Тема 5.2. Классификация принципов и функций СКД
Принципы СКД
1). Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.
2). Принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака.
3). Принцип гуманизации содержания воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности.
4). Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.
5). Принцип общественного государственного соуправления СКД, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
6). Принцип научности.
7). Принцип комплексности.
8). Принцип дифференцированного подхода к различным группам населения.
9). Принцип связи с практикой.
10). Принцип последовательности и систематичности.
11). Принцип коллективизма.
12). Принцип единства просвещения и идейно-нравственного воспитания.
Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:
1). Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:
- принцип демократизации
- принцип научности
- принцип связи с жизнью.
2). Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:
- принцип дифференцированного подхода
- принцип комплексного подхода
- принцип преемственности и систематичности.
3). Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:
- принцип добровольности и общедоступности СКД
- принцип инициативы и самодеятельности
- принцип духовного наполнения досуга.
Все варианты функций, содержащиеся в специальной литературе, можно свести в 2 самостоятельные группы:
1). Родовые функции, которые отражают самые главные свойства СКД и ведущие направления и сферы деятельности предприятий культуры и туризма. В связи с этим можно выделить 3 родовые функции СКД:
- просветительная
- рекреативная
- культуротворческая.
2). Все остальные функции относятся к категории производных, они являются выражением общественно ценных свойств, которые зависят от особенностей конкретно исторических этапов развития общества. Например, функция пропаганды общественно научных знаний, функция расширения кругозора человека являются производными, потому что относятся к родовой просветительной функции, конкретизируют ее. Функция приобщения масс к искусству, функция развития способностей человека можно отнести к родовой культуротворческой функции. Гедонистическая функция, функция организации досуговых занятий, функция организации туристического отдыха относятся к родовой рекреативной функции.
Вывод: Поскольку функции СКД явление динамичное, можно говорить об их распределении и перераспределении на различных этапах развития общества.
Просветительная функция была одной из главных в детских учреждениях культуры на протяжении 1930-80 г.г. Сегодня отошла на последний план.
Существует ряд предприятий социальной сферы, функции которых во многом совпадают. Главным образом это относится к учреждениям искусства. Культурно-творческая функция является для них ведущей с разницей в том, что они пропагандируют различные виды искусства.
Функции и направления СКД
Направления СКД - это формирование общественно-значимых знаний, умений, навыков личности и социума в определенной области жизнедеятельности. Направления есть продолжение функций СКД. В отличие от предыдущих элементов направления планируются каждым конкретным учреждением социально-культурной сферы.
Просветительная функция может реализоваться в таких направлениях как экологическая пропаганда, правовое воспитание, идейное воспитание.
Рекреационная функция - физическое развитие человека, игровые занятия, организация пассивного отдыха.
Культурно-творческая функция - эстетическое развитие личности, приобщение к художественным занятиям и т.д.