Основные виды воспитания. Раскрыть особенности эстетического воспитания.
Воспитание - это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.
Эстетическое развитие жизненно необходимо каждому человеку. Наука открыла функциональную асимметрию головного мозга человека: левое полушарие - центр логических операций, правое - центр образного, интуитивного, эмоционального мышления. Благодаря этому человек способен отражать реальную действительность не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Упор на развитие левого полушария может привести к атрофии образного мышления школьников. Эстетическое воспитание (ЭВ) - это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты». В содержание понятия «эстетическая культура личности» входят: эстетическое восприятие - способность человека выделять в явлениях окружающей действительности и искусстве эстетических свойств, качеств (форму, цвет, стиль, тональность и т.д.), пробуждающие эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочными отношениями человека к явлениям окружающей действительности и искусству (радость, восторг, страдание, сопереживание и т.д.); эстетические потребности - устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; художественно-эстетические знания - знание основ эстетики, понимание видов и жанров искусства, истории их развития; эстетические идеалы -социально и индивидуально-психологически обусловленные представления человека о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве; эстетические вкусы - способность человека оценивать явления окружающей действительности и искусства с позиций эстетических знаний и идеалов. Задачи ЭВ: 1) формирование эстетической культуры школьников; 2) формирование художественно - эстетических умений, развитие природных задатков и способностей учащихся в области искусства. Первая группа задач решает вопрос приобщения школьников к эстетическим ценностям, миру прекрасного, вторая - активного их включения в эстетическую деятельность. Эти две группы задач отражают и содержание работы по эстетическому воспитанию школьников. Система ЭВ школьников включает три взаимосвязанных компонента: эстетическое воспитание в учебном процессе(эстетика и дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, литература, изобразительное искусство); эстетическое воспитание во внеклассной работе школы (школьные кружки, студии, художественная самодеятельность; система эстетически направленных воспитательных дел школы; эстетические воспитательные дела класса); эстетическое воспитание во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях (дома творчества; специальные школы - музыкальные, изобразительного искусства). Процессшкольного ЭВвключает три звена: 1) накопление опыта эстетических переживаний; 2) художественно - эстетическое образование; 3) практическая художественно-эстетическая деятельность. Без сознательного пробуждения у школьников эмоциональной чувствительности к окружающей действительности и искусству он при нормальном зрении и слухе не увидеть красоту природы, не воспримет красоту музыки, поэзии и изобразительного искусства. Однако без знания законов художественного отображения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство (музыка, живопись, литература) не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств, не приносит удовольствия и наслаждения. Чтобы воспринять красоту окружающего мира и искусства необходимо иметь определенную художественно-эстетическую подготовку: знать основы эстетики, понимать виды и жанры искусства, историю их развития. Однако путь к глубокому пониманию красоты окружающего мира и искусства лежит только через собственное творчество, развития практических художественно-эстетических умений, природных задатков и способностей. Ученик не обязательно должен стать музыкантом, живописцем, скульптором, писателем или поэтом, но попробовать свои силы в различных видах искусства он непременно должен. Средства ЭВ:литература, музыка, изобразительное искусство, природа, объекты материальной культуры, труд, человеческие отношения. На эстетическое развитие учащихся с учетом их возраста обращены эстетика и дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, изобразительное искусство, литература. Но их доля в учебном процессе крайне мала, поэтому все школьные предметы своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Показателями эстетической воспитанности человека:наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость эстетического вкуса.