Основные стили педагогического общения.

Под стилем педагогического общения понимают взаимодействия педагога и обучающегося. Общепринятой классификацией стилей является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность как проблемами обучения, так и учащимися.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечении каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникших проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения учителя с учащимися – единственный реальный способ реализации их сотрудничества. Для педагогов придерживающихся этого стиля, характерны активно – положительные отношения к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

32. Учёт возрастных особенностей школьников при обучению изобразительному искусству.

1. Личностное развитие в младшем школьном возрасте:Младшим школьным возрастом является период жизни ребенка с 6 до 12 лет. Довольно часто они выделяют случайные детали, а существенные не замечают. Выраженная эмоциональность восприятия.Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется мотивация (поощрение, похвала). Но непроизвольное внимание развивается интенсивно. Склонность к механическому запоминанию развита хорошо. Обычно мыслят конкретными категориями. Ярко выраженное творческое воображение. Склонны фантазировать.

2. Личностное развитие в подростковом возрасте:Традиционно подростковый возраст (12-15 лет) характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Основное противоречие – между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и недостаточными возможностями ее осуществления. Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Отсюда – стремление к «внешней взрослости»: курение, игра в карты, особый лексикон, стремление ко взрослой моде в одежде и прическе и т.п. Подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений. Развивается логическое восприятие. Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание. Увеличивается быстрота запоминания. Резкое увеличение потребности в самоутверждении и признании со стороны сверстников, коллектива, взрослых; обостренная чувствительность к оценке окружающих.

3. Становление личности в юношеском возрасте:Возраст ранней юности (15-18 лет) является периодом жизни, когда личностно значимой деятельностью становится учебно-профессиональная. Юношеский возраст выступает как период самоопределения в мире, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив. Именно здесь предпринимается выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений в системе Человек – Мир. Для старшеклассников учение приобретает непосредственный жизненный смысл. Они отчетливо осознают, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни является приобретение знаний, развитие умений и навыков.

Наши рекомендации