Раздел 2 - Методика и технологии работы социального педагога
ПРОГРАММА
Государственного экзамена
по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
профиль: Психология и социальная педагогика
Йошкар-Ола 2016
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Раздел 1 – Психология и социальная педагогика
1. Основные педагогические системы, дидактические концепции и технологии обучения.
2. Методы обучения: их сущность, классификация и содержание.
3. Средства и формы обучения, их роль в организации процесса обучения.
4. Сущность воспитания, его методы и приемы.
5. Теория и практика социального воспитания в России после Октябрьской революции 1917 года. Педагогика среды.
6. Становление социальной педагогики во второй половине XX – в начале ХХI вв.
7. Социальная педагогика как интегративная отрасль науки новейшего времени.
8. Социализация как социально-педагогическое явление.
9. Социальное воспитание детей и молодежи в условиях модернизации российского образования.
10. Особенности социального партнерства в современной России. Участие социального педагога в межведомственных программах.
11. Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.
12. Предмет, принципы и методы психологии.
13. Исследование личности и деятельности в психологии.
14. Ощущения и восприятие как психические процессы.
15. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
16. Память как познавательный психический процесс.
17. Мышление и речь как познавательные психические процессы.
18. Эмоционально-волевая сфера личности.
19. Понятие о темпераменте и характере личности.
20. Психология развития: отечественные и зарубежные теории.
21. Возрастная периодизация психического развития.
22. Психологическая характеристика периода младенчества.
23. Психическое развитие ребенка раннего возраста.
24. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
25. Учебная деятельность младшего школьника.
26. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
27. Особенности развития личности в подростковом возрасте.
28. Основы организации профориентационной работы в образовательном учреждении.
29. Психология общения.
30. Динамические процессы в малой группе.
Раздел 2 - Методика и технологии работы социального педагога
1. Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога.
2. Компетентность социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы социально-педагогической деятельности.
3. Государственная социальная политика в интересах детей.
4. Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей-инвалидов.
5. Государственные меры по социальной поддержке безнадзорных и беспризорных детей.
6. Характеристика девиантного поведения подростков. Работа социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
7. Педагогическая антропология и история ее возникновения.
8. Традиционные и инновационные методы социальной работы.
9. Понятие и сущность технологий социальной работы.
10. Социальная работа с различными категориями населения.
11. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.
12. Современная система социальной защиты населения.
13. Основы теории управления социальными системами.
14. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
15. Методы изучения личности обучающегося.
16. Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.
17. Методика организации социальным педагогом благотворительных акций.
18. Супервизия как метод социально-педагогической работы.
19. Методика организации культурно-досуговой деятельности среди различных категорий населения.
20. Музыкотерапия. Коррекционное и терапевтическое воздействие музыкой.
21. Методы и приемы музыкальной психотерапии. Сферы действий музыкальной психотерапии.
22. Этнокультурная компетентность социального педагога, сущность понятия, структурные компоненты.
23. Поликультурная субкомпетентность как составная часть этнокультурной компетентности социального педагога.
24. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе.
25. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
26. Развитие продуктивных видов детской деятельности.
27. Тематика и логика организации смены в детском оздоровительном лагере.
28. Управление образовательно-воспитательным процессом в детском оздоровительном лагере.
29. Здоровый образ жизни как социально – педагогическое явление.
30. Содержательные основы оздоровительной физической культуры.
Содержание вопросов, выносимых на государственный экзамен
Раздел 1
Теории обучения и воспитания