Словарь педагогических терминов я.а.коменского
Литература
ü История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. 2–е изд. - М., 2001.
ü Моздалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. - СПб., 2004.
ü Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли.- М., 2003.
ü Педагогика народов мира. - М., 2006.
ü Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993-1998.
ü Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Раздел 1. М., 1986. С. 9-14.
Семинарское занятие 4
Научно-педагогическая система Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Вопросы
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. «Вся жизнь моя была странствием».
2. Я.А.Коменский о значении всеобщего воспитания юношества (идея пансофии).
3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А.Коменского
- понятие природосообразности
- возрастная периодизация учения
- организация школьного обучения
- типы образовательных учреждений
- нравственное обучение и дисциплина
- система дидактических принципов
3. Требования Я.А.Коменского к учителю.
4. Значение педагогической системы Я.А.Коменского для развития педагогики
Задания для самостоятельной работы:
№ | Задание | Форма контроля |
Сделайте цитатные выписки на тему «Как учить и как учиться» (по Я.А. Коменскому). | Конспект | |
Составьте краткий конспект 4 главы «Великой дидактики». | Конспект | |
Изучите словарь педагогических терминов Я.А. Коменского | Понятийный диктант | |
Подготовьте 2-3 доказательные цитаты из произведений автора и работ, посвященных анализу его педагогической деятельности для обсуждения вопросов актуальности и прогностической значимости либо консерватизма идей Я.А.Коменского в форме диспута «защитников» и «обвинителей». | Диспут | |
Подготовьте мультимедийную презентацию с фото и/или видеоматериалами по одному из вопросов семинара. | Презентация (5-10 баллов) |
Литература
ü История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. 2–е изд. - М., 2001.
ü Моздалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. - СПб., 2004.
ü Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли.- М., 2003.
ü Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие для высшей школы. - М., 2000.
ü Педагогика народов мира. - М., 2006.
ü Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988.
ü Коменский ЯА. Великая дидактика // Избр. пед. соч. - М., 1939. - Гл. I, IV, V, VI, VII, X, XVI, XXVIII, XXXII.
ü Коменский ЯА. Материнская школа // Там же.
ü Коменский ЯА..Мир чувственных вещей в картинках // Там же.
ü Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М., 1970.
ü Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. - М., 1982.
ü Кратохвил М.В. ЖизньЯ.А. Коменского. - М., 1991.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Я.А.КОМЕНСКОГО
Автолексия - умение выражать свои мысли в речи.
Автопраксия - самостоятельная деятельность.
Автопсия - личное созерцание, ощущение.
Автофтезия - чувствование, ощущение.
Автохресия - самостоятельное использование знаний.
Благочестие есть дар Божий и дается свыше, действует через естественные средства: родителей, наставников, служителей церкви; заключается в том, чтобы после правильно воспринятого понятия о делах веры и религии сердце наше умело везде искать Бога. Это совершается умом, волей и радостью совести.
Великая дидактика - универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро и основательно; способ создавать по всем, общинам, городам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
«Великая дидактика» - основной педагогический труд Я.А.Коменского,
Владыка всех созданий - человек, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употребляет их с пользой для себя, своих выгод, ведет себя с достоинством и святостью, не служит никакому созданию, в том числе и плоти своей, хорошо знает предел благоразумного использования вещей.
Воля - способность разумной души обращаться к вещам, в которых наш разум увидел добро и отвращаться от зла.
Гимназия - школа, где будут развивать понимание и суждения обо всем собранном ощущениями материале при помощи диалектики, грамматики, риторики и остальных реальных наук и искусств, изучаемых посредством вопросов: что и почему?
Гномология - книга, содержащая в алфавитном порядке все изречения, кем-либо и когда-либо сказанные остроумно и изящно, с прибавлением имен автора.
Дидактика - искусство обучения, открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения и напрасного труда, больше досуга, радостей и основательного успеха; а в христианском государстве было бы меньше мрака смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.
