Классификация форм воспитания.

Учебный пакет по теме: «Формы организации внеурочной деятельности и воспитания».

Цель:

· Познакомится с возможными формами воспитания.

· Развивать умение классифицировать информацию, записывать её в схемы и таблицы, самостоятельно искать информацию на поставленные вопросы.

· Воспитывать желание использовать полученные знания на практике.

классификация форм воспитания. - student2.ru классификация форм воспитания. - student2.ru

В тетради оставьте справа поля 3 см. По ходу прочтения текста, записывайте на поля формы, которые вам в тексте встретились, с целью накопления форм воспитания (поэтому повторяющиеся формы не записываем).

классификация форм воспитания. - student2.ru Запишите определение в тетрадь:

Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

(Е.В.Титова)

классификация форм воспитания. - student2.ru Как вы думаете, сколько существует форм воспитания? Вы правы, если ответили, что их много. При выборе форм нужно обращать внимание на их название, наименование, в расшифровке которых дана уже педагогическая подсказка, где они могут использоваться. Выясняем значение названий с помощью словарей. Например, что такое турнир, чем он отличается от конкурса? Турнир – это соревнование, состязание по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной встрече. А конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы.

классификация форм воспитания. - student2.ru

Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания. Одно и то же содержание может быть выражено в разных формах. Например, можно провести с ребятами беседу о культуре поведения, а можно – весёлый конкурс «О хороших манерах на живых примерах», игру-путешествие «В страну Этикета» и много чего ещё. Все эти формы выражают одно содержание, однако есть одно НО.

В воспитательной работе важнее не передать информацию, а добиться того, чтобы дети получили определённый опыт. Какая форма в этом случае наиболее эффективна? Конечно та, где активны дети. Через конкурс, например, дети и информацию о культуре поведения получат, и поупражняются в выполнении правил в конкурсах, получат опыт коллективной деятельности, опыт культуры выражения коллективных эмоций, и нравственные уроки общего характера (например, и побеждать, и проигрывать нужно уметь достойно).

Классификация форм воспитания.

классификация форм воспитания. - student2.ru Классификацию Л.В.Байбородовой и М.И.Рожкова оформите в тетрадь схемой.

Л.В.Байбородова, М.И.Рожков для классификации форм выделяют два показателя: количественный и качественный:

Количественный показатель Качественный показатель
По времени По количеству участников Субъект организации По результату
Кратковременные (1-2 часа) Парные Педагоги Информац. обмен
Продолжительные Групповые Совместно П и Д Выработка общего решения
Традиционные Массовые (не менее 15 уч) Дети Общественно значимый продукт

классификация форм воспитания. - student2.ru Подумайте, в какие группы можно отнести следующие формы воспитания: спектакль, концерт, просмотр, конкурс, собрание, линейка, митинг, дискуссия, лекция, беседа, поход, прогулка, экскурсия, субботник.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Любую форму воспитательной работы согласно Е.В.Титовой можно отнести к одной из следующих трех больших групп:

Мероприятия Организуются педагогом или самими детьми с целью непосредственного воспит. воздействия Дела Организуются самими детьми на благо общества и себя Игры Организуются для отдыха и развлечения

классификация форм воспитания. - student2.ru Познакомьтесь с данной классификацией в приложении 1 и коротко оформите ее в тетрадь. Не забудьте про задание, данное в самом начале учебного пакета.

Особое место в формах воспитания занимают коллективные творческие дела.

классификация форм воспитания. - student2.ru Запишите в тетрадь определение КТД.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П.Ивановым. Это деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

классификация форм воспитания. - student2.ru В своей работе «Педагогика коллективных творческих дел» Иванов И.П. определил структуру каждого КТД, которая определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии участники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач и выполняют их.

Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива.

Четвертая стадия - проведение КТД. Руководитель коллектива увлеченно и убежденно говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные во­просы-задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях учителей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

классификация форм воспитания. - student2.ru Проверьте свою работу на полях. У вас должен получиться примерно такой список форм воспитания:

Турнир, конкурс, беседа, игра-путешествие, спектакль, концерт, просмотр, собрание, линейка, митинг, дискуссия, лекция, поход, прогулка, экскурсия, субботник, конференция, практикум, тренинг, зарядка, рассказ, встреча, тренировка, трудовой десант, операция, рейд, ярмарка, фестиваль, самодеятельный концерт, агитбригада, вечера.

Познакомьтесь со статьей Максимова Ю.Г. «Совершенствование форм воспитательной работы в начальной школе» и заполните таблицу:

классификация форм воспитания. - student2.ru

Направления внеурочной работы Формы воспитания и их краткая характеристика
  Общеинтеллектуальное    
  Общекультурное    
  Социальное    
  Духовно-нравственное    
  Спортивно-оздоровительное    

Наши рекомендации