Педагогическое мастерство учителя
``Мастер'' (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.
Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям,педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): ``Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).
Профессиональная педагогическая техника- совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники:
1) умение педагога управлять своим поведением:
владение мимикой, пантомимой;
управление эмоциями, настроением;
социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;
техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Умение воздействовать на личность и коллектив.
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.
Принцип воспитания и всестороннего развития в процесса обучения)
Принцип воспитания и всестороннего развития в процесса обучения выражает необходимость в создании условии для воспитательного влияния науки как общественного опыта чел-ва на развитии личности каждого ученика. Он ориентирует на такую постановку обучения которая бы способствовала формированию основ диалектико материалистического мировоззрения, морали развитию мышления, воли хар-ра, духовной потребности способности учащихся.
Принцип научности обучения и принцип наглядности
Принцип научности обучения раскрывает место научных знании в учебном процессе и деятельности. Учебный материал должен способствовать усвоению научных знании – законов, понятии, формул ,теории и т.д. они имеют главенстстведющее значение в умственном развитии и позволяют усвоить научное содержание предмета, а в будущем овладеть научной и активно участвовать в труде.
Принцип наглядности требует в процессе обучения организации опоры на ощущения как непосредственную связь создания с внешним миром. Постороние учебного процесса с опорой на конкретные базы, представления обеспечивают накопление эмпирических знании, необходимых для дальнейшего теорит-го осмысливания, научных выводов, обеспечивает обогощение чувственного наглядного опыта без которого невозможно полноценное овладение учащ-ся понятиями.