Примеры контрольных заданий
Методические указания к выполнению контрольных заданий:
Контрольное задание по латинскому языку должно выполняться в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление» – М.: Российская академия правосудия, 2004.
Контрольное задание включает в себя как общетеоретические задания (№ 1), так и практические: проверку навыков чтения (№ 3), грамматические задания (№ 4, 5, 6), а также перевод с русского языка на латинский и с латинского на русский (№ 7, 8) и работу с лексикой (№ 2, 9, 10), а также творческое задание, защита которого осуществляется на одном из семинарский занятий.
Контрольная работа представлена тремя вариантами. Номер варианта студенту определяет преподаватель. Перед выполнением письменных заданий студенту следует проработать теоретический материал. Перевод с русского языка на латинский и с латинского на русский возможен только после полного грамматического разбора.
Для выполнения контрольной работы и перевода текста необходимо усвоить следующие разделы курса:
1. Фонетика (чтение гласных и согласных и их сочетаний, определение долготы и краткости слогов, постановка ударения);
2. I –II склонения существительных;
3. I – II и III склонения прилагательных;
4. Praesens, imperfectum, futūrum I и perfectum indicatīvi actīvi и passīvi, imperatīvus и формы запрещения глаголов всех спряжений;
5. Причастия: participium praesentis actīvi и participium perfecti passīvi;
6. Все разряды местоимений.
Задание №9 носит междисциплинарный характер, включает в себя знание латинского языка, римского права и истории, оно актуально как для осмысления античного культурного наследия, так и для будущего изучения дисциплины «Римское право». Для нахождения информации по заданию целесообразно пользоваться интернет-ресурсами:
- http://aforizm.ssdn.ru/latin/;
- http://www.latinpro.info/;
- http://www.gramota.ru/spravka/phrases;
- http://ancientrome.ru/;
- http://www.dm.uvm.ru/
Вариант № 1
1. Теоретический вопрос. “Роль и значение латинского языка в становлении и развитии юриспруденции”.
Практические задания:
2. Составьте латинско-русский словарик, подберите возможные латинизмы. Латинизм – слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка (для 25 латинских слов). Например:
Латинское слово | Перевод | Латинизмы |
Crimen, ĭnis, n | Обвинение, упрек; проступок, преступление | Криминальный, криминалист, криминалистика, криминал, дискриминация, дискриминировать, инкриминировать |
3. Прочитайте латинские слова, разбейте их на слоги. Напишите транскрипцию, расставьте ударение. Определите длительность второго слога от конца и объясните постановку ударения в словах, содержащих больше двух слогов.
Accūso, amīca, aquĭla, absolvo, affectio, caelestis, curātor, incŏla, defunctus, coёrcitio, faustus, principium, ratio, statuo, praemium.
4. Составьте и просклоняйте словосочетания.
Маленькие хижины, известный полководец.
Слова:
casa, ae f ‑ хижина;
dux, ducis m – вождь, предводитель, полководец;
parvus, a, um ‑ маленький;
notus, a, um ‑ известный.
5. Проспрягайте глаголы в praesens indicativi activi, imperfectum indicativiactivi; образуйте формы повелительного наклонения и запрещения.
laudo, āvi, ātum, āre – хвалить
taceo, cui, cĭtum, ēre – молчать
quaero, quaesīvi, quaesītum, ĕre – искать
conspĭcio, spexi, spectum, ĕre – видеть, замечать
sentio, sensi, sensum, īre – чувствовать
6. Дайте грамматический комментарий к приведенным словам (например: ornātis – глагол I спряжения, стоит в форме настоящего времени, 2 лицо, множественное число): аgebāntur; audiunt.
7. Переведите на русский язык.
Incŏlae Siciliae agricŏlae et nautae sunt. Agricŏlae arant terram, nautae navĭgant.
8. Переведите на латинский язык.
Земля полна жизни. На земле есть разные растения.
9. Составьтете историко-правовой комментарий латинских слов и крылатых выражений: paterfamilias; servitus; Leges duodecim tabulārum – законы 12-ти таблиц; Testis unus – testis nullus - Один свидетель – не свидетель.
