Виды и формы организации учебного процесса
На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Основные методы программы:словесные, наглядные, практические.
Методы и приёмы технологии обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков:
· упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);
· игры малой и средней подвижности с элементами основных движений («Дартс», «Кегли» и др.);
· задания, способствующие саморегуляции;
· упражнения для координации разных частей тела;
· игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.
· упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;
· упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;
· упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;
· имитационные игры и упражнения для кистей рук;
· упражнения для расслабления рук;
· развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).
2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:
· лепка из глины, пластилина, теста;
· аппликация из разного материала;
· оригами (конструирование из бумаги);
· макраме (плетение из ниток, веревок);
· рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);
· игры с мозаикой, конструктором;
· игры с пазлами;
· сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
· игры с водой разной температуры;
· игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
· пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;
· дидактические игры для развития тактильных ощущений;
· упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;
· игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.
3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:
· игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.
· игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;
· игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
· Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
· Действия по соотнесению предмета с эталоном.
· Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
· практические упражнения в черчении геометрических фигур;
· работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
практические работы | экскурсии | ||||
1. | Исследование психомоторики и сенсорных процессов. | ||||
Развитие психомоторики | |||||
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | ||||
3. | Тактильно-двигательное восприятие | ||||
Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы. | |||||
4. | Формирование сенсорных эталонов цвета. | ||||
5. | Развитие и коррекция восприятия формы. | ||||
6. | Развитие и коррекция восприятия величины. | ||||
7. | Развитие пространственно-временного восприятия. | ||||
8. | Итоговое обследование | ||||
Итого: | |||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающиеся должны знать:
· правила пользования письменными принадлежностями;
· кинезиологические упражнения.
Обучающиеся должны уметь:
· правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
· распознавать основные эмоции;
· выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
· составлять предмет из частей.
Раздел Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающиеся должны знать:
· названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
· названия основных размеров: длина, ширина, высота;
· названия форм предметов;
· цвет – свойство предмета.
Обучающиеся должны уметь:
· выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
· анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
· различать и называть основные цвета;
· классифицировать геометрические фигуры;
· сравнивать предметы по размерам;
· сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
· различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
· различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.
Обучающиеся должны знать:
· название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
· отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;
· названия дней: вчера, сегодня, завтра;
· названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
· названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающиеся должны уметь:
· определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
· ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
· ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
· применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
· определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
· выделять части суток и определять порядок дней недели;
· ориентироваться на поле бумаги;
· определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел Тактильно-двигательное восприятие.
Обучающиеся должны уметь:
· определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
· составлять предмет из 2—3 частей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).