Продуктивные методы обучения

Исходя из представленных ранее слагаемых человеческого фактора можно выделить следующие уровни профессиональной надежности летного состава:

1. Профессионально-прикладной, определяющий необходимые знания, умения, навыки, без которых не может быть и речи о высокой квалификации и надежности пилота.

2. Психологический, характеризующий профессиональную готовность к экстремальным и критическим ситуациям.

3. Психофизиологический, определяющий устойчивость знаний, умений и навыков в экстремальных условиях.

4. Медико-биологический и физический, характеризующие общую работоспособность пилота в ожидаемых условиях и особых ситуациях, а также прогнозирующий профессиональное долголетие.

5. Биохимический, характеризующий степень восстанавливаемости, запас буферных систем пилота, изменений под воздействием стресса для прогнозирования патологических состояний.

В контексте вышеизложенного, можно классифицировать методы формирования надежности специалистов летного и диспетчерского состава (табл.).

Указанные в таблице методы определяют стратегию занятий по теоретической, физической, тренажерной подготовке и реальной летной деятельности.

Конкретизируя методы и приемы формирования профессиональной надежности специалистов летного и диспетчерского состава, можно выделить следующие их группы.

Таблица

Обобщенная классификация методов формирования надежности
специалистов летного и диспетчерского состава

Методы Дидактическая функция
Формирования личности специалиста и ее мотивационные основы Определяют пути достижения социального заказа общества на профессионала
Формирования психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности Интегрируют личностные, профессиональные, физические и психофизиологические параметры надежности в интересах создания у обучаемого безальтернативной уверенности в процессе профессиональной деятельности
Формирования профессиональных резервов по знаниям, навыкам и умениям Определяют средства и специфическое содержание по надежностным аспектам процесса профессиональной подготовки
Формирования устойчивости профессиональной деятельности в экстремальных условиях Материализуют профессиональные знания, навыки и умения в параметрах психофизиологической надежности
Формирования высокой работоспособности, динамического здоровья, профессионального долголетия Определяют пути и диапазон процесса в аэробных зонах, соотношение средств физической подготовки с общей, специальной корригирующей и профилактической направленностью.

Наши рекомендации