Сущность, структура, характерные черты процесса воспитания. Движущие силы и психологические основы процесса воспитания. Теории воспитания
Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А.С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека.
Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.
Для процесса воспитания характерны следующие специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов.
Процесс воспитания включает в себя самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности. Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.
Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов:
Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания → определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств воспитания → анализ результатов воспитания.
Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных частей:
• процесс педагогического воздействия на личность;
• процесс принятия этого воздействия личностью;
• процесс самовоспитания личности в соответствии с внешними требованиями.
На сегодняшний день имеется значительное разнообразие теорий воспитания. Анализ позволяет объединить их в две группы. Первая группа - это авторитарные теории, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Вторая – гуманистические теории, в которых процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как процесс самоактуализации.
Например, бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Данный подход не ориентирует ребенка на развитие собственной внутренней мотивации поведения.
Неотомизм, как религиозная теория воспитания, рассматривает его как процесс воспитания человеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных догм о смирении, терпении, скромности.
В основе теории прагматизма лежит идея формирования таких качеств, которые необходимы личности для достижения жизненного, карьерного успеха.
В рамках системно-ролевой теории воспитание понимается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.