Пути повышения надежности теста
ОСНОВЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ТЕСТОВ
Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом.
Процесс испытаний называется тестированием; полученное при измерении числовое значение — результатом тестирования.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными.
Основные требования при проведении тестирования:
1) стандартность применения теста;
Наличие системы оценок;
Надежность;
Информативность.
Один и тот же тест, у одних и тех же испытуемых, должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты. Однако при самой строгой стандартизации результаты тестирования всегда варьируют.
Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.
Информативность теста— это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Информативность называют также валидностью.
Вопрос об информативности теста распадается на 2 частных вопроса:
что измеряет данный тест?
как точно он измеряет?
Если тест используется для определения состояния спортсмена момент в обследования, то говорят о диагностической информативности теста.
Если же на основе результатов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, - о прогностической информативности. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически нет и наоборот.
Под стабильностью тестапонимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях.
Схема оценки стабильности теста такова:
временной тест————>• ретест интервал
Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Согласованность определяется по степени совпадения результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами, судьями, экспертами.
Эквивалентность теста.Нередко тест выбирают из определенного числа однотипных тестов. Например, спринтерский бег может проводиться на дистанции 50, 60 или 100 м, и т. д. В таких случаях испытуемым предлагают выполнить две разновидности одного и того же теста и затем оценивают степень совпадения результатов. Схема тестирования здесь следующая:
минимальный
форма А форма Б
временной интервал
Рассчитанный между результатами тестирования коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности. Если два или больше тестов эквивалентны, их совместное применение повышает надежность оценок; Применение только одного эквивалентного теста упрощает тестирование и незначительно снижает информативность батареи тестов.
Пути повышения надежности теста
Надежность тестов может быть повышена путем:
а) более строгой стандартизации тестирования,
б) увеличения числа попыток,
в) увеличения числа оценщиков (судей, экспертов) и повышения согласованности их мнений,
г) увеличения числа эквивалентных тестов,
д) лучшей мотивации испытуемых.
Методы тестирования в спорте принято разделять на педагогические, медико-биологические и психологические. Однако, вне зависимости от такого деления, спортивные педагоги, врачи, физиологи, биохимики, психологи с помощью традиционно присущих их специальностям тестов пытаются решать практически одни и те же насущные для спорта задачи. Одной из таких задач в спорте является оценка уровня спортивной работоспособности. Принято считать, что наиболее информативными в определении уровня спортивной работоспособности являются медико-биологические методы тестирования.
Вместе с тем существует ряд упорно не замечаемых специалистами проблем, связанных с попытками оценки уровня спортивной работоспособности по данным неспецифических (по отношению к избранному виду спорта) тестов.
Применяемые в спортивной медицине и физиологии многочисленные стандартизованные нагрузочные методы тестирований по большей части непригодны для оценки спортивной работоспособности, поскольку используемая в них «нагрузка» почти всегда неспецифична по отношению к соревновательным деятельностям спортсменов.
1. Нагрузка должна быть специфичной для тренирующегося, именно адаптация к специфическим нагрузкам в наибольшей степени отражает уровень специальной работоспособности спортсмена. Это относится не только к структуре двигательного акта, но также и к физиологической характеристике работы, то есть к ее объему и интенсивности, которые должны соответствовать основной направленности тренировочного процесса.
Так, например, для пловца специфической нагрузкой будет плавание, но стиль его при этом должен отвечать основной специализации пловца (кроль, брасс, баттерфляй и т. п.), а длина отрезка – основной тренируемой дистанции, скажем, 100 или 200 м для стайера и 25-50 м для спринтера.
Выбор нагрузки не представляет трудности для видов спорта с циклическим характером работы, а также и ациклических видах спорта, где основное упражнение представляет собой законченное действие (прыжки, метания, гимнастика на снарядах, тяжелая атлетика и пр.). Сложнее этот вопрос решать в спортивных играх, некоторых единоборствах и сложных технических видах спорта. Здесь можно использовать нагрузку, отражающую превалирующие в данном виде спорта характер движений или физическое качество, например беговые упражнения с мячом или без него или прыжковую работу в спортивных играх, бой с тенью в боксе, броски чучела в борьбе и т. п.
2. Нагрузка должна проводиться интенсивностью, максимально возможной для данного вида упражнений, данного этапа подготовки и данного испытуемого, поскольку только на уровне предельных требований к организму можно судить о его функциональном резерве и возможностях.
