Passive Voice (Страдательный залог)
Группы Времена | Indefinite | Continuous | Perfect | Perfect Continuous |
Present | I am taken | I am being taken | I have been taken | - |
Past | I was taken | I was being taken | I had been taken | - |
Future | I shall/will be taken | - | I shall/will been taken | - |
Future in the Past | I should/would be taken | - | I should/would have been taken | - |
Нашей задачей сейчас является образование формы Present Continuous Passive от глагола to take. Для этого логично образовать Present Continuous от глагола to be - I am being - и прибавить ту форму основного глагола, которая заранее записана в каждой клеточке «решетки» Passive. В итоге записываем в верхнюю клетку второго вертикального ряда Continuous Passive форму: I am being taken. Следующая клетка - Past Continuous Passive. Тут каждый не колеблясь напишет: I was being taken.
Вот мы и подошли к последнему вертикальному ряду, к четырем формам Perfect Passive.
Для верхней клетки - Present Perfect Passive нам понадобится та, взятая в рамку форма I have been, которая представляет собой Present Perfect вспомогательного глагола to be, глагола, с помощью которого строится весь страдательный залог. Вместе с уже записанной в каждую клетку формой taken мы составляем: I have been taken.
Установив настоящее время данной глагольной группы, учащиеся с азартом завершают путешествие по трем остальным клеткам «решетки»: I had been taken. I shall/will have been taken. I should/ would have been taken.
Непривычно и многочисленно спряжение английского глагола, ничего не скажешь, но всюду, где мне приходилось заниматься, учащиеся, познакомившись с «лягушкой» и «решеткой» на одном занятии, на следующем гордо отвергали всякую подсказку; в «спортивном темпе» складывали «решетку» и наперебой правильно заполняли ее клетки (предварительно списав с доски любой из предлагаемых глаголов в трех формах).
Происходит это закономерно потому, что учащийся, сверяясь с несложной схемой, самостоятельно обобщает разнородные временные понятия в некую логическую систему. Учащийся как бы решает кроссворд, активно включается в механизм спряжения, а это приносит не только пользу, но и радость.
Помогает запоминанию то, что звенья «решетки» оформляются постепенно, и каждая глагольная форма имеет свое незыблемое место. Многоэтажные формы чужого языка перестают быть голой абстракцией, они зрительно ассоциируются с разноцветной «лягушкой», с легко складывающейся «решеткой». А как приятно услышать от родителей и знакомых возгласы удивления: «Неужто и вправду ты можешь без запинки изобразить нам сейчас все 26 форм от любого английского глагола?!»
Если бы употребление глагольных форм усваивалось так же успешно, как их образование, исчезла бы самая большая сложность английской грамматики. Но она не исчезла. Попытаемся же с помощью нашей заполненной «решетки», где сосуществуют все 26 форм, разобраться в полезности каждой из них, в их оттенках и своеобразии.
Начнем с левого верхнего угла «решетки», с Present Indefinite, формы, которая попутно расскажет русским учащимся много интересного о свойствах настоящего времени в родном для них языке.