Методика подготовки и проведения
активного социально-психологического метода «деловая игра»
Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека.
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:
1. Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
Разработка игры начинается с определения ее темы. В теме, как правило, отражаются характер деятельности, масштаб управления, состав инстанций, условия обстановки. Например, темами могут быть: «Я – будущий педагог-психолог».
После формулирования темы устанавливаются общие цели, которые должны точно определить:
- для чего проводится данная деловая игра;
- категорию обучающихся;
- чему именно следует обучать;
- какие результаты ожидаются в итоге.
2. Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.
Ориентировочные примеры целей:
- показать, как нужно выполнять какую-либо конкретную задачу;
- научить анализу исходной производственно-хозяйственной, инновационной ситуации;
- показать, как следует принимать решения в определенном виде инновационной ситуации;
- привить практические навыки в выполнении служебных обязанностей установленной категории должностных лиц в определенном разделе инновационной деятельности;
- проверить уровень подготовленности участников (должностных лиц) в определенном виде инновационной ситуации.
Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.
3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.
4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
III этап - анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.
Пошаговый алгоритм деловой игры:
I ЭТАП ПОДГОТОВКИ -разработка игры (ввод в игру):
1. постановка проблемы, целей;
2. определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).
3. анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. В этом пункте определяется необходимая степень детализации представления объекта. Все связи в нем должны быть обозримы и в то же время не слишком упрощены.
4. выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.
5. создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра. Пункты 7 и 8 относятся лишь к сложной игре.
6. определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Они должны быть таковыми, чтобы вызвать последствия, характерные для моделируемой деятельности. Необходимо определить взаимодействие параметров в каждом звене деятельности. Не все параметры могут определяться количественно. В этом случае при конструировании применяются экспертные оценки.
7. формирование числового массива. На этом этапе определяется размеренность основных параметров, закономерности и взаимодействия, строятся таблицы, графики, программы для ЭВМ.
8.детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды.
9. формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов, циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее завершенной фазой игры. Особое внимание обращается на точки ветвления игры.
10.формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами.
11.подготовка материального обеспечения;
12.формирование групп;
13.консультации;
14.отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей, параметров, проверка гибкости блок-схем, жизнеспособности математического аппарата, анализ реальности ситуаций - действенность стимулов, правильности расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры.
II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:
1.работа в группах;
2.выполнение индивидуальных заданий;
3.тренинг.
III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ:
1.вывод из игры;
2.анализ, рефлексия;
3.оценка и самооценка работы;
4.выводы и обобщения;
5.рекомендации.
Приложение 1
Пример методики проведения деловой игры «Я – профессионал»
«Искренность, уравновешенность, понимание
самого себя и других – вот залог счастья и
успеха в любой области деятельности»
Г.Селье, психолог
Цель: развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.
Задачи:
1.Помочь будущим специалистам-профессионалам определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность, задуматься о своем призвании.
2.Развивать представления о профессионально значимых качествах, стремление учащихся к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; способность к группоориентированному поведению.
3.Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творчестве, положительное отношение к труду.
Общие сведения об игре. В игре моделируется деятельность нескольких фирм. Участники играют роли совета фирмы. Игра моделирует установление трудовых отношений между президентом и сотрудниками фирмы.
Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления документов (таблиц), анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч. 20 мин.
Планируемый результат. Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.
Правила игры. В начале деловой игры создаются фирмы, которые в результате игровых действий должны накопить капитал. Капитал выражается в денежных единицах, называемых «ПРОФИ», который можно натурализировать, т.е. представить в виде бумажных банкнот (см. образец в приложение 1.1). На каждом этапе свои условия зарабатывания денег.
Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм. Также эксперты имеют право после каждого цикла (этапа) оценивать игроков, проявивших себя в каком-либо плане (творчество, логика, лидерство и т.д.), выдавая банкноты (или жетоны) стоимостью в 1000 ПРОФИ.
В игре моделируется профессиональный рост участников по количеству заработанных денежных единиц: УЧЕНИК – 1000 ПРОФИ МАСТЕР – 3000 ПРОФИ
СТАЖЕР – 2000 ПРОФИ ПРОФЕССИОНАЛ – 4000 ПРОФИ
В конце игры при подведении итогов фирмам присуждаются ТИТУЛЫ:
«Предприниматель» – за проявление творчества, инициативы.
«Карьера» – служащие достигли заметных успехов (рост по служебной лестнице).
«Состояние» – самый высокий уровень жизни (дохода).
ХОД ИГРЫ
1 цикл «Создание фирмы»
Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть. Ларошфуко |
Ведущий. Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть.
Данный цикл состоит из 2-х этапов. В начале всем участникам деловой игры раздаются карточки с указанием определенной роли (президент фирмы и работник). Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить карточки с указанием ролей (президент и работник) из расчета 1: 5, т.е. если в группе 30 человек, то должно быть 5 карточек с ролью президента и 25 карточек – с ролью работников.
Далее всем игрокам необходимо составить так называемое «резюме», которое отражало бы все профессиональные знания и умения: что закончили или где учится, какой разряд имеют, биографические данные, увлечения, сколько хотели получать за свой труд. Желательно, чтобы это было резюме, характеризующее учащихся непосредственно в данный момент, но допускается и взгляд в будущее, на 2-3 года вперед, если они уверены, например, что за это время научатся профессионально работать на компьютере. Время на подготовку 3-5 мин.