Изучение первичной информации

Первичная информация, поступающая в уполномоченную службу (организа­цию), как правило, не является достаточно полной и точной. Заявители могут быть мало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в пер­вую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, не­верно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силу разных причин пытаются оговорить родителей. Сотрудники, принимающие информа­цию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить» заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.

Для того чтобы получить больше информации, «разговор» с заявителем дол­жен состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместно­сти и точности сведений, на основании которых специалист будет решать, что делать дальше. Эти вопросы обеспечат выявление важнейших, очевидных факторов риска, и задавать их нужно в определенном порядке, чтобы витоге специалист мог принять предварительное решение о сроках реагирования.

Свидетельством того, что ребенку угрожает опасность, и необходимо незамед­лительное вмешательство органов защиты детства, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:

• Ребенок получил серьезные травмы?

• Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?

• Ребенок не достиг возраста 7 лет?

• Ребенок является инвалидом или имеет особенности психофизического раз­вития?

• Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания, или насилия?

• Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жесто­кого обращения с детьми в семье?

• Предполагаемый виновник имеет неограниченный доступ к ребенку?

3. Первичное расследование: оценка безопасности

При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка. Эта процедура называется оценкой безопасности. Ее цель -определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедли­тельное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей, если уровень риска окажется высоким.

Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выяв­ления особых факторов серьезной опасности. Эти факторы обычно называют угро­зами безопасности.В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать следующее:

• серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место внедавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;

• ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охаракте­ризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жиз­ненных потребностей;

• неконтролируемое семейное насилие;

• неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от се­рьезного вреда;

• крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску причинения ему серьезного вреда.

Выявление любой из этих угроз достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную,а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение информации от следующих людей:

• ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/ неудовлетворении основных жизненных потребностей;

• его братья и сестры;

• родители/ опекуны ребенка;

• сожитель родителя/ опекуна;

• дети сожителя, живущие в доме;

• другие дети, живущие в доме;

• другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных свя­зях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).

Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контак­тадля проведения бесед с ними. При невозможности личной встречи при первом по-

сещении семьи, специалист должен предпринять попытку встречи с отсутствующи­ми членами семьи в течение 3-4 последующих рабочих дней(см. раздел «Методы сбора информации»).

Для того чтобы установить, был ли причинен ребенку вред, специалист дол­жен проверить, имеются ли у ребенка физические, эмоциональные и поведенческие признаки жестокого обращения (см. Приложение 1 «Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей»). Специалист обязан уви­деть ребенка, побеседовать с ним и осмотреть его на предмет наличия травм, заболеваний и т.п.Медицинское или психологическое освидетельствование мо­жет подтвердить факт причинения ребенку определенных типов вреда (см. раздел «Осмотр ребенка, предположительно подвергшегося насилию»).

Оценка безопасности чаще всего проводится в ходе первоначального рассле­дования, однако ее выводы могут быть в любой момент пересмотрены в силу непред­сказуемости всего, что связано с жестоким обращением с детьми. Вследствие этого специалисты должны сохранять бдительность и уметь своевременно распознавать и оценивать угрозы, возникающие в семьях, с которыми они работают.

Наши рекомендации