3. Нагрузка должна выполняться повторно с возможно меньшими интервалами между повторениями (но не менее двух минут, необходимых для проведения исследований), поскольку устойчивость реакции при повторении работы, то есть возможность организма нормально функционировать и поддерживать высокую работоспособность на фоне нарастающего утомления, - важнейший показатель его функциональных возможностей и подготовленности.
Сравнение реакции на первую работу с таковой при ее повторениях позволяет, кроме того, судить о характере врабатывания, что также весьма существенно для оценки состояния спортсмена.
При этом обязательно использование одинаковых нагрузок и интервалов между ними на всех этапах подготовки; число же повторений можно варьировать в зависимости от этапа подготовки и состояния спортсмена к моменту обследования».
»: 100-метровая дистанция в плавании – чистый спринт и не может считаться специфической для тестирования пловца-стайера; 25-метровая дистанция в том же плавании не является соревновательной, а, следовательно, не является специфической для тестирования пловцов-спринтеров).
Современные принципы проведения тестирований в спорте. Нагрузка в тестах, в которых оценивается спортивная работоспособность, должна быть предельно специфична по отношению к избранной спортивной деятельности конкретного спортсмена. Следовательно, единственно достоверным в плане оценки уровня спортивной работоспособности тестом может считаться лишь двигательный акт, осуществляемый спортсменом в полном соответствии с его основной соревновательной деятельностью либо сама соревновательная деятельность.
Сколь специфична (по своим функциональным, структурным, энергетическим критериям) любая деятельность организма, столь же специфичны процессы восстановления в нем. Специфичность трат и последующего течения восстановительных процессов должны определять и специфику проводимых спортивным врачом восстановительных мероприятий.
Определение общей физической работоспособности в тесте PWC170
Стандартная нагрузка - это непредельная нагрузка, доступная для всех испытуемых.
Потужність 1-го навантаження, W1 кгм/хв; Вт | ЧСС у разі W1 за 1 хв | |||
90-99 | 100-109 | 110-119 | 120-129 | |
300,50 | 1000,167 | 850,142 | 700,117 | 600,100 |
400,67 | 1200,200 | 1000,167 | 800,133 | 700,117 |
500,83 | 1400,233 | 1200,200 | 1000,167 | 850,142 |
600,100 | 1600,267 | 1400,233 | 1200,200 | 1000,167 |
700,117 | 1800,300 | 1600,267 | 1400,233 | 1200,200 |
800,133 | 1900,317 | 1700,283 | 1500,250 | 1300,217 |
900,150 | 2000,333 | 1800,300 | 1600,267 | 1400,233 |
Для определения физической работоспособности используются различные тесты: проба PWC170, гарвадский тест, степ-тест, тест на тредмилле.
Тест PWC170 является "субмаксимальной" функциональной пробой и позволяет оценить общую физическую работоспособность. Чем больше мощность работы тем выше физическая работоспособность.
По этой пробе выполняются две 5- минутные нагрузки умеренной интенсивности, разделенные трехминутным интервалом отдыха. В конце каждой нагрузки сосчитывается ЧСС. Мощность второй нагрузки определяется по специальной таблице и должна быть такой, чтобы величина ЧСС не была больше 170 уд/мин, а разница между величинами ЧСС в конце первой и второй нагрузок составляла 30-40 уд/мин.
Показатель РWС170 рассчитывается по формуле:
РWC170 = M1 + (М2 - M1)*(170-f1/f2-f1),
где М1 и М2 - мощность 1-й и 2-й нагрузок (кгм/мин), f1 и f2 -частота сердцебиения в конце 1-й и 2-й нагрузок.
Потужність 2-го навантаження (W2, кгм/хв; Вт), яку рекомендують для визначення РWС170
Показатель МПК
Важным фактором, определяющим уровень физической работоспособности, являются аэробные возможности организма, оцениваемые по величине МПК.
МПК можно рассчитать по величине PWC170:
для тренированных лиц - МПК= 2,2 * PWC170 + 1070;
для нетренированных - МПК = 1,7 * РWС170 + 1240
У стайероввысокой квалификации МПК составляет 5-6 л/мин' (на 1 кг веса-83-85 мл/мин). Максимальные величины этого показателя у спортсменов достигают почти 7 л/мин (или 90 мл/мин/кг). У лиц не занимающихся спортом - 3-3,5 л/мин (менее 40 мл/мин/кг).
