Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами
Сплоченность людей — нерушимая крепость.
Вальтер Скотт
После этапа «Практика в школе» мы вновь собрались в аудитории. Нас переполняли впечатления, каждый хотел поделиться своим опытом. От тренеров мы получили пособие с рекомендациями по написанию рефлексивных отчетов, где одним из заданий является обсуждение заданий выполненных в период практики в школе. Для обсуждений нас делили на группы различными приемами. Тренер инструктировала по заданию. Нам предлагалось выполнить презентацию на флипчарте «Оценивание критического мышления». А уже внутри группы мы решали, в каком виде представить презентацию. Мы распределяли роли в группе, назначали спикеров. Сначала мы некоторое время рассказывали о своем выполнении этого задания по практике для группы, о каких-нибудь особенных случаях, потом мы вместе обсуждали ответы на вопросы Ресурса 3. Оформители занимались созданием презентации. Группа помогала спикерам подготовиться к ответу. После представления презентаций мы задавали вопросы и оценивали работу других групп. Во время обсуждения заданий в группе Айсулу напомнила модуль «Обучение критическому мышлению», а также «Оценивание критического мышления» рассказала Алия. О видах оценивания, которые применяла на уроках рассказала Ирина. Обсуждение в группе происходило в атмосфере педагогического сотрудничества. Далее на флипчарте мы отобразили итог нашей работы, всю рефлексию по заданию.
Групповое обсуждение
Мы распределили роли каждого члена группы. Алия оформляла флипчарт, я и Ирина предлагали идеи, Айсулу и Мадина вносили свои предложения. Каждый из участников группы приводили примеры из своей практики. Виды оценивания критического мышления побуждают у учащихся способность анализировать материал, синтезировать и интерпретировать, а также способствовали самостоятельному освоению знаний. Стратегии, которые использовала я в своей практике это: «Прогнозирование», «Перекрестная дискуссия», «Лист решения проблем». Стратегии, которыми пользовались мои коллеги: «Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «Вопросы низкого и высокого порядка», «Сигналы рукой», «Светофор». После обсуждения я выразила готовность в дальнейшей своей работе применять и другие стратегии.
Мы столкнулись с одинаковыми трудностями в процессе преподавания и обучения. Самой большой трудностью для нас как учителей было выдержать паузу после поставленного вопроса, не вмешиваться в ответ учащихся при их выступлении. Что касается трудностей со стороны учеников, это неумение задавать вопросы высокого порядка. Учитывая недостатки, пришли к мнению, что нужно корректировать данные вопросы.
Я поделилась с опытом работы, где использовала Таксономию Блума. Мною были предложены учащимся глаголы-помощники по Блуму. И по теме: «Как изменяются глаголы настоящего времени» мы применяли и видоизменяли глаголы в настоящее время. Моим ребятам удалось правильно выполнить задание. В рефлексии дети как раз отмечали именно этот новый положительный момент урока.
Обмен опытом
При защите презентации особое значение было уделено не обучению критического мышления, а оцениванию. Каждая из групп попыталась ответить на нелегкий вопрос: «Как же можно оценить?» Учитывая опыт моих коллег, вспомнив беседу в режиме он-лайн с тренером, я попыталась раскрыть данную тему. При работе в группе мне хотелось донести то, что мной было наработано за время практики в школе, сравнить с опытом коллег по групповой работе, выявить трудности, проблемы, с которыми я столкнулась и в ходе обсуждения найти пути их решения. Для защиты постера я вышла сама. Обобщая практику коллег, мы поняли, что мы использовали разные виды оценивания. А именно - анализ, контроль, интерпретация, «Сигналы рукой», «Знак внимания», словесная оценка, «Таблица ЗУХ», «Инсерт», «Бортовой журнал», «Лист решения проблем» и т.д.
Защита презентации
Из беседы я поняла, что мои коллеги интегрировали на уроке семь модулей. Алия рассказала, как использовала ИКТ на своих уроках. ИКТ проходило через презентации нового материала, проведение музыкальных физминуток, видео роликов для образования коллаборативной среды. О модуле «Новые подходы в преподавании и обучении» Ирина осуществляла через диалог, который происходил у учащихся во время групповой работы, работы в парах, при постановке вопросов. Ученики были вовлечены в обсуждение, диалог и аргументацию. Мадина и Ирина поделились внедрением в свою педпрактику модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями», который был интегрирован через работы учащихся, с учетом их возрастных особенностей и потребностей. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» вызвал у группы оживлённое обсуждение. Коллеги отражали этот модуль через стратегии: «Плюс, минус, интересно», «Две звезды, одно пожелание», «ЗХУ». Модуль «Управление и лидерство в обучение» также все участники обсуждения осуществляли через формы групповой работы. Ученики одной группы, выполняли роли помощников учителя, и выступали в роли спикера. Учитывая недостатки своего урока, я предложила, чтобы урок не нагружать большим количеством стратегии, достаточно использовать 2-3 стратегии. Важно уметь правильно ставить задания, которые приведут к интеграции всех модулей.
После совместной работы в группе другие группы провели рефлексию «3 звезды и пожелание». Совместная деятельность поможет изменить стиль преподавания, перейти от традиционного к конструктивистскому. Появлялись новые мысли, мы исправляли свои ошибки, помогали корректировать работы коллег, дополняли и давали им советы по усовершенствованию уроков.
Рефлексия групп
На практике в школе не все прошло, так гладко, как хотелось бы, были и трудности: недостаточный словарный запас учащихся для передачи своих мыслей, идей. При системном применении модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках русского языка и литературы, я уверена в дальнейшем, дадут положительные результаты. Ограниченность во времени, отсутствие регламента на каждом этапе работы создавали на уроке дискомфорт. Решение трудностей и ошибок на уроке зависит только от самого учителя. После возвращения в школу необходимо провести глубокий анализ всех этапов, пересмотреть теоретическую и методическую литературу, расширить диапазон письменных работ на уроках русского языка, умело применять стратегии.
А по работе в группе хочется сделать следующий вывод, что групповой вид деятельности способствует развитию:
- эффективной работы в коллективе;
- устранения барьеров в общении;
- дружеской атмосферы;
- укрепления веры в успех.
Я стала более уверенной, могу излагать свои мысли, описывать свою работу. В процессе работы, я для себя открыла новые стороны своего «Я»: я научилась аргументировано доказывать свою точку зрения, убеждать, приводить примеры, слышать собеседника. Такое участие в групповой презентации дает положительные результаты для развития личности, понимание сути вопроса приходит быстрее, чем при работе самостоятельно.
При этом эффективность группы зависит от слаженной работы и личных качеств самих участников группы. Поэтому в дальнейшем я обязательно вовлеку своих коллег в групповую творческую работу, буду проводить в форме групповой работы родительские собрания, ну и конечно, урок.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по внедрению всех семи модулей в собственную практику, повысить мотивацию к обучению всех учащихся, как слабоуспевающих, так и сильных учеников. Развивать критическое мышление, повышать познавательный интерес учащихся через использование групповой работы.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя, третий (базовый) уровень, 2012.