Физиологические основы эмоций. Формы проявления эмоций
Эмоции и чувства различаются не только по содержанию и направленности, но и по силе, длительности, глубине, скорости возникновения, действенности. Они могут проявляться в форме эмоциональных процессов, эмоциональных состояний и эмоциональных особенностей личности.
Эмоциональные процессы — это эмоция и чувство, находящиеся в движении, имеющие определенное начало, течение и конец. Человек в течение жизни испытывает различные эмоции и чувства, переживание которых то обостряется, то ослабевает и затухает.
Эмоциональные состояния могут выступать в виде настроений, аффектов, страстей и увлечений.
Настроения — это относительно слабо выраженные переживания, отличающиеся значительной длительностью и некоторой неясностью, т. е. слабым осознанием причин и обстоятельств, их вызывающих. Настроения придают определенную окраску всем другим переживаниям личности. Освобождаясь из ИТУ, человек испытывает чаще всего радостное настроение. В состоянии тревожного ожидания (например, перед вызовом к следователю, перед судом или перед отправкой в колонию) преступник склонен ждать отовсюду неприятного.
Устойчивость и сила настроений во многом зависят от личностной значимости для человека тех обстоятельств, которые их вызвали. Положительные настроения не только способствуют успеху осужденного в труде, но и оказывают существенное влияние на весь процесс исправления преступника. В бодром настроении осужденный охотнее воспринимает воспитательные воздействия, нежели в угнетенном. Подавленное настроение является соответствующим эмоциональным барьером, затрудняющим процесс перевоспитания. Бодрое настроение обусловливает быстрое и прочное усвоение знаний, навыков и умений в школе и профессионально-техническом училище. И наоборот, если осужденный переживает настроение неуверенности, равнодушия, подавленности, то усвоение материала и формирование навыков и умений существенно замедляются.
Аффект (от латинского affectus — душевное волнение) — это переживания, отличающиеся большой, иногда чрезмерной силой и глубиной, ярким внешним проявлением. К аффектам относятся отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас, ярость, сильная ровность, большая радость, аффект вины, раскаяния и т. и.
Различают аффект физиологический и патологический. Принято считать, что первый переживается психически нормальным человеком, а второй — людьми с психическими аномалиями. Однако патологический аффект может проявиться и у полноценного человека (временная невменяемость). При физиологическом аффекте происходит «сужение создания» — подавление мыслительной способности вследствие ослабления деятельности коры головного мозга и повышения роли подкорки. При патологическом аффекте сознание исчезает, ибо кора головного мозга совершенно отключается, господствует подкорка. Если человек совершил противоправное деяние в состоянии физиологического аффекта, то он несет моральную и уголовную ответственность за свои действия и поступки. За общественно опасные действия, совершенные в состоянии патологического аффекта, человек не несет уголовной ответственности ввиду своей невменяемости. Установление характера, вида аффекта производится судебно-психиатрической экспертизой.
Причиной аффекта являются неожиданные или сверхсильные раздражители, к которым человек сразу не может приспособиться. Поэтому в противоположность настроению аффект всегда конкретно направлен.
Осужденный П. — человек впечатлительный, импульсивный, неуравновешенный. Однажды пришел домой и застал дома соседа, который приходил за дрелью и молотком. И. приревновал соседа к своей жене, пришел в ярость, стал избивать его. Когда жена попыталась остановить мужа, он схватил нож и нанес соседу и жене несколько ножевых ранений. Опомнившись, И. вызвал скорую помощь и милицию. Очень сильно переживал смерть жены, которую он, по его заявлению, сильно любил.
Важно уметь предотвращать вспышки аффектов у осужденных, если связанные с ними переживания отрицательно влияют на личность, и вызывать аффекты положительные, например, аффектное переживание стыда и совести, раскаяния.
Аффект, возникший у человека, оставляет определенные следы в коре головного мозга, а поэтому при новом действии идентичных раздражителей возникновение аффекта облегчается. При систематическом, частом их повторении аффективность становится чертой личности.
Среди осужденных встречается немало лиц, совершивших преступления в состоянии аффекта. Поэтому воспитание и перевоспитание их обязательно включает воспитание чувств, умение ими управлять.
Для того чтобы предотвратить отрицательный физиологический аффект, требуется усилие воли, умение владеть
От страстей необходимо отличать увлечения, которые могут обладать такой же силой влечения к объекту, что и страсти, но являются скоропреходящими. Частая смена увлечений служит признаком разбросанности человеческой натуры. Вместе с тем увлечения можно рассматривать как первую ступеньку зарождения страсти.
Знание специфики увлечений осужденных, умение направить их в нужную сторону, пресечь нездоровые увлечения (картежные игры, порнографию, тюремную лирику и т. п.) приобретают очень важное значение в процессе воспитания чувств в местах лишения свободы.