В определенной зоне мощности работы имеется прямая зависимость между потреблением кислорода и сердечным ритмом. Поэтому о мощности нагрузок и потреблении кислорода обычно судят косвенно по ЧСС.
При ЧСС 180-190 уд/мин потребление кислорода составляет около 90-100% МПК. В связи с этим для оценки уровня выносливости спортсмена предложен тест, который заключается в определении длительности работы при сердечном ритме 180 уд в 1 мин, выполняемой без снижения мощности, что также отражает возможность спортсмена поддерживать потребление кислорода на уровне близком к его МПК.
Cтеп-тест
Степ-тест - найефективніший метод оцінки функціональних можливостей різних груп населення, їх загальної фізичної працездатності.
Тестування полягало у тому, що фізичне навантаження задається у вигляді сходження на сходинку висотою 30 см двічі в заданому темпі - з частотою 25 і 30 разів за 1 хв з трихвилинним інтервалом відпочинку між сходженнями. Темп рухів задавався метрономом.
Під'йом і спуск складається з чотирьох рухів, кожному з яких відповідатиме один удар метронома: 1-й удар - одна нога на сходинці, 2-й удар - інша нога на сходинці, 3-й удар - ставиться на підлогу нога, з якої починалося сходження, 4-й удар - ставиться на підлогу друга нога.
При підйомі і спускові руки виконують звичайний для ходьби рух. Перед проведенням тесту надається можливість виконати декілька пробних сходжень на сходинку.
Після закінчення фізичного навантаження випробовуваний відпочиває сидячи. На першій, другій і третій хвилинах відновлюючого періоду підраховують число пульсових ударів.
Для визначення потужності кожного навантаження в степ-тесті застосовується така формула :
1,33´0,4´25´МТ,
де: 1,33 - коефіцієнт долаючої (1,0) і поступливої (0,33) роботи; 0,4 - висота сходинки в м; 25 (30) - кількість сходжень на сходинку за хвилину; МТ - маса тіла випробовуваного в кг.
Гарвардський степ-тест
Методика проведення тесту: досліджуваний виконує фізичне навантаження у вигляді підйому і спуску на сходинки. Висота сходинок і час виконання навантаження регламентовані статтю, віком, фізичним розвитком досліджуваного (табл.). Саме навантаження виконують із частотою підйомів 30 разів/хв. Темп рухів задає метроном, частоту якого встановлюють на 120 уд./хв. Підйом і спуск складаються із чотирьох рухів, кожний із них виконують на один удар метронома: 1 - досліджуваний ставить на сходинку одну ногу, 2 - ставить другу ногу, 3 - ставить назад ногу, з якої почав сходження, 4 – ставить на підлогу другу ногу. Перед початком тесту доцільно зробити кілька спроб.
Закінчивши навантаження, досліджуваний сідає і відпочиває. Починаючи з 2-ї хвилини, у нього тричі, з 30-секундними інтервалами підраховують пульс: з 60-ї до 90-ї секунди відновлювального періоду, з 120-ї до 150-ї та з 180-ї до 210-ї секунд. Кількісні значення цих 3-ох підрахунків додають, а суму подвоюють, що забезпечує перехід до величини пульсу за весь вимірюваний час у хвилинах.
Результат тестування обчислюють в умовних одиницях у вигляді індексу Гарвардського степ-тесту (ІГСТ) за таким рівнянням:
де t – фактичний час виконання фізичного навантаження в секундах;
– кількість поштовхів за перші 30с 2-ї, 3-ї та 4-ї хв
відновлювального періоду.
Під час масових обстежень для економії часу використовують іншу формулу:
Висота сходинки і час сходження в умовах проведення Гарвардського степ-тесту
Група досліджуваних | Висота сходинки, см | Час сходження, хв |
Чоловіки віком 18 років і старші | ||
Жінки віком 18 років і старші | ||
Юнаки і підлітки (12—18 р.) зповерхнею тіла, більшою ніж | ||
Юнаки і підлітки (12—18 р.) з поверхнею тіла, меншою ніж | ||
Дівчата віком 12-18 років | ||
Хлопчики й дівчатка віком 8-12 років | ||
Хлопчики й дівчатка віком до 8 років |
Для оцінювання результатів тесту користуються такою шкалою (табл. ):
ІГСТ | Оцінка |
Менш ніж 55 | Погана |
55 – 64 | Нижче за середню |
65 – 79 | Середня |
80 – 89 | Добра |
90 і більше | Відмінна |
Челночный бег.
