Педагогика марии монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) родилась в Кьяравале (про-иинция Анкона, Италия), но довольно рано переехала с родите­лями в Рим. Будучи единственным ребенком, провела счастливое детство; изъявляла желание учиться, что было нетипично для де-ночек того времени. Она даже ходила в школу для мальчиков и сжималась настолько хорошо, что получила право учиться в уни­верситете. Сначала в соответствии со своим талантом собиралась получить математическое образование, но затем стала учиться ме­дицине, вопреки желанию отца и запрету для женщин становить­ся врачами. Ей пришлось завоевывать это право, с чем она справи­лась, поскольку чувствовала свое призвание — изучать человека. Став врачом, М. Монтессори поступила на работу в римскую уни­верситетскую клинику, в невропатологическое отделение для сла­боумных детей. Она добивалась успеха в лечении, не только осуще­ствляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя фи­зическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. Монтес­сори изучила психиатрические системы французских врачей Ита-ра и Сегена, преподавала антропологию, руководила школой для умственно отсталых и слушала курсы педагогики и психологии.

М. Монтессори разработала метод, первоначально названный сю «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. Монтессори искала возможность применить свой подход к воспитанию нормальных детей, и это ей удалось осуществить в 1907 г., когда строительный кооператив ра­бочих в Риме организовал детский сад для детей 3 — 7 лет, оста­вавшихся без присмотра. В последующие годы количество дошколь­ных учреждений под попечительством Монтессори увеличилось, один детский сад был открыт также в Милане. Работая с детьми пролетариев, в контакте с молодыми девушками, не получивши­ми специального образования (среди них особо выделилась А. Мак-керони), Монтессори делала свои «открытия», которые легли в основу методики дома ребенка. Обнаружив, что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предме­том, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, разви­тием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее вос­питание ребенка. Это позволило ей прийти к выводу, каким обра­зом следует оборудовать детский сад. Она считала, что не создавала свои теории динамики души и тела в результате осуществляемой работы, а лишь «обнаружила» их с помощью детей.

В Милане и Риме неухоженных, грязных, голодных детей соби­рали в дома ребенка — специально подготовленные помещения, иногда даже с прудом, где плавали золотые рыбки, садом и курят-




ником. Через некоторое время детишек было не узнать: настолько спокойными, заинтересованными, воспитанными, вежливыми они становились. Создавалась атмосфера веры в личность ребенка, куль­тивировался такой образ жизни, при котором важным было толь­ко все хорошее и доброе. Например, обсуждались не личные не­урядицы, а способы помочь маме, нельзя было бранить или даже поучать кого-то. Происходило знакомство с жизненной повседнев­ностью. Монтессори считала, что дети серьезно относятся к жиз­ни, и то, что они делают, называла работой. По ее мнению, гра­ница свободы ребенка проходит там, где начинаются интересы общества. Она испытывала к детям глубокое уважение и была од­ной из первых, кто начал бороться за права ребенка.

Интерес к домам ребенка был настолько велик, что уже с 1909 г. М. Монтессори вела курсы, в которых принимали участие пред­ставители из других стран, а также ездила с лекциями по всему миру. В том же году вышла ее первая книга «Метод научной педаго­гики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», а в 1916 г. — труд «Самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.

Наряду с успехами М. Монтессори познала и горечь неудач: фашистские режимы в Испании, Италии, Германии уничтожали псе, чего она достигала. Вторая мировая война задержала развитие этого педагогического метода. Монтессори тогда находилась в Ин­дии, где у нее было особенно много друзей и последователей. Ей были близки идеи Ганди: не убивать, не побеждать, а верить, со­зидать и служить миру. Она и ее сподвижник и сын Марио были интернированы союзниками, однако ей разрешалось преподавать и проводить исследования. После войны Монтессори вернулась в Европу и продолжила свою деятельность. Она умерла в Голлан­дии, где до сих пор больше всего ее сторонников и функциониру­ют самые лучшие образовательные учреждения по ее системе (дома ребенка и школы).

Отечественные педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Шуберт и Н. К. Ви­ноградов были знакомы с М. Монтессори лично и уважали многие ее педагогические находки. Вместе с тем они критиковали ее за игнорирование роли детской игры, отстутствие воспитания вооб­ражения, неоправданность раннего умственного воспитания, не­гармоничность детских занятий, излишнюю скованность, мушт­ру, недостаток морально-социального воспитания. Но вся эта кри­тика касалась лишь ранних этапов формирования метода; начиная с 30-х годов и до 90-х годов о совершенствовании и модернизации этих идей у нас знали очень мало.

