Школа самоопределения А.Н. Тубельского

   

Принципы Школы самоопределения.

Личностный смысл учебы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности.

Межпредметные «погружения». В течение нескольких дней учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо «правильного» вывода в конце «погружения» организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

Рефлексия позволяет учителям осмысленно, вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, когда возможно накопление опыта самоопределения, создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.

Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах.

Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет обра­зовывать себя.

Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Боль­шинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя.

Структура школы.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка тем­пе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собствен­ную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вме­сте с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении «про­бы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных пред­метов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий вкабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбран­ными темами и проектами.

В старшей школе, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам,которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процес­са — мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В таких мастерских преимущественно осуществляет­ся передача способов научной, трудовой, художественно-творче­ской и другой деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный обра­зовательный минимум.


Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в тече­ние года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии при­глашенных учениками родителей и товарищей, является демонст­рацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Школа Е.А. Ямбурга.

Адаптивная школа– школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.

При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от: способностей детей, уровня их интеллекта, развития и подготовленности.

В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:физико-математических, гуманитарных, медицинских.

Цели данной воспитательной системы:

Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.

Создавать системы адаптированной педагогики.

Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.

Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.

Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника, а так же охраняется и укрепляется физическое здоровье детей.

К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:

Педагогическая любовь к ребёнку.

Понимание детских трудностей и проблем.

Принятие ребёнка таким, какой он есть.

Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.

Обучение элементарной саморегуляции.

В этой авторской школе выделяют виды индивидуальной помощи:

Опоры различного типа (плакаты, конспекты, таблицы, схемы).

Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.

Разделение сложных задач на составляющие.

Предупреждение о возможной ошибке.

В процессе воспитания и обучения школьников реализуется ГОСТ, используются как традиционные так и не традиционные программы.

Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.

Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения,

Урок, как система реабилитации,

Взаимообучение,

Оптимальный темп с позиции полного усвоения,

Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.

Концепция– это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс).

Его сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Раздел «Теория обучения»

Наши рекомендации