Творческий отчет учителя

Творческий отчет учителя – это честь, оказываемая учителю, знак внимания к его труду и личности, в тоже время – это форма обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Учитель, выступающий с творческим отчетом – это человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитательной работе, носитель передового педагогического опыта. Такой опыт, который способствует формированию и развитию профессионального мастерства, творческих способностей и дарований учителя, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду, проведению свободного времени, приобрести не просто.

Проведение творческих отчетов должно найти отражение в перспективном и годовом планах работы образовательной организации. К творческому отчету надо тщательно готовиться не только учителю и руководителям ОО, но и всем общественным организациям, всему педагогическому коллективу.

Интернет-сайт: http://rtschule.narod.ru/p30aa1.html

Вопросы и задания

1. Составьте план работы над проблемой (проблему сформулируйте) творческой группы. Определите состав и функции участников.

2. Составьте сценарий творческого отчета учителя начальных классов.

3. Определите роль администрации в подготовке и проведении творческого отчета учителя начальных классов.

Школа передового педагогического опыта

Заслуживает внимания деятельность различных «школ», куда входят учителя разных предметов.

«Школа высшего педагогического мастерства» объединяет лучших учителей, творчески относящихся к делу обучения и воспитания. Работа ведется в следующей последовательности: новая идея - открытый урок - его самоанализ - творческое развитие идеи.

«Школа совершенствования мастерства» работает по схеме: семинар - анализ затруднений, вычленение и постановка проблемы – самообразование, практические занятия - педагогическая деятельность по созданию творческого опыта - анализ.

«Школа становления молодого учителя» направлена на изучение технологии современного урока.

«Школа передового педагогического опыта» - составная часть методического объединения учителей, более мобильная и оперативная. Данная форма методической работы используется при в ОО при наличии одного или нескольких учителей-мастеров педагогического труда, носителей передового опыта и служит для передачи этого опыта, его освоения другими учителями. Участники «школы» знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки. Совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные уроки, классные часы и т. п. Наставничество следует рассматривать как очень важное направление работы опытных учителей, требующее соответствующего морального стимулирования со стороны коллектива образовательной организации, общественных организаций.

Школы передового педагогического опыта (ППО) тесно связаны
с повседневными нуждами молодых учителей при овладении содержанием, организационными формами, методиками обучения и воспитания. Это более оперативная форма практического распространения передового педагогического опыта, передовых методов труда и их внедрения. Школа передового педагогического опыта позволяет более конкретно, дифференцировано и своевременно предупреждать недочеты в работе учителей, оказать повседневную систематическую помощь.

Школы передового педагогического опыта обеспечивают непрерывность процесса обучения, становление молодого учителя.

Формы работы школы ППО: Наблюдение уроков.Взаимное посещение уроков.Семинары-практикумы.Консультации руководителей школы.Инструктаж.Самостоятельная работа учителя в соответствии с планом самообразования и по рекомендации руководителей школы.Знакомство с творческой лабораторий руководителей школы.

Направления работы: Изучение современных достижений педагогики и психологии обучения.Вооружение учителя методами педагогических исследований.Изучение и внедрение передового педагогического опыта.Практическое овладение приемами и методами обучения и воспитания.

Работа по формированию опыта включает следующие этапы:

1-й этап – это изучение литературы и передового опыта по выбранной проблеме, т.е. руководителями и членами коллектива изучаются теоретическая основа проблемы, опыт лучших учителей области, района, опорной школы и своей образовательной организации.

2-й этап – изучение фактического состояния педагогического процесса для выявления опыта в собственном коллективе – здесь уместно применить диагностику.

3-й этап – создание проекта (модели) опыта по выбранной проблеме. Ознакомить учителей с этим проектом, замыслом руководителей ОО, лучше всего на заседании методического объединения. Здесь важно пробудить у учителей желание воплотить интересные приемы, методы, формы передового опыта в своей работе.

4-й этап – поиск исполнителей среди учителей школы. На это способен не каждый учитель. На этом этапе возможно создание творческих групп из числа наиболее заинтересованных, инициативных и подготовленных педагогов. Цель этих групп – провести экспериментальную проверку разработанной модели.

5-й этап носит рабочий характер. На этом этапе важны контроль и оказание своевременной помощи в работе. Заместитель директора вместе с учителем работают над планом урока, выбирают эффективные методы и приемы. Затем учитель реализует план, а заместитель директора по учебно-методической работе присутствует на данном уроке. При совместном анализе они устанавливают, что удалось,
а что не удалось, какие коррективы надо внести при проведении других уроков.

6-й этап – практический показ сформированного опыта. Это открытые уроки, уроки-показы, семинары-практикумы, т.е. все формы, через которые можно показать опыт. Учителя, руководители, присутствующие на уроках, высказывают квалифицированные суждения
и мнения о том, какие коррективы следует внести в работу учителя.

7-й этап – обобщающий. После тщательного анализа положительного и затруднений, корректировки необходимо выработать рекомендации, как этот опыт использовать в работе других учителей.

Здесь главное – выделить идею опыта, методы, приемы, формы работы и дать методическое обоснование, показать эффективность данных приемов и методов.