М. Монтессори не была ученым-теоретиком; ее идеи не сложи­лись в стройную научную систему. Все структурные разработки ее идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и

последователями. Огромное значение имеет то, что концепция М. Монтессори не является застывшей. Она все время совершен­ствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни. Чтобы внести свой вклад в эту систе­му, нужно не просто проникнуться идеями ее основоположницы, но и быть знатоком какой-то определенной сферы человеческой деятельности. Тогда удается преобразовать свой опыт таким обра­зом, чтобы принципы его преподнесения вписались в общую мо­дель. Всего в мире более 5000 дошкольных учреждений, придержи­вающихся этого метода. Работа в качестве воспитателя в доме ре­бенка или учителя в школе предполагает наряду с приобретением общего педагогического образования получение также специаль­ной дополнительной подготовки, достаточно длительной.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что тре­бует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек — не угнетенный непод­вижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житей­скому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к шко­ле, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выпол­нять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удов­летворение от ставшей доступной деятельности; наказанием — относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребе­нок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ре­бенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу — нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Под мускульным, или моторным, воспитанием Монтессори по­нимала ряд упражнений, содействующих нормальному развитию физиологических движений, стимулирующих физическое разви­тие: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских актов: к оде­ванию, раздеванию, застегиванию платья, обуви и т.д. Упражне­ния могут выполняться как при помощи специальных приспособ­лений или аппаратов (заборчики, трамплин, качели, маятник, веревочка, лесенка, ступеньки с площадкой и веревочной лестни­цей), так и без них — в виде вольной гимнастики (игры, в особен-



 

ности на воздухе, и движения укрепляюще-образовательного ха­рактера: маршировка, уход за землей, растениями и животными, координация движений пальцев). При этом ставятся и выполня­ются задачи учиться сохранять равновесие в разных положениях, тренировать движения мышц, укреплять руки и ноги, развивать хватание. Самостоятельно одеваться и раздеваться дети готовятся, работая с приспособлением для соединения частей при помощи пуговиц, крючков, шнурков, пряжек. К образовательным гимнас­тическим упражнениям относятся также дыхательная гимнастика, гимнастика губ, зубов и языка. Монтессори была противницей парт, она заменила их разнообразными легкими столами и стульями, которые можно было двигать.

Заботясь о живых существах, ребенок лучше понимает и ценит заботу о самом себе, становится предусмотрительным, видит -по­следствия своей тщательности либо небрежности. Так происходит самовоспитание — дисциплина естественных последствий. Дети учатся терпеливо ждать, например, в процессе наблюдения за чудесами природы. Поэтому при доме ребенка должен быть сад с огородом, разбитым на грядки по числу детей — у каждого своя. Подобно тому как человечество сначала научилось выращивать урожай, а затем строить жилища и заниматься гончарным искусством, на следующей стадии своего развития дети учатся делать кирпичи, соединять их известкой, строить дома на фундаменте, украшать их майоликой.

Воспитывая такие чувства ребенка, как осязание (тактильное чув­ство), определение температуры (термическое чувство) и давления (барическое чувство), ориентация в пространстве (стереогностичес-кое чувство), обоняние, вкус, зрение (умение определять на глаз тол­щину, вышину, объем, цвет, форму), Монтессори стремилась к развитию духовных сил ребенка. Ее метод состоял в обострении раз­личительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Сенсорное восприятие ассоциировалось с исследованием, а затем с рас­познаванием предмета, соответствующего названию, и вело к запо­минанию слова, соответствующего предмету. Упражнения в разли­чении звуков, например, проводились при помощи 13 колокольчи­ков, серии свистков, коробочек с разными веществами и т. п. Все это происходило при абсолютной тишине. Струнные инструменты, в особенности упрощенная арфа или лира, содействовали отчетли­вому восприятию звуков, пробуждали чувство ритма, способство­вали спокойным, координированным движениям вибрирующих в неподвижности мускулов. Игра на инструменте могла сопровождаться пением. Духовые инструменты (труба, свирель) вызывали ритми­ческие мускульные движения; отсюда самопроизвольно дети пере­ходили к гимнастике в виде простого, свободного танца.

Каждое живое существо развивается благодаря внутреннему са­модвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребен-

