Iii. порядок применения накопительной балльно-рейтинговой системы в учебном процессе

ПОРЯДОК

Применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся Южного федерального университета

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок текущего контроля и промежуточной аттестации с применением накопительной балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основании федеральных государственных образовательных стандартов и стандартов, устанавливаемых Южным федеральным университетом.

1.2. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся является одной из составляющих системы управления качеством образовательной деятельности в университете, способствующей объективной оценке индивидуальных результатов обучения.

1.3. Целью внедрения накопительной балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся является повышение качества профессиональной подготовки в ЮФУ.

1.4. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся направлена на решение следующих задач:

- повышение мотивации обучающихся к активной и регулярной учебной работе в семестре, в т.ч. к самостоятельной работе;

- совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы обучающихся в семестре и мониторинга их учебных достижений;

- совершенствование контрольно-измерительных технологий на основе учета всех видов учебной работы обучающихся, выработки единства требований и объективизации системы оценивания учебных достижений обучающихся;

- внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений обучающихся на основе информационных технологий, повышение качества методического сопровождения учебного процесса;

- формирование академического рейтинга обучающихся на основе данных об их персональных учебных достижениях и для обоснования морального и материального поощрения;

- активизация личностного фактора в студенческой среде, повышение роли самооценки обучающихся, внедрение принципа состязательности в учебный процесс.

1.5. Действие настоящего Порядка распространяется на структурные подразделения Южного федерального университета, реализующие образовательные программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по очной форме обучения.

1.6. Настоящий порядок доводится до сведения обучающихся с использованием официального сайта университета.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы с использованием модульного принципа организации учебного процесса.

Модуль – часть учебной дисциплины (совокупность тем, разделов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Текущий контроль – контроль всех видов аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся по данной дисциплине, результаты которой оцениваются до рубежного контроля.

Рубежный контроль – проверка полноты знаний и умений по материалу части дисциплины (модуля).

Промежуточная аттестация – форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре.

Итоговый рейтинг – сумма баллов, набранных обучающимся за всю работу в течение семестра по дисциплине, включая промежуточную аттестацию.

Академический рейтинг – отношение суммы итоговых баллов по дисциплинам, включая баллы за курсовую работу (проект) и практики к максимальному количеству баллов, которое может быть набрано за период обучения.

Добор баллов – контрольные мероприятия, проводимые, позволяющие обучающемуся получить количество баллов необходимое для получения количества баллов порогового уровня.

Пороговый уровень – количество баллов, необходимое для допуска к экзаменационной процедуре или для получения положительной аттестации.

III. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся основана на реализации модульного принципа организации учебного процесса. Количество дисциплинарных модулей в семестре определяется преподавателем, в зависимости от содержания и трудоемкости дисциплины и должно быть не менее двух и не более четырех.

3.2. Перечень мероприятий, критерии оценки соответствующих видов работ, порядок начисления баллов за те или иные виды работы, распределение баллов по всем видам и формам контроля текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации регламентируются учебной картой дисциплины(Приложение №1), которая разрабатывается преподавателем и является приложением к рабочей программе дисциплины.

3.3. Количество баллов, за одно контрольное мероприятие должно принимать только целочисленное значение.

3.4. Рабочие программы и учебные карты дисциплин в обязательном порядке доводятся до сведения каждого обучающегося на первом занятии по данной дисциплине и размещаются на сайте структурного подразделения, реализующего соответствующую образовательную программу

3.5. Текущий контрольуспеваемости обеспечивает оценивание хода освоения модуля дисциплины, прохождения практики может включать: тестирование (письменное или компьютерное); ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и выполнение заданий на практическом занятии; выполнение и защита лабораторных работ; выполнение контрольных работ, индивидуальных домашних заданий; написание рефератов; участие в коллоквиумах по отдельным темам; подготовка разделов курсовой работы (проекта); дискуссии, тренинги, круглые столы, а также выполнение иных заданий, определяемых преподавателем в учебной карте дисциплины.

Текущий контрольуспеваемости обеспечивает оценивание хода освоения модуля дисциплины, прохождения практик. К текущему контролюотносятся: систематические проверки знаний и навыков обучающихся, закрепленных при выполнении лабораторных работ, контрольных работ, практических и других форм учебных занятий.

3.6. Учебной картой дисциплины может предусматриваться рубежный контроль,которыйпроводится с целью определения результатов освоения обучающимся модуля. В этом случае, каждый модуль дисциплины завершается формой контроля усвоения учебного материала и получением рейтинговых баллов, которые суммируются с рейтинговыми баллами текущего контроля. В качестве форм контроля модуля могут быть использованы: контрольная работа, тестирование, подготовка разделов курсовой работы/проекта, эссе, реферат, собеседование с письменной фиксацией ответов студентов и другие, которые определены в учебной карте дисциплины.

