Изучение первичной информации
Первичная информация, поступающая в уполномоченную службу (организацию), как правило, не является достаточно полной и точной. Заявители могут быть мало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в первую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силу разных причин пытаются оговорить родителей. Сотрудники, принимающие информацию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить» заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.
Для того чтобы получить больше информации, «разговор» с заявителем должен состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместности и точности сведений, на основании которых специалист будет решать, что делать дальше. Эти вопросы обеспечат выявление важнейших, очевидных факторов риска, и задавать их нужно в определенном порядке, чтобы витоге специалист мог принять предварительное решение о сроках реагирования.
Свидетельством того, что ребенку угрожает опасность, и необходимо незамедлительное вмешательство органов защиты детства, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:
• Ребенок получил серьезные травмы?
• Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?
• Ребенок не достиг возраста 7 лет?
• Ребенок является инвалидом или имеет особенности психофизического развития?
• Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания, или насилия?
• Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жестокого обращения с детьми в семье?
• Предполагаемый виновник имеет неограниченный доступ к ребенку?
3. Первичное расследование: оценка безопасности
При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка. Эта процедура называется оценкой безопасности. Ее цель -определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедлительное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей, если уровень риска окажется высоким.
Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выявления особых факторов серьезной опасности. Эти факторы обычно называют угрозами безопасности.В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать следующее:
• серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место внедавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;
• ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;
• неконтролируемое семейное насилие;
• неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;
• крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску причинения ему серьезного вреда.
Выявление любой из этих угроз достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную,а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.
При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение информации от следующих людей:
• ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/ неудовлетворении основных жизненных потребностей;
• его братья и сестры;
• родители/ опекуны ребенка;
• сожитель родителя/ опекуна;
• дети сожителя, живущие в доме;
• другие дети, живущие в доме;
• другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных связях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).
Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контактадля проведения бесед с ними. При невозможности личной встречи при первом по-
сещении семьи, специалист должен предпринять попытку встречи с отсутствующими членами семьи в течение 3-4 последующих рабочих дней(см. раздел «Методы сбора информации»).
Для того чтобы установить, был ли причинен ребенку вред, специалист должен проверить, имеются ли у ребенка физические, эмоциональные и поведенческие признаки жестокого обращения (см. Приложение 1 «Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей»). Специалист обязан увидеть ребенка, побеседовать с ним и осмотреть его на предмет наличия травм, заболеваний и т.п.Медицинское или психологическое освидетельствование может подтвердить факт причинения ребенку определенных типов вреда (см. раздел «Осмотр ребенка, предположительно подвергшегося насилию»).
Оценка безопасности чаще всего проводится в ходе первоначального расследования, однако ее выводы могут быть в любой момент пересмотрены в силу непредсказуемости всего, что связано с жестоким обращением с детьми. Вследствие этого специалисты должны сохранять бдительность и уметь своевременно распознавать и оценивать угрозы, возникающие в семьях, с которыми они работают.