ку действовать самостоятельно. Биологическая цель воспитания име­ет в виду облегчение естественного психофизического развития личности, социальная — приспособление индивидуума к среде. Вос­питание чувств делает людей наблюдательными и готовит их к практической жизни; оно ценно в смысле эстетической культуры. Умственное воспитание ставит цель обучения детей письму, чте­нию и счету начиная с 3 — 4 лет. Начинается оно с овладения так­тильно-звуковой ассоциацией, затем идет письмо, а потом чтение. Монтессори выделила сенситивные периоды для овладения опреде­ленными способностями и считала, что первые три года жизни яв­ляются наиважнейшими для формирования творческой сути чело­века. В течение последующих трех лет в детском саду первоначаль­но приобретенное расширяется и закрепляется.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет. Почти все дети обучаются читать и писать до школы и оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему обучению. Дети работ?ют в ос­новном самостоятельно со специальным материалом; они не со­ревнуются друг с другом и не испытывают принуждения. Группы , 'по полдня: с 9.00 до 12.30 и с 13.00 до 16.30. Вначале дети переодеваются и переобуваются, закусывают, а затем собираются в кружок, слушают рассказ или сказку, обсуждают какую-нибудь тему, поют и играют. Потом переходят к собственным занятиям по выбору, среди которых есть вещи, связанные с развитием речи, обучением математике и грамоте, цветам и формам, повседнев­ным жизненным обязанностям, культуре. Иногда несколько детей работают вместе, иногда работа с одним и тем же или аналогич­ным материалом продолжается несколько дней. Если работа вы­полнена, можно переходить к другим занятиям или наблюдать за остальными, но мешать нельзя. После работы нужно все вещи уб­рать на место. Младшим требуется помощь воспитательницы или старшего товарища по группе. В группах обязательно есть дежурные. В заключение все снова собираются, чтобы обсудить, как прошел день, а затем одеваются. Прогулка длится около получаса. Родите­ли принимают активное 'участие в жизни детского сада, который является важным дополнением и продолжением семейного воспи­тания.

Существенна роль внутреннего устройства и оформления простран­ства детского сада. Дети должны иметь возможность двигаться, перемещаться, заниматься разнообразной содержательной деятель­ностью. То, что находится вокруг, должно заставлять их находить себе занятие, хотеть действовать, пробовать, узнавать. Комнаты должны быть большими и светлыми, чтобы дети чувствовали себя радостно, оптимистично. Помещение оборудовано таким образом, чтобы в разных его частях можно было бы одновременно зани­маться разными делами. Ребенок сам выбирает, что он будет де-






лать, причем, если захочет, в одиночку. Обязательно должно быть место для отдыха, куда дети уходят по своему желанию — когда

отят и на сколько захотят. Все материалы располагаются на полках и доступны всем детям.

Монтессори придавала большое значение упражнениям в прак­тической жизни. Она признавала, что дети нуждаются в опреде­ленном распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость — произ­водное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самосто­ятельность — это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определенном ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально. Естественная потребность в упражнении собственных рук приводит к постепенному совер­шенствованию деятельности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития орга­нов чувств выпускаются и сегодня. Работа с ними не заменяет не­посредственно приобретаемых ребенком в жизни впечатлений, свя­занных с его окружением. Материал изготавливается обычно из бумаги, картона, металла или дерева по определенным правилам и служит усвоению понятий «высокий, низкий, плоский, глубо­кий, тонкий, толстый, маленький, большой». Предлагаются так­же таблицы цветов и разнообразные геометрические формы. Мон­тессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Осязание тренирует­ся и при ощупывании поверхностей (гладких, ровных, шерша­вых); слух — при распознавании шумов, издаваемых коробочками, наполненными разными веществами (типа песка, гороха, гвоз­дей); обоняние — изучением шкатулок или баночек с ароматами. Придуманы также всевозможные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, например перенос предметов разного размера и формы из одной емкости в другую при помощи ложечки, пинцета, палочек, щипцов и т. п. Дети выкладывают, режут, клеят, плетут и т. п. В ходе этих упражнений развиваются внимание и сознательность, интерес к подлинным, непреходя­щим ценностям жизни, стремление работать.

Дети участвуют в повседневной деятельности взрослых: накры­вают на стол, убирают то, что просыпали или пролили, чистят ботинки, моют и вытирают стаканы, подметают пол, поливают растения, разбирают и сортируют различные материалы. Детям предоставляется возможность поработать с разными видами засте­жек, звонков, замков, выкладывать последовательности. Дошколь­ники обязательно должны убирать за собой, приводить помеще-

ние в порядок, соблюдать личную гигиену, быть вежливыми и предупредительными (здороваться и прощаться, уступать место, поднимать упавшую вещь). Ряд занятий направлен на контроль за собственными перемещениями: дети учатся соблюдать равновесие, координировать движения, чтобы приучиться отвечать за себя. Известно и упражнение на тишину, когда все дети закрывают глаза и молчат. Воспитатель вмешивается в действия детей, только если они его об этом просят.

Огромным достоинством методики является непрерывность обу­чения между дошкольным и школьным возрастом, единство требова­ний к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори. По име­ющимся данным, именно этот тип дошкольных учреждений пре­доставляет оптимальные условия для отношений преемственности между детским садом и школой. Все же дети, оказавшиеся не в школе Монтессори, испытывают большие трудности в обычной школе: они привыкли заниматься так, как им удобно, чаще всего на полу, они привыкли сосредоточиваться на выполнении полу­ченного задания, а не ждать, что ответят или решат другие.

