Если в слове изменить один звук, изменится все слово
3. Звуковой анализ слова. Дидактическая игра «Живые звуки»(См. предыдущее занятие)
Слова: ДОМ, ДЫМ
4. Замена в предложении слов-квазиомонимов
Карандаш:
- Ребята, нам уже встречались озорные слова, а сегодня мы поиграем с озорными предложениями. Послушайте пословицы, мне кажется, я что-то в них напутал. Замените неподходящее слово. Ответьте, какой звук вы заменили.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
ПЕРВЫЙ КЛИН КОМОМ (БЛИН)
НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В МОДУ (ВОДУ)
САШУ (КАШУ) МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ
УС (УМ) ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ
МЫ САМИ С УШАМИ (УСАМИ)
НЕ ДЕЛАЙ ИЗ МУКИ (МУХИ) СЛОНА
5. Дифференциация на слух длинных и коротких слов
-Однажды два медвежонка ТОП и ТОРОПЫШКА встретили в лесу старичка-лесовичка и помогли ему выйти из лесной чащи. Обрадовался старичок и подарил медвежатам целый мешок игрушек. Но попросил: «Разделите игрушки так, чтобы не обидеть друг друга. У тебя, ТОП имя короткое, возьми себе игрушки с короткими названиями, а у тебя ТОРОПЫШКА имя длинное, пусть тебе достанутся игрушки с длинными названиями». Ну что, поможем медвежатам?
- Какие игрушки получил ТОП?
- Какие игрушки взял ТОРОПЫШКА?
У ТОПА: ШАР, МЯЧ, ДОМ, КОНЬ
У ТОРОПЫШКИ: ПИРАМИДА, ПАРОВОЗ, ПИРАМИДА, ШАХМАТЫ, ПЕТРУШКА,
МОЗАИКА и т.д.
6. Подбор слов, начинающихся на заданный звук. Дидактическая игра «Цепочка слов»
-Дети, сделайте цепочку из слов. Расположите картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком следующего слова.
Например:
|
|
|
|
|
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Сороконожки»
ДВЕ СОРОКОНОЖКИ
БЕЖАЛИ ПО ДОРОЖКЕ (скрестить руки и пошевелить всеми пальцами)
ТАК БЕЖАЛИ, ТАК БЕЖАЛИ
И ДРУГ ДРУГА УВИДАЛИ (перемещать пальцы по рукам к плечам и шее)
ТАК ДРУГ ДРУГА ОБНИМАЛИ,
ЧТО ЕДВА МЫ ИХ РАЗНЯЛИ (сжимать руки в замок и разжимать пальцы)
7. Формирование графических навыков.Прописывание криволинейных фигур различной величины.
«ЛИСТОЧКИ»
Занятие 22.
Тема: Слоги. Деление слов на слоги
a формировать представление о слоге, о слоговом составе слова; учить детей производить элементарный звуковой анализ и составлять схему слова с помощью одноцветных фишек
1. Дифференциация гласных и согласных звуков
- Ребята, слушайте звуки. После каждого звука говорите хором, он гласный или согласный.
М Р У Ж А Л О И Ы С З Э А Н М
2. Звуковой анализ слова РОЗА с составлением схемы слова. Дидактическая игра «Живые звуки»
- У вас на столе карточки с картинкой и схемой слова. Что изображено на картинке? (Роза)
- Посчитайте, сколько звуков в слове РОЗА (Четыре звука, потому что четыре пустых клеточки на схеме)
|
(Порядок разбора слова см. выше)
- В слове РОЗА есть гласные звуки? Какие? (Звуки О, А)
- На каком месте в слове стоит звук О? (На втором месте). На каком месте звук А? (На четвертом)
- Сколько согласных в этом слове? (Два, звуки Р, З)
- Какие по счету в слове звуки Р и З? (Первый и третий)
Карандаш:
- Ребята, вы все сделали правильно, только вот схема у вас получилась какая-то грустная. А что если нам раскрасить ее? Ведь вы обозначаете гласные и согласные звуки цветными символами? Каким цветом обозначаете гласные? (Красным). А согласные? (Синим)
- Нам нужно заменить серые фишки цветными и слово РОЗА сразу станет веселым.
- Покажите на схеме гласные звуки. Поставьте на их место красные фишки, а на место согласных звуков Р и З – синие. Посмотрите, какая красивая схема получилась. Теперь еще нужно прочитать слово.
Педагог:
- Поиграем с живыми звуками. (Распределение ролей звуков). Слушайте задания:
а) – Подойди ко мне, первый гласный звук
б) – Подойди, второй гласный звук.
в) – Подойди, звук Р …. Звук З…
г) – Звуки, составьте слово РОЗА
д) – Звуки, найдите свое место на схеме.
- Дети, уберите со схемы звуки в следующей последовательности: звук З, звук А, звук Р, звук О
3. Формирование понятия «слог», деление слов на слоги
- Ребята, послушайте как я сейчас скажу слово РОЗА - РО…ЗА. Я его произнесла сразу полностью. (Нет, вы сначала сказали РО, потом ЗА).