Рубежный контроль по модулям дисциплины проводится без остановки учебных занятий.

По решению ученого совета структурного подразделения график учебного процесса может включать остановку занятий в семестре для проведения мероприятий рубежного контроля (по модулю) по всем дисциплинам курса за счет недель, предусмотренных для проведения сессии.

3.7. До проведения промежуточной аттестации и предоставления обучающемуся возможности добора баллов преподаватель может в качестве поощрения начислить обучающемуся до 10 дополнительных (бонусных) баллов за проявление академической активности в ходе изучения дисциплины, выполнение индивидуальных заданий с оценкой «отлично», активное участие в групповой проектной работе, непосредственное участие в неделе академической активности.

Порядок начисления бонусных баллов должен быть отражен в учебной карте дисциплины. Начисление бонусных баллов производится на последнем занятии. Бонусные баллы не могут быть засчитаны в число минимально необходимых 38 баллов. Начисление бонусных баллов не должно превышать 100 бальную шкалу.

3.8. Промежуточная аттестация осуществляется, как правило, в конце каждого семестра и представляет собой итоговую оценку знаний по дисциплине в виде проведения экзаменационной процедуры (экзамена), выставления зачета, дифференцированного зачета, защиты курсовой работы, если она является самостоятельным видом учебной работы студента, а не формой проверки знаний по дисциплине. Промежуточная аттестация может проводиться в письменном виде.

3.9. Итоговый рейтинг по дисциплине отражает качество освоения обучающимся учебного материала. Максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать в семестре по каждой дисциплине, не может превышать 100 баллов. Практика (учебная, производственная), НИРС и курсовая работа (проект) рассматриваются как самостоятельная учебная дисциплина.

3.10. Преподаватель ведет журнал учета данных текущего и рубежного контроля, своевременно доводит до сведения студентов, предоставляет в деканат по требованию. Итоги промежуточной аттестации вносятся преподавателем в ведомость учета итогового рейтинга по дисциплине и в обязательном порядке доводятся до сведения студентов. Деканат формирует академический рейтинг студентов в конце каждого семестра.

3.11. Лицам, восстановленным в число обучающихся, обучающимся, вышедшим из академического отпуска или переведенным из других вузов и не имеющим оценок в баллах, рейтинг определяется путем перевода их оценок в баллы по средним значениям шкалы.

3.12. Балльно-рейтинговая система текущей и промежуточной аттестации обучающихся, реализуется в ЮФУ с применением автоматизированной компьютерной подсистемы «1С - Университет», которая хранит, обрабатывает информацию о накоплении баллов студентами и формирует ведомости данных рубежного контроля, промежуточной аттестации, итогового и академического рейтинга обучающегося.

3.13. Академический рейтингобучающегося является комплексной оценкой качества работы за определенный период (семестр, год, весь период обучения) освоения образовательной программы. Академический рейтинг рассчитывается отношением суммы итоговых баллов по дисциплинам, к максимальному количеству баллов, которое может быть набрано за период обучения. Максимальная величина академического рейтинга составляет 1.

По результатам академического рейтинга осуществляется ранжирование обучающихся по направлению подготовки (специальности), курсу, Университету. Академический рейтинг позволяет обучающемуся иметь преимущество при получении рекомендаций для продолжения обучения на другом уровне высшего образования, участия в грантовых проектах, стажировках, получения именных стипендий и других видов поощрений.

Обучающиеся, имеющие задолженность по дисциплине, не участвуют в академическом рейтинге.

Промежуточная аттестация

3.14. До проведения промежуточной аттестации всем обучающимся должна быть предоставлена возможность добора баллов с целью достижения порогового значения или повышения уровня оценки.

Виды контрольных мероприятий для добора баллов преподаватель устанавливает индивидуально для каждого обучающегося.

Графики добора баллов должны быть размещены на сайте структурного подразделения.

3.15. Обучающемуся, имеющемууважительную причину возникновения академической задолженности (болезнь, семейные обстоятельства, болезнь члена семьи и необходимость ухода за ним, чрезвычайные обстоятельства и ситуации), подтвержденную документально, распоряжением руководителя структурного подразделения устанавливается индивидуальный график ликвидации задолженностей на срок, соответствующий представленным основаниям. Если задолженность ликвидирована в установленный срок на «хорошо» и «отлично», обучающемуся назначается академическая стипендия.

3.16. Обучающемуся, имеющему академическую задолженность по уважительной причине, и не ликвидировавшему её в установленные сроки в соответствии с п. 3.15, предоставляется возможность добора баллов только до порогового значения.

3.17. Обучающийся, не набравший в установленные сроки порогового значения баллов и не ликвидировавший задолженность, представляется к отчислению из Университета как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы.

По решению академической комиссии структурного подразделения, обучающемуся может быть предоставлена возможность ликвидации академической задолженности в течение года с момента её возникновения.

Наши рекомендации