к схеме:
Докажи правильность своего ответа.
10. Зашифруй слова схемами:
проход, забег, полёт, пересмотр, дополз.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Подбери к составленным схемам слова. Докажи правильность выполнения задания. Составь 3 предложения с любыми 3 словами.
11. Подумай, какие слова можно составить из данных их частей:
мор-, крик-(крич-), пляс-, толст-; -ун-, -як-, -ск-, -лив-, -к-;
при-, за-, по-, на-; -ий (-ый), -ы (-и), -ая.
Запиши составленные слова. Проанализируй их
12. Угадай слова на слух и запиши их:
- корень такой же, как в слове домашний, суффикс такой же, как в слове шарик;
- корень - из слова сходка; суффикс — из слова тетрадки; приставка из слова повязка; окончание — из слова слива;
- корень — из слова водичка; суффикс — из слова печник; приставка из слова подъезд;
- корень — из слова измерить; суффикс — из слова стенка; приставка из слова пригоршня; окончание — из слова бумага;
- корень — из слова осина; суффикс — из слова кленовый; 2-й суффикс - из слова часики; приставка — из слова подвода.
Проанализируй записанные слова. Составь с ними предложения и запиши их. В трёх-, четырёхсложных словах выдели ударный слог.
13. Чётко прочитай слова:
Образуй от данных слов при помощи суффиксов, или приставок, или суффиксов и приставок: по 1—2 слова, обозначающих предмет; по 1—2 слова, обозначающих признаки предмета; по 1—2 слова, обозначающих действия предмета
(Взаимопроверка с обсуждением правильности образования слов.)
14. Внимательно прослушай слова:
подарок, листок, заморозки, подводник, стебелёк, морской (путь), сторожка, солонка, белок, поверхность, паутинка, тропинка, зайчишка.
Прослушай ещё раз и запиши на слух в 3 столбика слова, состоящие: из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания; из корня, приставки и суффикса.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
15. «Собери» слова и проанализируй их:
В чём особенность образованных тобой слов? Предложи подобное задание своему товарищу. Попроси его составить с «собранными» словами 3 предложения. (Совместное обсуждение правильности выполнения задания.)
16. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали данным схемам:
В каждом слове выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
17. Четко прочитай слова:
.
Как образованы эти слова? Проанализируй их значение, объясни его.
(Задание может выполняться двумя учениками, которые по очереди задают друг другу вопросы. Остальные ученики контролируют ответы)
18. Можно ли из этих частей составить целое слово?
Расскажи, какую часть слова ты добавлял, чтобы получилось слово.
Третий уровень
1. Прочитай предложения «про себя»:
Правильно ли представлены в предложениях действия людей?
Из данных сочетаний букв (приставок) выбери нужные и присоедини их словам так, чтобы действия людей были представлены правильно: в-, с-, за-, на-, ис-, вы-, до-, по-, над-, под-, при-, бес-, рас-, пере-.
Запиши 3 предложения (или словосочетания) с вновь образованными словами. Назови и отметь значком ту часть слова, которая изменила его. Докажи правильность выполнения задания.
2. Чётко прочитай сочетания слов:
.
Подумай и замени каждое сочетание слов одним словом. Запиши полученные пары.
От какого слова ты образовал новое слово и какое значение оно приобрело. Составь (устно) с вновь образованными словами словосочетания или предложения
3.
а) Чётко прочитай слова:
Из данных слов выбери и назови слова со значением: а) приближения; б) добавления; в) выполнения действия не до конца. Обрати внимание на сочетание букв перед главной частью слова (приставку)|
б) Чётко прочитай слова:
Выбери и назови слова со значением: перемещения; высшей степени действия. Обрати внимание на сочетания букв, стоящее перед главной частью слова (приставку).
Составь предложения со 2-м и 4-м словом. Поясни, с каким значением ты выбрал слова.
в) Чётко прочитай слова:
Выбери и назови слова со значением: а) начала действия; б) «закрыть».
Составь и запиши словосочетания, используя все слова данных значений. Отметь нужным значком ту часть слова, которая придаёт ему определённое значение.
4. Подбери по 5 слов со значением действия соединения и разъединения Подумай, при помощи каких сочетаний букв (приставок) слова приобретают данные значения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
Составь и запиши по одному предложению, используя подобранные тобой слова.
5. Составь правильные словосочетания, используя при образовании слов данные в скобках буквы или сочетания букв (приставки): |
дать (с-, за-, от-)
ходить {об-, при-)
варить {до-, про-)
бежать {под-, о-, за-, пере-)
трудную задачу, младшей сестренке,
библиотечную книгу;
вовремя, огромную скалу;
хорошо мясо, борщ;
шоссе, на минутку к другу, к спортивной площадке, берёзовую рощу.
Докажи правильность выполнения задания, устно составляя со словосочетаниями предложения.
6. В течение 5 минут подбери к данным приставкам как можно больше слов: из- (ис-); при-; раз- (рас-); пре-.
Проанализируй значение составленных слов.