- Верно, я сначала сказала первую часть слова, а потом вторую. Любое слово можно разделить на части. Давайте поучимся произносить слова по частям.
На наборном полотне картинки:
О-СА, МУ-ХА, КО-МАР, ПЧЕ-ЛА, СТРЕ-КО-ЗА, КУЗ-НЕ-ЧИК.
- Вам было трудно делить слова на части?
ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ С Л О Г
- Послушайте сказку о частях слова – слогах. (Показ плоскостного театра)
РАССКАЗ ЗВУКОВ О СЛОГЕ
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете как нас зовут?
- Да, мы звуки, гласные и согласные.
- Мы дружные ребята и редко употребляемся поодиночке. Мы живем в словах. Слова – это наши домики. А слоги – комнаты в этих домиках.
- В словах-домиках может быть разное количество комнат, то есть СЛОГОВ: один слог – ВОЛК, два слога – ЛИ-СА, три слога – БЕ-ГЕ-МОТ, четыре слога – ЧЕ-РЕ-ПА-ХА. А могут быть слова, состоящие из пяти, шести, семи и более слогов. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ – СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
|
|
|
- Вы догадались, что самым главным звуком в слоге является гласный. Именно он создает слог. Бывают даже слоги, которые состоят из одного гласного: О-ЛЯ, А-НЯ. Но чаще в слог входят гласный и согласный звук, а может быть и несколько согласных.
- Вернемся к нашим картинкам на наборном полотне. Давайте посчитаем, сколько слогов в каждом слове. А научиться считать слоги легко: нужно прошагать слово. Сколько вы сделали шагов, когда произносили слово – столько в слове частей или слогов.
О-СА – 2 слога МУ-ХА – 2 слога КО-МАР – 2 слога
ПЧЕ- ЛА – 2 слога СТРЕ-КО-ЗА – 3 слога КУЗ-НЕ-ЧИК – 3 слога
- Ребята, разделите на части слово ШМЕЛЬ. Сколько получилось частей-слогов? (Один слог)
- Как вы можете доказать, что в слове ШМЕЛЬ один слог? (Один гласный звук)
4. Выделение слов с заданным звуком. Дидактическая игра «Кто в избушке живет?»
- Стоит в поле избушка на курьих ножках, без окон и без дверей. Никто в избушку проникнуть не может, только насекомые могут сквозь щели пролезть.
|
|
|
Первым проползло насекомое, название которого начинается и заканчивается звуком К. Найдите его на картинке. Кто это? (Кузнечик)
- Затем в домик попали насекомые, в названии которых есть звук У. Догадались, кто это был? (Муха, паук, гусеница).
- Вот к домику подползли насекомые с короткими названиями. Это был…? (Жук, оса)
- Последним прилетело насекомое, название которого заканчивается на звук А. Найдите его на картинке и назовите. Так кто же поселился в домике, ребята? Сколько всего было жильцов?
5. Определение последнего звука в слове. Дидактическая игра «Шаг вперед!»
Все дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу на расстоянии от него 5-6 метров.
- Я буду говорить вам слова. Вы по очереди определяете последний звук в слове. Если задание выполнено правильно, я буду зажигать зеленый фонарик. Значит, можно сделать шаг вперед. Если вы ошибетесь, загорится красный фонарик. Он означает: «Стой на месте! Подумай!» Кто первым дойдет до меня, тот победит.
Слова: ТВОРОГ, СМЕТАНА, САХАР, КРУПА, БАТОН, ЯЙЦО, КЕФИР, САЛАТ, СОУС, РЯЖЕНКА, МОЛОКО, СЫР и т.д.
6. Работа с текстом. Дидактическая игра «Подбери слово»
-Подберите и вставьте вместо слова БЕГУТ другое слово, подходящее по смыслу:
|
ПО ДОРОГЕ БЕГУТМАШИНЫ
БЫСТРО БЕГУТ ЧАСЫ
ПО КАЕАВКАМ БЕГУТРУЧЕЙКИ
7. Изменение места звуков в слоге. Дидактическая игра «Наоборотки»
- Представьте себе, что я превратилась в волшебницу, а вы все, когда я дотронулась до вас своей волшебной палочкой, стали «наоборотками».Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки. За правильный ответ – фишка. А потом определим победителя.
НА – АН СА- АС УС – СУ КА – АК и т.д.
8. Развитие мелкой моторики.Упражнение «Погреемся»
ПОИГРАЕМ-КА НЕМНОЖКО (показ ладоней, повернутых вверх, затем вниз)
И ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ (хлопки ладонями)
ПАЛЬЧИКИ МЫ СОГРЕВАЕМ (потерание ладоней )
И СЖИМАЕМ, РАЗЖИМАЕМ (пальцы в кулак, затем разжать)
9. Формирование графических навыков.Прописывание ритмически повторяющихся криволинейных замкнутых линий.
«УЗОР ИЗ ЛИСТЬЕВ»
[1] Используются символы согласных звуков, предложенные Т.А. Ткаченко и Д.Д. Ткаченко