Концепции, подходы и принципы формирования программы.

Пояснительная записка

Актуальность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.
Данная программа создаёт условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных метапредметных и предметных компетенций.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.
Кроме того, огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только специалистами в области преподавания, но и самими учащимися и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков. Расширяется спектр изучаемых языков. Это актуально особенно для немецкого и французского языков, так как объективно английский язык является самым распространенным среди изучаемых языков в школах. На этом фоне повышается и интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

Дополнительная образовательная программа курса обучения французскому языку рамках внеурочной деятельности разработана в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемыми реультатами основного общего образования, с учетом внутрипредметных и метапредметных связей;

- целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения;

- примерной программы по внеурочной деятельности;

- требованиями Концепции коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов. «Программа коммуникативного иноязычного образования».-М.: Просвещение, 2000).

Цели программы

Изучениеиностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

2.Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
Задачи реализации программы:

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

- достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.

Данная образовательная программа предполагает обучение французскому языку в 6 классе с опорой на УМК «Синяя птица» Французский язык. 5класс. Учебник (2-й иностранный язык), 2013г. Береговская Э.М., Белосельская Т.В., предназначенному для начального обучения учащихся 10-12 лет, изучающих французский язык как второй иностранный. В 5 классе учащиеся начали заниматься по этому учебнику и освоили половину его программы с учетом того, что на занятия отводился 1 час в неделю. В этом году на данную внеурочную деятельность выделен так же 1 час.
Тематическое планирование составлено с учетом уже сформированных навыков и умений, приобретенных в процессе изучения первого иностранного языка и активной реализации сравнительно-сопоставительного подхода в ходе обучения второму иностранному языку (в данном случае французскому на базе английского).

Концепции, подходы и принципы формирования программы.

Разработанная программа внеурочной деятельности по французскому языку для 6 класса основывается на системно-деятельностном подходе, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Деятельностный подход в педагогике означает организацию и управление целенаправленной учебно-восптитательной деятельностью ученика, в которой он выступает как субъект собственной жизнедеятельности: планирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, выбирает виды деятельности, отвечающие потребностям его личностного развития, ценностным ориентациям, интересам, смыслам обучения, то есть ученик является автором своего Я, своей жизнедеятельности, бесконечногодуховного самосозидания своего Я, своей жизни.

К принципам деятельностного подхода относят:

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

- принцип учета сенситивных периодов развития (периодов детства, характеризующихся глобальной перестройкой на уровне индивида и личности, начиная от сенсорных областей и заканчивая мышлением);

- принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

- проектирования, конструирования и создания ситуации воспиывающей деятельности;

- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

- принцип нравственного обогащения видов деятельности;

К приёмам и методам построения образовательного процесса в контексте деятельностного подхода могут быть отнесены методы, приемы, педагогические технологии, предполагающие деятельность учащегося, в которой он выступает как субъект познания, коммуникации, творчества своего Я, своей жизнедеятельности. К таким педагогическим технологиям могут быть отнесены: проектная технология, метод проблемного обучения, игровые технологии, исследовательские методы и др.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы.

Ценностные ориентиры содержания рабочей программы основываются на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, являющейся основой реализации ФГОС ООО.

На занятиях внеурочной деятельности по французскому языку учащиеся знакомятся с языком и культурой Франции, узнают систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка, а также проблемы, волнующие французскую молодежь, сопоставляют факты французской культуры с фактами родной культуры, выражают своё мнение по обсуждаемой проблеме и сравнивают его с мнением представителей французской молодёжи.

Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов и песен, обсуждением тем, связанных с культурным наследием РоссииЮ Франции и других стран мира.

Наши рекомендации