Виды и формы организации учебного процесса

На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.

Основные методы программы:словесные, наглядные, практические.

Методы и приёмы технологии обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

1. Развитие моторики и графомоторных навыков:

· упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);

· игры малой и средней подвижности с элементами основных движений («Дартс», «Кегли» и др.);

· задания, способствующие саморегуляции;

· упражнения для координации разных частей тела;

· игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.

· упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;

· упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;

· упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;

· имитационные игры и упражнения для кистей рук;

· упражнения для расслабления рук;

· развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:

· лепка из глины, пластилина, теста;

· аппликация из разного материала;

· оригами (конструирование из бумаги);

· макраме (плетение из ниток, веревок);

· рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);

· игры с мозаикой, конструктором;

· игры с пазлами;

· сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;

· игры с водой разной температуры;

· игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

· пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;

· дидактические игры для развития тактильных ощущений;

· упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;

· игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.

3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:

· игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.

· игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;

· игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

· Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

· Действия по соотнесению предмета с эталоном.

· Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

· практические упражнения в черчении геометрических фигур;

· работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем Всего часов Из них  
практические работы экскурсии
1. Исследование психомоторики и сенсорных процессов.  
Развитие психомоторики
2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков    
3. Тактильно-двигательное восприятие    
Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.
4. Формирование сенсорных эталонов цвета.    
5. Развитие и коррекция восприятия формы.    
6. Развитие и коррекция восприятия величины.    
7. Развитие пространственно-временного восприятия.    
8. Итоговое обследование    
  Итого:    
           

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения курса

Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.

Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучающиеся должны знать:

· правила пользования письменными принадлежностями;

· кинезиологические упражнения.

Обучающиеся должны уметь:

· правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

· распознавать основные эмоции;

· выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

· составлять предмет из частей.

Раздел Восприятие формы, цвета, размера.

Обучающиеся должны знать:

· названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

· названия основных размеров: длина, ширина, высота;

· названия форм предметов;

· цвет – свойство предмета.

Обучающиеся должны уметь:

· выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

· анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

· различать и называть основные цвета;

· классифицировать геометрические фигуры;

· сравнивать предметы по размерам;

· сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

· различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

· различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.

Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.

Обучающиеся должны знать:

· название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

· отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

· названия дней: вчера, сегодня, завтра;

· названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

· названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающиеся должны уметь:

· определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

· ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

· ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

· применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;

· определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

· выделять части суток и определять порядок дней недели;

· ориентироваться на поле бумаги;

· определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Раздел Тактильно-двигательное восприятие.

Обучающиеся должны уметь:

· определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

· составлять предмет из 2—3 частей.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Наши рекомендации