Тема 1. Из истории мировой педагогики

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Кирилкин В.С.

ПЕДАГОГИКА

(В СХЕМАХ)

Санкт-Петербург

Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим Советом Университета

Ш 87 (03)

Кирилкин В.С. Педагогика (в схемах). – СПб.: СПб ГУГА, 2009. – 34 с.

Предлагаемое пособие, в сжатой форме визуально отражающее суть предмета «Педагогика», на наш взгляд, позволит студентам систематизировать учебный материал, закрепить его на этапе подготовки к контрольным и зачётным мероприятиям. Пособие рассчитано на студентов всех факультетов университета гражданской авиации, изучающих предмет в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

ã Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации, 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4

Тема 1. Из истории мировой педагогики…..………………………....5

Тема 2. Сущность образования..……………………………………..13

Тема 3. Педагогика – в системе наук о человеке……..…………….17

Тема 4. Сущность воспитание..……………………………………...19

Тема 5. Сущность дидактики…..…………………………………….28

Тема 6. Методы педагогических исследований……..……………...29

Тема 7. Мастерство педагогического общения………..……………31

Заключение…………………………………………………………….33

Литература……………………………………………………………..34

NON MULTA, SED MULTUM, лат.

(не много, но многое)

Введение

Существование общества возможно благодаря тому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевает социальным опытом предков, приумножает его и передаёт в более развитом виде своим потомкам. Накопление знаний в итоге привело к возникновению особой науки – педагогики.

Педагогика прошла длительный путь своего развития, раскрытия закономерностей воспитания и обучения. Если в Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребёнка своего хозяина в школу, прислуживал ему, то с развитием общества понятие «педагог» стало употребляться для обозначения науки и искусства вести ребёнка по жизни – воспитывать, обучать, развивать духовно и физически.

Педагогика использует материалы и данные многих наук (философии, социологии, экономики, физиологии, кибернетики и др.) после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке. В свою очередь педагогика ориентирует эти науки на более пристальное исследование своих специфических проблем в интересах человека, личности.

Знакомство с педагогикой обогатит каждого с основными принципами и методами воспитательного процесса и формирования личности.

Представленные в конце темы контрольные вопросы позволят каждому оценить качество усвоения предлагаемого материала. Для более глубокого изучения того или иного раздела целесообразно обратиться к указанным в библиографии источникам, либо к текстам лекций «Воспитательные аспекты педагогики», авторы Кирилкин В.С., Школин А.Ф., изд. СПбГУГА.