В начальной школе знакомство с миром предметов, морали, духа продолжается на новом уровне, связанном с более широким и глу­боким жизненным опытом ребенка. Педагог показывает детям как типичные, так и неожиданные аспекты явлений, заставляя их за­думаться над верностью чисто поверхностных суждений. В то же вре­мя он ставит перед собой задачу объяснения терминов, стоящих за словами, в вариативных контекстах и ситуациях. Дети рассуждают сами по поводу переживаемого и осознаваемого опыта. Педагог отводит специальное время на свободное и самостоятельное приоб­ретение впечатлений и переживаний. Угрозой здоровью ребенка ста­новятся в обычной школе сколиоз, близорукость, отвлекаемость, усталость, скука, перенапряжение. Но если дать ребенку разви­ваться психически в своем темпе, организуя путем внешних по­буждений экспериментирование с окружением, то он приобрета­ет внутреннюю свободу.

Любознательность — жажда познания, испытываемая ребенком. Удовлетворить ее может специально организованное окружение. В шко­ле Монтессори ребенок постигает сложение и вычитание, умно­жение и деление, дроби и геометрические формы на основе рабо­ты с конструкторами, разрезными моделями, структурными схе­мами. Обсуждение происходящего осуществляется в очень простой форме, доступной пониманию каждого. Терпение и выдержка при решении задач обусловлены внутренней потребностью в достиже­нии результата. Но важны при этом не конкретные умения, а раз­витие разума в целом. Монтессори и ее сотрудники эксперимен­тально показали, что при упорядоченной работе период спокой­ного созерцания и примитивных действий предшествует уже зна­комой и повторяющейся работе, за которой следуют усталость и

беспокойство. После паузы ребенок способен к напряженной, но­вой, трудной, насыщенной содержанием деятельности, затем он спокойно обдумывает проделанную работу. Слабые дети не готовы к такому порядку деятельности и часто не справляются с общим темпом урока, а у сильных он становится базой внутренней дис­циплины и свободной интеллектуальной работы. Разные виды де­ятельности имеют разную интеллектуальную нагрузку для ребен­ка, и постепенно он сам приучается работать в определенном ре­жиме и занимать себя, чередуя разглядывание картинок с матема­тикой, чтение с лепкой и т. п.

Монтессори придавала большое значение наблюдению над пове­дением ребенка. Она считала, что нужно отмечать, когда ребенок начинает продолжительное время сосредоточиваться на работе, какие ее виды он выбирает, сколько времени занят, сколько раз повторяет одно и то же, каковы индивидуальные особенности выполнения работы, в какой последовательности разные виды работы занимают его в течение дня, когда ребенок проявляет ини­циативу и поглощен работой, сколько дней подряд это может про­исходить, хочет ли прогрессировать в деятельности, отвлекается ли и на что, продолжает ли начатое. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклон­ностей, сотрудничества со сверстниками. Послушание проверяется по тому, как ребенок реагирует на сделанное ему приглашение или предложение, призыв или приказ, как осознает возможность участия в делах других, насколько добровольно и радостно делает работу и ведет себя.

Монтессори ратовала за изменение детской одежды с точки зрения ее гигиеничности и простоты, свободы движений, легкос­ти надевания и снимания. Аналогичным образом следует проду­мать питание, школьные помещения, окружение. Элегантность и гигиена соблюдаются за счет вполне примитивных приемов, но способствуют формированию полезных привычек. От них, а также от подготовки учителя зависит, как будут развиваться внимание, воля, интеллект, воображение и нравственность ребенка.

Заметим, что с точки зрения теории деятельности (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев и др.) по данной схеме развивается преж­де всего ее операциональная сторона, связанная с многократным повторением упражнений взамен интересной и целенаправленной деятельности — конструирования, аппликации и т. п. Отсутствие . общения между детьми при выполнении практических, длитель­ных по времени заданий может отрицательно сказываться на раз­витии речи детей и самого общения. Наблюдения за детьми пока­зывают их малую подвижность и некоторую заторможенность, медлительность в реакциях. Но нельзя отрицать, что покой и сво­бода делают дошкольников и школьников счастливыми, образо-

ванными, умственно развитыми и довольными; на семейное вос­питание остается еще много времени.

Вопросы для повторения

1. Каков основной принцип педагогики М. Монтессори и как можно соотнести его с идеей Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития? Как устроены дошкольные учреждения Монтессори?

1. В чем сильные стороны методики Монтессори и в чем ее слабые стороны? Какие черты методики Монтессори можно было бы внедрить в каждом дошкольном учреждении?

3. Какие черты личности воспитываются в условиях, когда ребенку предоставляется максимальная свобода выбора деятельности?

Наши рекомендации