Виды лекций по дидактическому назначению
Вводная лекция имеет своей целью освещение предмета изучения данного раздела (отрасли, темы). Она предусматривает ознакомление учащихся с основными понятиями, вопросами, последовательностью их изучения, получение учащимися методологических указаний к усвоению раздела, показ развития основных идей в историческом и логическом планах. Лектор должен выделить главные моменты в целостной отрасли науки, ее идейный центр, который должен способствовать пониманию сущности и значения данного раздела учащимися. В вводной лекции дается краткая характеристика трудов известных ученых в этой области, приводятся конкретные примеры, иллюстрирующие задачи, достижения и перспективы данной науки.
Тематическая лекция имеет своей целью научное изложение тем курса, осуществляемое в определенной последовательности (она может быть в русле исторического, логического или проблемного подхода) и взаимосвязях. Каждая такая лекция показывает сущность и специфику раскрываемой темы в сравнении с другими отраслями, предметами. В лекции необходимо сочетание научного и учебного начал. Раскрытие научных основ темы должно быть увязано со стимуляцией и организацией дальнейшей работы учащихся по этой теме в виде семинаров, практических работ, докладов и т.д.
Обзорная лекция проводится с целью углубления содержания лекционного материала и приведения его в четкую систему на основе сравнительного анализа и обобщения. Такая лекция не должна сводиться к повторению основных вопросов курса. Материал курса должен быть преобразован, выявлены общие свойства и связи между содержанием различных тем и представлены в виде выводов или моделей, схем. Логическую последовательность курса необходимо дополнить представлением иерархической структуры изученных понятий, положений, законов, правил. Це
лостное видение материала, осознание места каждого элемента позволяют учащимся развивать системное мышление, которое является основой действенности усвоенных знаний. Понимая систему изученного материала, учащийся хорошо ориентируется в том, какие знания необходимо применить в конкретной ситуации.
Лекция-консультация имеет своей целью выявление и разрешение наиболее трудных вопросов, углубление знаний по отдельным важным разделам. Чтобы стимулировать вопросы учащихся, педагог может заострить в виде противоречий наиболее трудные для понимания элементы знаний, поставить вопросы на применение теоретических знаний на практике. По ответам школьников можно выделить проблемные места, требующие дополнительных разъяснений со стороны педагога. Характер вопросов, задаваемых учениками, может свидетельствовать о видах затруднений — это может быть недостаточность знаний, если вопросы неопределенные, слишком общие, что говорит о слабой подготовке, а если преобладают вопросы проблемного типа, то речь идет о глубоком понимании материала.
Требования к лекции в интегративном обучении. Проведение педагогически грамотной лекции уже в процессе подготовки к ней предполагает ориентацию на реализацию требований, обеспечивающих действенность системы принципов интегративного обучения. Именно необходимость функционирования принципов обучения обеспечивает правомерность выдвижения тех или иных требований к лекции. Тем самым снимается произвольность, рядоположность в перечислении требований.
Как видно из табл. 19, в требованиях к интегративной лекции присутствуют требования, характерные для развивающего и лич- ностно-ориентированного обучения, которые органично взаимосвязаны. Можно предложить способ определения качества лекции по самооценке (или по оцениванию других).
Чтобы определить уровень овладения лекционным мастерством, необходимо оценить степень развития своих умений по каждому из 10 требований (в пятом критерии три показателя) лекции по 10-балльной шкале (0— 10 баллов), отметить свой уровень на соответствующей линии и соединить получившиеся вершины (рис. 2).
Каждый профиль является индивидуальным и отражает особенности лекторского мастерства конкретного человека. Могут быть профили, отражающие высокий уровень лекторского мастерства по всем критериям (например, профиль / на графике). Возможны «пиковые» профили, которые показывают неравномерность лекторского мастерства человека по различным критериям: например, педагог может хорошо ставить цели лекции (1-й критерий), но слабо умеет стимулировать работу студентов