Тема 1. Из истории мировой педагогики

Выдающиеся педагоги мира Вклад в развитие педагогики
  Древняя Греция
Пифагор (VI в до н.э.) Оставил свод правил нравственного поведения (например, «не ходи по дороге», т.е. не следуй суждениям толпы)
Гераклит (520 – 460 до н.э.) Выступал за освоение нравственности как свойстве человека
Демокрит (460 – 370 до н.э. ) Утверждал, что воспитание ведёт к обладанию мудростью, т.е. тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать»
Сократ (470/469 – 399 до н.э.) • в дидактике сторонник диалектического спора, приводящего к истине (его девиз: «Я знаю только то, что ничего не знаю»); • главная цель человека – нравственное самосовершенствование (основоположник учения о доброй природе человека)
Ксенофонт (430 – 355 до н.э.) Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира», где показал, что образование должно быть делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан
Антисфен (450 – 360 до н.э. ) Основной метод воспитания – это пример наставника, выступал за воспитание привычки преодолевать трудности («Пусть дети наших врагов живут в роскоши»)
Платон (427 – 347 до н.э.) Открыл связь воспитания с общественным устройством; опубликовал «Диалоги», трактаты «Государство» и «Законы»; основал в Афинах учебное заведение – Академию, которое просуществовало более тысячу лет. Стоял за тесную духовную связь между наставником и учеником (отсюда «платоническая любовь»), сторонник игрового обучения. «Самым важным в обучении мы признаём надлежащее воспитание». «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».
Аристотель (384 – 322 до н.э.) Ученик Платона, однако, во многом пошёл в разрез идеям Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Создал в Афинах учебное заведение – ликей. 3 года был наставником Александра Македонского. Автор трактата «Политика». Начинать воспитание с «заботами о теле», а затем «заботами о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа».
Эпикур (341 – 272 до н.э.) Считал главной педагогической задачей освободить человека от невежества и тем самым открыть путь к счастью
  Древний Рим
Катон Старший (234 – 149 до н.э. ) Проповедовал главный принцип: «Вся наука из родного дома»
Цицерон (106 – 43 до н.э. ) Считал, что семья должна поощрять развитие всепобеждающего разума и чувства благоразумия
Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.) Утверждал, что образование должно формировать самостоятельную личность («Пусть говорит сам ученик, а не его память», «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла»)
Плутарх (45 – 127) Выступал за семейное воспитание и обучение, но бить ребёнка – «поднимать руку на святыню»; главное – воспитать свободного человека
Квинтилиан (42 – 118) Автор 12 книг «Ораторское образование» («Поэтами рождаются, а ораторами становятся»), две из них «О домашнем воспитании мальчиков», «О риторическом обучении». Считал целью воспитания – подготовка к исполнению гражданских обязанностей, выступал за общедоступность образования
  Эпоха средневековья (476 г – XV в)
Фома Аквинский (1225/26 – 1274) Пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Начали возникать университеты: Оксфорд – 1206, Неаполь – 1224, Кембридж – 1231, Лиссабон – 1290 г.
  Эпоха Возрождения (конец XV – начало XVII )
  Педагогическая триада Возрождения:классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание
Гюйом Бюде (1468 – 1540) Связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны
Франсуа Рабле (1494 – 1553) Выступал за гуманистическое воспитание, цель которого – духовное и телесное развитие личности
Мишель Монтень (1533 – 1592) В своём труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность, верит в его неисчерпаемые возможности. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество
Томас Мор (1478 – 1533) Английский мыслитель, лорд-канцлер. В своём произведении «Утопия» отстаивал теорию гармонического развития личности и таких качеств, как скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта. Особое внимание уделял проблеме женского образования. Был казнён по указанию Короля Генриха VIII за то, что отказался признать короля главой церкви.
Эразм Ротердамский (1467 – 1536) Один из «властителей дум» эпохи Возрождения В сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал пороки общества. Враг религиозного фанатизма, отстаивал природное равенство людей. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» отстаивал в основе воспитания принцип активности
Жан Кальвин (1509 – 1564) Главный идеолог французской Реформации, которая провозгласила принцип индивидуальности. Перевёл на французский язык Библию - пособие при воспитании и обучении
Мартин Лютер (1483 – 1546) «Отец» Реформации в Германии, признавал необходимость гуманистического образования в духе Возрождения; выступил инициатором учреждения властями протестантских школ; перевёл Катехизис на немецкий язык в качестве учебного пособия. (Катехизис – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, и предназначена для начального религиозного обучения верующих)
Френсис Бэкон (1561 – 1626) Английский учёный, целью научного познания считал освоение сил природы путём последовательных экспериментов, признавал принцип природосообразного познания и воспитания. Его девиз: «Знание – сила»
Томазо Кампанелла (1568 – 1639) 27 лет провёл в тюрьме, где написал трактат «Город солнца». В нём изложил педагогические идеи: отрицание книжности, возврат к природе, отказ от узкой специализации, обязательное участие детей в общественно полезном труде
Вольфган Ратке (1571 – 1635) Немецкий педагог, отстаивал дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному; одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей
Рене Декарт (1596 – 1650) Французский философ, советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся суждений (самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков)
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) Отец современной педагогики, чешский философ-гуманист, общественный деятель. В 1657 г была издана книга «Великая дидактика», где изложены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение детей к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на началах гуманизма («Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение»)
Джон Локк (1632 – 1704) Английский философ и педагог, критиковал формулу «Я мыслю – следовательно, существую» и стоял за чувственное восприятие, за опыт как критерий познания. В работе «Мысли о воспитании» пишет: «Воспитание создаёт огромную разницу между людьми»
  Педагоги Европы (XVIII – XX вв)
Иоганн Бернгард Базедов (1724 – 1790) Отмечал, что общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле. «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царит дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть…Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: 3 головы, 6 рук, и все они в беспрерывной ссоре»
Дени Дидро (1713 – 1784) Французский просветитель: если предоставить сыну расти так, «как растёт трава, то, когда этот маленький дикарь вырастет, к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Не следует пренебрегать природными различиями детей  
Вольтер (1694 – 1778) Французский просветитель: человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления». Однако, он писал, что «давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа»
