Определение исходных научных позиций 6 страница
Информационные задачи направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, к каким последствиями может привести нарушение правила и т.п. Для такого типа задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической, и интерпретационной задачи.
Главные умения, требующиеся при решении подобных задач: формулировать запрос на информацию, ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов. Задачи этого типа в основном строятся на деловых текстах (инструкция, памятка, объявление, договор и т.п.).
В интерпретационных задачах нет информационного «шума». Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста.
Подобные задачи направлены на удержание и соотнесение двух планов текста: фактологического (событийного) и смыслового (символического). Этим объясняется внимание к казалось бы незначимым деталям текста (с точки зрения описываемых событий).
Позиционные задачи предполагают: определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается; определение собственной позиции, ее аргументацию. Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда она сознательно завуалирована («зашумлена»). Одно из важных умений, требующихся для решения подобных задач, — умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной. Варианты задачи: 1) текст содержит несколько позиций, одна из которых — позиция автора; 2) текст содержит несколько позиций, при этом авторская позиция не предъявлена.
Содержание и направленность заданий для самостоятельной работы должны определяться на основе дифференцированного подхода к способностям и возможностям студентов. Условно студентов каждой учебной группы можно разделить на четыре подгруппы.
К первой подгруппе относятся студенты, обладающие глубокими знаниями, развитыми способностями, готовностью к самостоятельной работе, высоким темпом учебной деятельности. Их характеризует действенный интерес к предмету, и, тем не менее, при выполнении самостоятельных работ они испытывают затруднения из-за слабых навыков самопроверки, невнимательности при вычислениях.
Студенты второй подгруппы отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают изучаемый программный материал, легко справляются с однотипными заданиями, проявляют интерес к предмету. Но в отличие от первой группы эти студенты не обнаруживают творческого подхода при выполнении заданий. Они встречают затруднения из-за недостаточно сформированных общеучебных навыков, а также из-за неумения контролировать и проверять себя.
Студенты третьей подгруппы неглубоко знают теоретический материал, интерес к предмету у них не выражен. Они испытывают гораздо больше затруднений при выполнении самостоятельной работы, владеют общеучебными умениями и навыками, не умеют применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
Студенты четвертой подгруппы плохо знают теоретический материал, у них отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому с заданиями на начальном этапе они не справляются, так как не всегда понимают их суть.
При организации самостоятельной работы с этими подгруппами преподаватель должен не только учитывать индивидуальные особенности студентов, но и стремиться развивать их способности, помогая преодолевать характерные для них затруднения.
Инструктаж к заданиям для самостоятельной работы студентов.При организации самостоятельной работы важное значение имеет инструктаж преподавателя к заданиям для СРС. Он необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, суть учебной задачи, а также требования к оформлению результатов выполненной работы.
Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свернутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы: преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.
В тех случаях, когда предлагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное, развернутое. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приемов (почему так делать?).
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция, содержащая точное предписание о выполнении всех необходимых действий, представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Контроль результатов учебно-исследовательской работы студентов как принцип обратной связи. Обязательность контроля своевременности и качества выполнения аудиторной и, особенно, внеаудиторной СРС является залогом эффективности всей системы самостоятельной работы студентов.
По своей сути контроль качества СРС — это соотношение достигнутых студентами результатов в ходе самостоятельной работы с запланированными целями обучения. Его основная цель состоит в выявлении достижений, успехов студентов; в определении путей их совершенствования, углублении знаний, умений, с тем, чтобы создать условия для последующего включения студентов в активную самостоятельную творческую деятельность.
Во-первых, эта цель связана с определением качества усвоения студентами учебного материала в рамках требований образовательных стандартов. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля СРС предполагает овладение студентами приемами взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле. В-третьих, эта цель связана с воспитанием у студентов таких качеств личности, как ответственность за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.
Правильно организованный контроль качества СРС позволяет преподавателю объективно оценивать получаемые студентами знания, умения и навыки, вовремя оказывать необходимую помощь и достигать поставленных целей обучения.
Контроль качества СРС выполняет следующие функции:
контролирующую функцию, которая состоит в выявлении уровня обученности студентов, их интеллектуального развития, сформированное™ навыков самостоятельного учебного труда, а также сравнении планируемых и достигнутых результатов СРС и определении эффективности используемых студентами методов, форм и средств самообразования;
обучающую функцию, которая заключается в совершенствовании и систематизации знаний, умений и навыков студентов в области самостоятельной учебной деятельности. В процессе контрольной проверки результатов СРС студенты повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации с использованием разнообразных способов действий. Контроль помогает студентам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Он способствует также обобщению и систематизации знаний;
диагностическую функцию, которая состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях, умениях студентов организовывать самостоятельную работу и порождающих их причинах, о затруднениях студентов. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее эффективную методику обучения самостоятельной работе, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств самообучения;
прогностическую функцию, которая заключается в получении опережающей информации об эффективности и перспективах совершенствования учебно-воспитательного процесса. В результате контроля преподаватели получают основания для прогноза направлений развития определенного отрезка учебного процесса в зависимости от того, насколько сформированы в ходе СРС конкретные знания, умения и навыки, необходимые для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего совершенствования самостоятельной работы студентов, допускающих сегодня ошибки конкретного типа или имеющих определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса по средствам СРС;
развивающая функция, которая состоит в стимулировании познавательной активности студентов, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности;
ориентирующую функцию, заключающуюся в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным студентом и группой в целом (насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал). Контроль ориентирует студентов в их затруднениях и достижениях. Он вскрывает пробелы, ошибки и недочеты СРС и указывает направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает студенту лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности;
воспитывающую функцию, которая состоит в воспитании у студентов ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы, аккуратности, честности. Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при самостоятельном выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному самостоятельному труду.
Выделенные функции контроля СРС подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль СРС более эффективным, эффективнее становится и сам учебный процесс.
Контроль результатов СРС осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления студентом материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности. В качестве форм и методов контроля используются семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, взаимопроверка, защита творческих работ, участие в пленарных, секционных заседаниях студенческих научно-практических конференций, олимпиадах и т.д.