Большая работа ложится на плечи руководителей ОО. Чтобы рекомендуемы формы, приемы и методы работы стали орудием каждого учителя, нужна большая индивидуальная помощь при планировании и разработке уроков, необходимо посетить эти уроки и тщательно проанализировать их. При анализе очень важно видеть не только упущения и промахи, но и рост мастерства учителя, пусть самую маленькую, но удачу. Во время такой работы накапливается очень большой фактический материал, появляется возможность сделать обоснованные выводы по использованию данного опыта, т.е. обобщить его. Выводы и обобщения должны показать прогрессивность опыта, подчеркнуть в нем то, что способствует улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

На первом этапе обобщения учителю можно рекомендовать составить описание работы по такому плану:

§ избранная тема и ее значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса;

§ задачи, которые ставил учитель, работая по теме;

§ условия, в которых формировался опыт;

§ описание проделанной работы; какие велись наблюдения, исследования; что проверялось; удачи, трудности;

§ обнаруженные факты и их анализ, результаты;

§ выводы по работе;

§ использованная литература.

8-й этап – заключительный. На этом этапе в работу включаются все учителя, чтобы сформированный в образовательной организации опыт стал нормой работы каждого.

Но в любом коллективе не все учителя равноценны: есть действительно увлеченные, творческие работники и есть выжидающие, работающие «по старинке». Последняя категория учителей старается отвергнуть все новое, что появляется в школе. Чтобы предупредить их действия, необходимо вынести обсуждение итогов проделанной работы на заседание педагогического совета, где могут высказываться все учителя. После этого принимается решение педсовета, выполнение которого обязательно для всех.

Учителям, нуждающимся в помощи, необходимо её оказать. Здесь могут быть использованы такие формы методической работы, как взаимопосещение, уроки-показы, работа в парах (учитель, овладевший указанными методами и приемами, и учитель, нуждающийся
в помощи).

Каждый учитель, перенимающий опыт, вносит в работу что-то новое. Поэтому в течение года могут быть подготовлены «книжки-раскладушки», выпущены методические бюллетени, брошюры, составлены методические рекомендации, написана статья в методический журнал и все эти тексты собраны в методическую электронную копилку. Здесь уместна помощь со стороны администрации школы, методиста районного методического кабинета.

Таким образом, в образовательной организации складывается система методической работы по формированию, изучению, обобщению и использованию педагогического опыта.

Интернет-сайт: http://1j5ral24.ucoz.ru/index/shppo_shkola_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta/0-42

Вопросы и задания

1. Перечислите виды школ ППО, раскройте содержание их работы, найдите общее и различное.

2. Составьте содержательную таблицу: «Формы и направления работы ШППО».

3. Составьте план работы по формированию передового педагогического опыта, по его обобщению.

Конференции

В системе методической работы в образовательной организации одно из важных мест занимают научно-практические, творческие конференции, педагогические чтения.

Педагогические чтения, научно-практические конференции планируются для подведения рубежных и итоговых результатов работы педагогического коллектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенным на 3-5 лет в Программе развития школы.

Нередко практика проведения конференций и педагогических чтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит
в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих, когда им не оказывается грамотная методическая помощь.

Успех конференций, педагогических чтений зависит от степени их подготовленности, от участия в подготовке кураторов–ученых, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива.

При отсутствии тщательной подготовки к проведению этих форм работы будет безрезультатно потрачено время учителя, а самое главное – это приведет к разочарованию и неудовлетворенности самих участников важными формами методической работы.

Методика их проведения может быть традиционной (определение темы, разработка и рассмотрение вопросов на пленарном заседании, принятие рекомендаций и т.д.) и нетрадиционной, когда обсуждение проблемы проводится в полемической, дискуссионной форме. В этом случае в коллективе объявляются тема, основные вопросы, предлагается литература, которую самостоятельно изучают педагоги, а затем
в ходе совместного обсуждения разрабатываются рекомендации. Именно так можно провести научно-практическую конференцию, посвященную изучению опыта работы педагогов-новаторов.

Нетрадиционным будет и проведение конференции в форме организационно-деятельностной игры. Например, конференция посвящается изучению новых типов уроков и использованию их в практике. Для проведения игры создаются организационный комитет (из числа опытных учителей и руководителей ОО). И три инициативные группы: учителя-практики, которые проводят уроки разных типов; учителя-эксперты, которые, анализируя уроки, показывают их сильные
и слабые стороны, научно обосновывая практический опыт и разрабатывая практические рекомендации по его использованию; учителя, внедряющие эти рекомендации в практику. Такая конференция может длиться 3- 4 дня, неделю и более.

Методика проведения творческих конференций может быть такой же - тематика другой. Уместно будет обсуждение в учительских коллективах педагогических взглядов К. Д. Ушинского, глубокое проникновение в суть педагогического наследия А. С. Макаренко, изучение в теоретическом плане науки о ребенке - педагогике, возрастной и педагогической психологии.

Читательские и зрительские конференции способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей, повышению их общей культуры помогают выявить мнение коллектива учителей по многим актуальным проблемам образовательной организации и жизни в целом. Предметом обсуждения на читательской конференции, как правило, становятся наиболее значительные произведения художественной или публицистической литературы, или педагогические книги, или статьи, вызывающие особый интерес.

На зрительских конференциях обсуждаются коллективно просмотренные кинофильмы, театральные спектакли, телевизионные программы, посвященные школе. Эти формы работы требуют высокого уровня доверительности в общении педагогов, наличия учителей, обладающих художественной и педагогической эрудицией
и вкусом, т. е. таких учителей, которые могут возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным.

Интернет-сайт: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00011265_0.html

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу по образцу:

№ п/п Вид конференции Особенности содержания и организации Примерные темы  
       

2. Подготовьте выступление на тему: «Нетрадиционные формы проведения конференции».

3. Составьте план проведения конференции, по выбранной вами теме.

Наши рекомендации