10. Творческое индивидуальное задание. Творческое задание направлено на осознанное усвоение лексики и фразеологии латинского языка. Возможно выполнение в любом из следующих вариантов: а) описание ситуации, в которой уместно употребление выбранного Вами фразеологизма; б) составление текста с включением латинского крылатого выражения; в) иллюстрация латинского изречения; г) поиск не менее трёх цитат из художественной или научной литературы, в которых встречается латинская лексика или фразеология
Вариант № 2
1. Теоретический вопрос. “Латинский язык – язык римского права”.
Практические задания:
2. Составьте латинско-русский словарик, подберите возможные латинизмы. Латинизм – слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка (для 25 латинских слов). Например:
Латинское слово | Перевод | Латинизмы |
Crimen, ĭnis, n | Обвинение, упрек; проступок, преступление | Криминальный, криминалист, криминалистика, криминал, дискриминация, дискриминировать, инкриминировать |
3. Прочитайте латинские слова, разбейте их на слоги. Напишите транскрипцию, расставьте ударение. Определите длительность второго слога от конца и объясните постановку ударения в словах, содержащих больше двух слогов.
Auxilium, beneficium, chirographum, coēmptio, condicio, disciplīna, deportatio, deductio, edictum, iacto, obligatio, perfectus, ratio, socius, veto.
4. Составьте и просклоняйте словосочетания.
Левый берег, хорошие слова.
Слова:
ripa, ae f – берег,
verbum, i n – слово,
sĭnister, tra, trum – левый,
bonus, a, um – хороший.
5. Проспрягайте глаголы в praesens indicativi activi, imperfectum indicativiactivi; образуйте формы повелительного наклонения и запрещения:.
festino, āvi, ātum, āre – спешить
sedeo, sedi, sessum, ēre – сидеть
minuo, ui, ūtum, ĕre – уменьшать
fugio, fugi, fugitūrus, ĕre – бежать
punio, īvi, ītum, īre – наказывать
6. Дайте грамматический комментарий к приведенным словам (например: ornātis – глагол I спряжения, стоит в форме настоящего времени, 2 лицо, множественное число): ducĭte; regnabāmini.
7. Переведите на русский язык.
Magister discipŭlos docet. Magister monet puĕrum: “Stude, puer! Labora, discipulĕ!”
8. Переведите на латинский язык.
На земле есть много лесов. В лесах живут разные животные.
9. Составьтете историко-правовой комментарий латинских слов и крылатых выражений: delictum; matrimonium; Matrimonium dissolvitur aut cum bona gratia, aut cum ira animi – брак расторгается или с благоддарностью, или с гневом в душе; Tres faciunt collegium. Трое составляют коллегию.
10. Творческое индивидуальное задание. Творческое задание направлено на осознанное усвоение лексики и фразеологии латинского языка. Возможно выполнение в любом из следующих вариантов: а) описание ситуации, в которой уместно употребление выбранного Вами фразеологизма; б) составление текста с включением латинского крылатого выражения; в) иллюстрация латинского изречения; г) поиск не менее трёхцитат из художественной или научной литературы, в которых встречается латинская лексика или фразеология
Вариант № 3
1. Теоретический вопрос. “Латинские источники юридической терминологии”.
Практические задания:
2. Составьте латинско-русский словарик, подберите возможные латинизмы. Латинизм – слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка (для 25 латинских слов). Например:
Латинское слово | Перевод | Латинизмы |
Crimen, ĭnis, n | Обвинение, упрек; проступок, преступление | Криминальный, криминалист, криминалистика, криминал, дискриминация, дискриминировать, инкриминировать |
3. Прочитайте латинские слова, разбейте их на слоги. Напишите транскрипцию, расставьте ударение. Определите длительность второго слога от конца и объясните постановку ударения в словах, содержащих больше двух слогов.
Adoptīvus, aurum, poena, credo, triumphus, arrha, lex, inquisitio, interdictum, perficio, quaesītor, scelerātus, iudicium, matrimōnium, praesumptio.
4. Составьте и просклоняйте словосочетания.