Педагогика Марии Монтессори. Сущность педагогической теории М

Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:

– воспитание должно быть свободно.

– воспитание должно быть индивидуально.

– воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребен­
ком.

Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характери­стики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического - приспособления, духовного роста Централь­ным моментом, в идеях Монтессори является максимально возмож­ная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, ис­пользование четко продуманной и умело инструментированной про­граммы развития каждого ребенка.

В качестве составляющих педагогиче­ского процесса М.Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, ор­ганизации окружающей среды, классной мебели, воспитание само­стоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.

Огромное внимание привлекают дидактические мате­риалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-раз­личительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание зву­ков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.

М. Монтессори предъявляла высокие требования к личности и профессиональным умениям педагога. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а через дидактические материалы, опосредованно, но отчетливо представляет себе програм­му развития каждого ребенка.

Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходи­мостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успеш­но действовать в обществе, быть достойным и самобытным граждани­ном страны.

Вальдорфская педагогика — это международное культурно-обра­зовательное движение, основанное философом Рудольфом Штейнером.

Целью вальдорфской педагогики является создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением, развитие скрытых способности и свойств ребенка.

Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особен­ностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возра­ста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию — они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувст­вами. Основная форма научения в этот период жиз­ни — сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Один из принципов вальдорфской педагогики - принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

В вальдорфской школе и детском саду одинаковое внимание уде­ляется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Какие-либо предметы или виды деятельности не имеют преимущества перед другими. Наряду с теоретическими науками идут занятия прикладными и художественными видами деятельно­сти, поскольку именно искусство рождает целостное мировосприя­тие, а образное мышление естественно для ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искус­ство, игра на различных музыкальных инструментах занимает боль­шое место в занятиях.

Вальдорфский детский сад существует на началах самоуп­равления: все важнейшие организационные вопросы решаются педагогическим коллективом и родителями. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функ­ционирования учреждений — роль родителей, которые знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Поэ­тому говорят, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объе­динениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «гуманизация», «инновация», «технология».

2. Раскройте основные направления гуманизации содержания дошкольного образования.

3. Перечислите требования к организации педагогического процесса на основе принципа гуманизации.

4. Выделите структурные компоненты технологий обучения и воспитания.

5. Охарактеризуйте критериальный аппарат педагогических технологий.

6. Дайте сравнительный анализ видов инновационных педагогических технологий.

7. На основе анализа программ дошкольного образования выделите методы, и формы обучения и воспитания детей.

Литература

1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание.-1989.-№ 5.

2. Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. – С. 148-155.

3. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер // Дошкол. воспитание. - 1990. - №8.

4. Михайленко Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкол воспиатние.-1992.-№ 5-6.

5. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспиатние.-1991.-№ 11.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.

7. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1991. – 160 с.

8. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Авт. сост. Т.И Ерофеева [и др.]. – М., 1996. – 50 с.

9. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г.В.Фадина [и др.]. – Балашов, 2004. – 64 с.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.,1998.

Наши рекомендации