Педагогика Марии Монтессори. Сущность педагогической теории М
Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:
– воспитание должно быть свободно.
– воспитание должно быть индивидуально.
– воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребен
ком.
Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического - приспособления, духовного роста Центральным моментом, в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М.Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
М. Монтессори предъявляла высокие требования к личности и профессиональным умениям педагога. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а через дидактические материалы, опосредованно, но отчетливо представляет себе программу развития каждого ребенка.
Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успешно действовать в обществе, быть достойным и самобытным гражданином страны.
Вальдорфская педагогика — это международное культурно-образовательное движение, основанное философом Рудольфом Штейнером.
Целью вальдорфской педагогики является создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением, развитие скрытых способности и свойств ребенка.
Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.
Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию — они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни — сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.
Один из принципов вальдорфской педагогики - принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.
В вальдорфской школе и детском саду одинаковое внимание уделяется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Какие-либо предметы или виды деятельности не имеют преимущества перед другими. Наряду с теоретическими науками идут занятия прикладными и художественными видами деятельности, поскольку именно искусство рождает целостное мировосприятие, а образное мышление естественно для ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на различных музыкальных инструментах занимает большое место в занятиях.
Вальдорфский детский сад существует на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются педагогическим коллективом и родителями. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений — роль родителей, которые знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятиям «гуманизация», «инновация», «технология».
2. Раскройте основные направления гуманизации содержания дошкольного образования.
3. Перечислите требования к организации педагогического процесса на основе принципа гуманизации.
4. Выделите структурные компоненты технологий обучения и воспитания.
5. Охарактеризуйте критериальный аппарат педагогических технологий.
6. Дайте сравнительный анализ видов инновационных педагогических технологий.
7. На основе анализа программ дошкольного образования выделите методы, и формы обучения и воспитания детей.
Литература
1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание.-1989.-№ 5.
2. Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. – С. 148-155.
3. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер // Дошкол. воспитание. - 1990. - №8.
4. Михайленко Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкол воспиатние.-1992.-№ 5-6.
5. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспиатние.-1991.-№ 11.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.
7. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1991. – 160 с.
8. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Авт. сост. Т.И Ерофеева [и др.]. – М., 1996. – 50 с.
9. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г.В.Фадина [и др.]. – Балашов, 2004. – 64 с.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.,1998.