КС оценивают по результату челночного бега 3 раза по 10 или 15 м Бег проводят по ровной дорожке. Лицом вперед. За каждой чертой, находящейся в 10 м друг от друга, наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта испытуемый пробегает 10 м, берет кубик 5 см3, лежащий в полукруге, быстро направляется к стартовой черте и кладет кубик. Затем возвращается назад. Учитывается время с момента старта до прихода на финиш.
Нормативы для оценки абсолютных показателей в циклических локомоциях (Челночный бег 3×10 м)
Возраст | Уровень КС | ||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
мальчики | |||||
11,2 и выше | 11,1-10,9 | 10,8-10,3 | 10,2-10,0 | 9,9 и ниже | |
10,4 | 10,3-10,1 | 10,0-9,5 | 9,4-9,2 | 9,1 | |
10,4 | 10,3-10,0 | 9,9-9,3 | 9,2-8,9 | 8,8 | |
9,9 | 9,8-9,6 | 9,5-9,0 | 8,9-8,7 | 8,6 | |
9,7 | 9,6-9,4 | 9,3-8,8 | 8,7-8,5 | 8,4 | |
9,2 | 9,1-9,0 | 8,9-8,5 | 8,4-8,3 | 8,2 | |
9,3 | 9,2-9,1 | 9,0-8,5 | 8,4-8,3 | 7,7 | |
9,0 | 8,9-8,7 | 8,6-8,1 | 8,0-7,8 | 7,6 | |
8,5 | 8,4-8,3 | 8,2-7,9 | 7,8-7,7 | 7,2 | |
8,1 | 8,0-7,9 | 7,8-7,5 | 7,4-7,3 | 7,2 | |
8,3 | 8,4-8,2 | 8,1-7,6 | 7,5-7,3 | 7,1 | |
Девочки | |||||
11,7 | 11,6-11,4 | 11,3-10,6 | 10,5-10,3 | 10,2 | |
11,2 | 11,1-10,8 | 10,7-10,1 | 10,0-9,8 | 9,7 | |
10,8 | 10,7-10,4 | 10,3-9,7 | 9,6-9,4 | 9,3 | |
10,4 | 10,3-10,1 | 10,0-9,3 | 9,4-9,2 | 9,1 | |
10,1 | 10,0-9,8 | 9,7-9,1 | 9,0-8,8 | 8,7 | |
10,0 | 9,9-9,7 | 9,6-9,1 | 9,0-8,8 | 8,7 | |
10,0 | 9,9-9,7 | 9,6-9,0 | 8,9-8,7 | 8,6 | |
9,9 | 9,8-9,6 | 9,5-8,9 | 8,8-8,6 | 8,5 | |
9,7 | 9,6-9,4 | 9,3-8,8 | 8,7-8,5 | 8,4 | |
9,5 | 9,4-9,2 | 9,1-8,7 | 8,6-8,5 | 8,4 | |
9,7 | 9,6-9,4 | 9,3-9,1 | 9,0-8,8 | 8,7 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубе Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 238 с.
2. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. PWC170 - проба для определения физической работоспособности //Теор. и практ. физ. культ., 1969, № 10, с. 37-40.
3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
4. Морозов А.А. Психомоторные тесты в системе отбора борцов различной квалификации: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Морозов. – М.: РГАФК, 2001. – 158 с.
5. Новиков С.П. Педагогические тесты и критерии для текущей оценки работоспособности дзюдоистов тяжелого веса / С.П. Новиков // Теория и практика физической культуры. – 1987. – № 6. – С. 39–40.
6. Физиологическое тестирование спортсмена высокой квалификации: Пер с англ / Бекус Р.Д.Х., Банистер Е.У., Бушар К., Дюлак С., Грин Г.Дж., Хабли-Коуди Ч.Л., Мак-Дугалл Д.Д. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 431 с.
7. http://sportlib.ru/books/reabil/sportmed/glava5.htm Тестирование в диагностике физической работоспособности, 2006.