Школа самоопределения А.Н. Тубельского
Принципы Школы самоопределения.
Личностный смысл учебы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности.
Межпредметные «погружения». В течение нескольких дней учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо «правильного» вывода в конце «погружения» организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.
Рефлексия позволяет учителям осмысленно, вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.
Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, когда возможно накопление опыта самоопределения, создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах.
Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовывать себя.
Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя.
Структура школы.
В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
В основной школе главная задача состоит в обеспечении «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий вкабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.
В старшей школе, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам,которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса — мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В таких мастерских преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашенных учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.
Школа Е.А. Ямбурга.
Адаптивная школа– школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.
При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от: способностей детей, уровня их интеллекта, развития и подготовленности.
В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:физико-математических, гуманитарных, медицинских.
Цели данной воспитательной системы:
Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.
Создавать системы адаптированной педагогики.
Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.
Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.
Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.
Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника, а так же охраняется и укрепляется физическое здоровье детей.
К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:
Педагогическая любовь к ребёнку.
Понимание детских трудностей и проблем.
Принятие ребёнка таким, какой он есть.
Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.
Обучение элементарной саморегуляции.
В этой авторской школе выделяют виды индивидуальной помощи:
Опоры различного типа (плакаты, конспекты, таблицы, схемы).
Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.
Разделение сложных задач на составляющие.
Предупреждение о возможной ошибке.
В процессе воспитания и обучения школьников реализуется ГОСТ, используются как традиционные так и не традиционные программы.
Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.
Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:
Обучение без принуждения,
Урок, как система реабилитации,
Взаимообучение,
Оптимальный темп с позиции полного усвоения,
Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.
Концепция– это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс).
Его сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Раздел «Теория обучения»