Продуктивные методы обучения
Исходя из представленных ранее слагаемых человеческого фактора можно выделить следующие уровни профессиональной надежности летного состава:
1. Профессионально-прикладной, определяющий необходимые знания, умения, навыки, без которых не может быть и речи о высокой квалификации и надежности пилота.
2. Психологический, характеризующий профессиональную готовность к экстремальным и критическим ситуациям.
3. Психофизиологический, определяющий устойчивость знаний, умений и навыков в экстремальных условиях.
4. Медико-биологический и физический, характеризующие общую работоспособность пилота в ожидаемых условиях и особых ситуациях, а также прогнозирующий профессиональное долголетие.
5. Биохимический, характеризующий степень восстанавливаемости, запас буферных систем пилота, изменений под воздействием стресса для прогнозирования патологических состояний.
В контексте вышеизложенного, можно классифицировать методы формирования надежности специалистов летного и диспетчерского состава (табл.).
Указанные в таблице методы определяют стратегию занятий по теоретической, физической, тренажерной подготовке и реальной летной деятельности.
Конкретизируя методы и приемы формирования профессиональной надежности специалистов летного и диспетчерского состава, можно выделить следующие их группы.
Таблица
Обобщенная классификация методов формирования надежности
специалистов летного и диспетчерского состава
Методы | Дидактическая функция |
Формирования личности специалиста и ее мотивационные основы | Определяют пути достижения социального заказа общества на профессионала |
Формирования психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности | Интегрируют личностные, профессиональные, физические и психофизиологические параметры надежности в интересах создания у обучаемого безальтернативной уверенности в процессе профессиональной деятельности |
Формирования профессиональных резервов по знаниям, навыкам и умениям | Определяют средства и специфическое содержание по надежностным аспектам процесса профессиональной подготовки |
Формирования устойчивости профессиональной деятельности в экстремальных условиях | Материализуют профессиональные знания, навыки и умения в параметрах психофизиологической надежности |
Формирования высокой работоспособности, динамического здоровья, профессионального долголетия | Определяют пути и диапазон процесса в аэробных зонах, соотношение средств физической подготовки с общей, специальной корригирующей и профилактической направленностью. |