«Дверь» - название учебника, в котором заключены все употребляемые слова языка в кратких выражениях, которыми изображаются сами вещи в их естественном виде. К ним присоединены краткие и ясные грамматические правила.
«Дворец» - название учебника, заключающего в себе различные рассуждения о всевозможных вещах, наполненные фразами и выражениями. В конце должны быть присоединены правила о том, как можно изменять и украшать фразы и выражения.
Дидахография (обучающее письмо) - всеобщая методика, которая может увеличить число ученых на великое благо для человечества и в итоге этот новый метод при своем применении служит для обучения гораздо большего числа учеников с более верным успехом и удовольствием.
Дисциплина - средство, чтобы возбуждать и укреплять постоянными навыками и упражнениями благоговение к Богу, предупредительность по отношению к труду и выполнению жизненных задач через наказание провинившихся с тем, чтобы они впоследствии не совершали проступков.
Добродетель - не только внешняя воспитанность, но и вся внутренняя и внешняя основа побуждений.
Долг педагога - помышлять о средствах, которыми бы вся христианская молодежь все с большим пылом побуждалась бы к силе ума и любви к небесному.
Естественный метод - метод, при котором каждый будет знать не только то, что выучил, но даже более чем он выучил, т.е. не только свободно излагать почерпнутое от учителя и из авторов, Но и обязательно судить о самих вещах.
Игра - движение духа и тела, которые в годы юношества необходимо вызывать и развивать.
Искусство - умение правильно обращаться с вещами и с природой вещей.
Здравница - место, где обучают жизни и сохранению здоровья.
Знание - достоверная осведомленность о достоверной вещи.
Латинская школа — школа, в которой юноши постигают 4 языка и черпают всю энциклопедию наук, в ней нужно учредить 6 различных классов: грамматический, физический, математический, моральный, диалектичный, риторический.
Логика - искусство мыслить, «некая диалектика», которая учит способу выражать уже известное и полезное, болтать о неизвестном.
«Материнская школа» - первое педагогическое произведение, посвященное воспитанию детей от рождения до 6 лет; школа, где будут упражняться преимущественно внешние чувства, с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их.
Метод - пособие для преподавания, позволяющее учить короче, легче, надежнее.
«Мир чувственных вещей в картинках» - название дидактического пособия для наглядного обучения детей в начальной школе и семье, первая в мире детская энциклопедия, которая открывала перед малышом реальный мир природы в его многообразии, общественную жизнь во всех ее главных проявлениях.
Образование - истинное, полное, ясное и прочное противоядие невежеству в понимании вещей, в физических трудах и ловкости, в искусстве речи, в нравах и добродетелях, в благочестии.
Пампедия - всеобщее образование.
Память - способность души, вызывающая былое в воображении и снова предлагающая для размышления.
Пандидаскалы - универсальные учителя, которые сумели бы наставлять всех всему и всесторонне.
Пангномика - сборник мудрых и оригинальных суждений всех эпох.
Пандогматия - книга, содержащая достопримечательные мнения разных народов и выдающихся мужей этих народов.
Панистория - повествование об эволюционном развитии природы и общества.
Паноргания - принцип наглядности обучения.
Пансофия - всесторонность и систематичность образования и познания
Пансхолия - универсальная школа для воспитания.
Панхронология - последовательные события в истории человечества.
Религиозность - внутреннее богопочитание, которым дух человека связывается и соединяется с высшим чувством.
«Сокровищница» - произведения классических авторов о всевозможных предметах с предпосланными им правилами относительно того, как подмечать и собирать выражения речи, отличающиеся особой силой и точной передачей идиоматизмов.
«Соль мудрости» - знать, говорить и действовать.
Учитель - «слуга природы».
Школа (коллегия, гимназия) - место отдыха и литературных развлечений; место игры и наслаждения.
Язык - не часть образования или учености, но орудие для того, чтобы почерпнуть знания и сообщить их другим.