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Французский философ, писатель, композитор, великий педагог. В «Письмах о морали» в 1758 г сформулировал фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности; если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. В главном педагогическом труде «Эмиль или О воспитании» выдвинул идею свободного воспитания. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. На человека воздействуют три фактора: природа, люди, общество. Выделил 4 периода нравственного воспитания: 1 – от рождения до появления речи; 2 – от появления речи до 12 лет; 3 – от 12 до 15 лет; 4 – с 15 лет до совершеннолетия (25 лет)
Иммануил Кант (1724 – 1804) Профессор университета в Кёнигсберге, читал философию и педагогику. Кант рассматривал воспитание «как величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством», поскольку « в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) Утверждал, что человек является продуктом истории, и что разум и самопознание – результат деятельности человеческой цивилизации, отводил человеку роль творца и созидателя
Огюст Конт (1798 – 1857) Английский философ, основоположник позитивизма, считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает всё более значительный вес
Герберт Спенсер (1820 – 1903) Английский философ, пытался объединить идею эволюции природы и общества с дарвинистской идеей естественного отбора; настаивал на приоритете естественнонаучного образования перед гуманитарным как наиболее «полезного» для нужд каждого человека: «Высшая цель учения – не знания, а действия!»
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)   Немецкий философ, отрицает положительную роль воспитания; желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя изменить. Воспитание, следовательно, лишь обманчивое сокрытие человеческих страстей и воли
Фридрих Ницше (1844 – 1900) Немецкий мыслитель, выступал против излишней специализации, ведущей к снижению общей культуры, отстаивал идею элитарного воспитания – талантов и гениев
Иоганн Генрих Песталоции (1746 – 1827) Швейцарец, известен как один из великих благородных подвижников воспитания униженных и оскорблённых, «отец сирот», создатель подлинно народной школы. Разработал метод элементного образования, который представлял собой определённую систему развития способностей и упражнений, предполагал самостоятельность учащихся; следует опираться на знание человеческой психологии, выступал за соединение обучения с трудом
Иоганн Фридрих Гербарт (1746 – 1841) Философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.Главный его тезис – подавление ребёнка путём угроз. «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование … без обучения есть цель, лишённая средств»
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) Крупный немецкий педагог, в своём труде «Руководство к образованию немецких учителей» сформулировал: 2 принципа – природосообразности и культуросообразности; дидактические правила – ясность, чёткость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика
Жан Поль Сартр (1905 – 1980) французский учёный и писатель, лидер экзистенциалистской педагогики (экзистенция – человеческое существование); считал, что «человек есть лишь то, что сам из себя делает»
Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990) американский психолог, основоположник теории программированного обучения  
Абрахам Гарольд Маслоу (1908 – 1970) Американский мыслитель, исповедовал гуманистическую направленность образования, выступал за персональное обучение, главное «помочь человеку реализовать то, что в нём заложено»
  Педагоги России
Феодосий Печерский (1036 – 1074) Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, автор посланий, молитв, поучений морального содержания
Симеон Полоцкий (1629 – 1680) Общественный деятель и просветитель, все светские знания не только не колеблют веры в бога, но утверждают её, обогащая ум человека; учитель детей царя Алексея Михайловича (Алексея, Фёдора, Софьи), а с 1679 г наблюдал за воспитанием Петра (будущего императора ПетраI)
Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) Русский учёный, разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу
Пётр I Великий (1672 – 1725) вместо домашнего воспитания ввёл систему государственного образования; возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигационных наук (1701); инженерные (Москва,1703, Санкт-Петербург, 1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719 для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) Великий учёный и выдающийся педагог; заложил демократические традиции в развитии русской науки, школы и просвещения. Он первым стал читать лекции для студентов на русском языке; его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»); выдвинул в качестве ведущего принцип научности  
Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810) Директор Петербургской академии наук, Президент Российской Академии, сторонница нравственного и физического воспитания; выступала за воспитание «примерами, нежели предписаниями»
Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) Общественный деятель и педагог, организатор Института благородных девиц    
Екатерина II Алексеевна (1723 – 1796) Российская императрица, создала сеть городских школьных учреждений Главной задачей воспитания считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) Писатель, историк и публицист. Считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья, он настаивал на гражданском воспитании
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) Впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В воспитании определил несколько направлений: физическое, умственное и нравственное
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) Основатель научной педагогики в России. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания; в воспитании личности большое значение придавал труду: «Воспитание должно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда». Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. Утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребёнка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука»
Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) Обогатил отечественную теорию воспитания и обучения, сторонник свободного воспитания
Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939) Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины
Иван Александрович Ильин (1882 – 1954) Русский философ, общественный деятель; сформулировал «закон духовного достоинства»как одну из «аксиом правосознания»; внёс значительный вклад в формирование русской национальной идеологии
Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) Альберт Петрович Пинкевич (1884 – 1939) Первые авторы учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) Исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи

Контрольные вопросы

1. Назовите педагогов – авторов тезиса «Образование – дело государственное».

2. Кто из великих педагогов выступал за приоритет нравственного воспитания?

3. Кто отстаивал идею, что смысл воспитания и обучения – научить преодолевать трудности?

4. Назовите сторонников общедоступного образования.

5.Кто отмечал великую роль образования в формировании личности?

Наши рекомендации