Пути повышения надежности теста

ОСНОВЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ТЕСТОВ

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом.

Процесс испытаний называется тестированием; полученное при измерении числовое значение — результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными.

Основные требования при проведении тестирования:

1) стандартность применения теста;

Наличие системы оценок;

Надежность;

Информативность.

Один и тот же тест, у одних и тех же испытуемых, должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты. Однако при самой строгой стандартизации результаты тестирования всегда варьируют.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Информативность теста— это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Информативность называют также валидностью.

Вопрос об информативности теста распадается на 2 частных вопроса:

что измеряет данный тест?

как точно он измеряет?

Если тест используется для определения состояния спортсмена момент в обследования, то говорят о диагностической информативности теста.

Если же на основе результатов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, - о прогностической информативности. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически нет и наоборот.

Под стабильностью тестапонимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях.

Схема оценки стабильности теста такова:

временной тест————>• ретест интервал

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Согласованность определяется по степени совпадения результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами, судьями, экспертами.

Эквивалентность теста.Нередко тест выбирают из определенного числа однотипных тестов. Например, спринтерский бег может проводиться на дистанции 50, 60 или 100 м, и т. д. В таких случаях испытуемым предлагают выполнить две разновидности одного и того же теста и затем оценивают степень совпадения результатов. Схема тестирования здесь следующая:

минимальный

Пути повышения надежности теста - student2.ru форма А форма Б

временной интервал

Рассчитанный между результатами тестирования коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности. Если два или больше тестов эквивалентны, их совместное применение повышает надежность оценок; Применение только одного эквивалентного теста упрощает тестирование и незначительно снижает информативность батареи тестов.

Пути повышения надежности теста

Надежность тестов может быть повышена путем:

а) более строгой стандартизации тестирования,

б) увеличения числа попыток,

в) увеличения числа оценщиков (судей, экспертов) и повышения согласованности их мнений,

г) увеличения числа эквивалентных тестов,

д) лучшей мотивации испытуемых.

Методы тестирования в спорте принято разделять на педагогические, медико-биологические и психологические. Однако, вне зависимости от такого деления, спортивные педагоги, врачи, физиологи, биохимики, психологи с помощью традиционно присущих их специальностям тестов пытаются решать практически одни и те же насущные для спорта задачи. Одной из таких задач в спорте является оценка уровня спортивной работоспособности. Принято считать, что наиболее информативными в определении уровня спортивной работоспособности являются медико-биологические методы тестирования.

Вместе с тем существует ряд упорно не замечаемых специалистами проблем, связанных с попытками оценки уровня спортивной работоспособности по данным неспецифических (по отношению к избранному виду спорта) тестов.

Применяемые в спортивной медицине и физиологии многочисленные стандартизованные нагрузочные методы тестирований по большей части непригодны для оценки спортивной работоспособности, поскольку используемая в них «нагрузка» почти всегда неспецифична по отношению к соревновательным деятельностям спортсменов.

1. Нагрузка должна быть специфичной для тренирующегося, именно адаптация к специфическим нагрузкам в наибольшей степени отражает уровень специальной работоспособности спортсмена. Это относится не только к структуре двигательного акта, но также и к физиологической характеристике работы, то есть к ее объему и интенсивности, которые должны соответствовать основной направленности тренировочного процесса.

Так, например, для пловца специфической нагрузкой будет плавание, но стиль его при этом должен отвечать основной специализации пловца (кроль, брасс, баттерфляй и т. п.), а длина отрезка – основной тренируемой дистанции, скажем, 100 или 200 м для стайера и 25-50 м для спринтера.

Выбор нагрузки не представляет трудности для видов спорта с циклическим характером работы, а также и ациклических видах спорта, где основное упражнение представляет собой законченное действие (прыжки, метания, гимнастика на снарядах, тяжелая атлетика и пр.). Сложнее этот вопрос решать в спортивных играх, некоторых единоборствах и сложных технических видах спорта. Здесь можно использовать нагрузку, отражающую превалирующие в данном виде спорта характер движений или физическое качество, например беговые упражнения с мячом или без него или прыжковую работу в спортивных играх, бой с тенью в боксе, броски чучела в борьбе и т. п.

2. Нагрузка должна проводиться интенсивностью, максимально возможной для данного вида упражнений, данного этапа подготовки и данного испытуемого, поскольку только на уровне предельных требований к организму можно судить о его функциональном резерве и возможностях.

3. Нагрузка должна выполняться повторно с возможно меньшими интервалами между повторениями (но не менее двух минут, необходимых для проведения исследований), поскольку устойчивость реакции при повторении работы, то есть возможность организма нормально функционировать и поддерживать высокую работоспособность на фоне нарастающего утомления, - важнейший показатель его функциональных возможностей и подготовленности.

Сравнение реакции на первую работу с таковой при ее повторениях позволяет, кроме того, судить о характере врабатывания, что также весьма существенно для оценки состояния спортсмена.

При этом обязательно использование одинаковых нагрузок и интервалов между ними на всех этапах подготовки; число же повторений можно варьировать в зависимости от этапа подготовки и состояния спортсмена к моменту обследования».

»: 100-метровая дистанция в плавании – чистый спринт и не может считаться специфической для тестирования пловца-стайера; 25-метровая дистанция в том же плавании не является соревновательной, а, следовательно, не является специфической для тестирования пловцов-спринтеров).

Современные принципы проведения тестирований в спорте. Нагрузка в тестах, в которых оценивается спортивная работоспособность, должна быть предельно специфична по отношению к избранной спортивной деятельности конкретного спортсмена. Следовательно, единственно достоверным в плане оценки уровня спортивной работоспособности тестом может считаться лишь двигательный акт, осуществляемый спортсменом в полном соответствии с его основной соревновательной деятельностью либо сама соревновательная деятельность.

Сколь специфична (по своим функциональным, структурным, энергетическим критериям) любая деятельность организма, столь же специфичны процессы восстановления в нем. Специфичность трат и последующего течения восстановительных процессов должны определять и специфику проводимых спортивным врачом восстановительных мероприятий.

Определение общей физической работоспособности в тесте PWC170

Стандартная нагрузка - это непредельная нагрузка, доступная для всех испытуемых.

Потужність 1-го навантаження, W1 кгм/хв; Вт ЧСС у разі W1 за 1 хв
90-99 100-109 110-119 120-129
300,50 1000,167 850,142 700,117 600,100
400,67 1200,200 1000,167 800,133 700,117
500,83 1400,233 1200,200 1000,167 850,142
600,100 1600,267 1400,233 1200,200 1000,167
700,117 1800,300 1600,267 1400,233 1200,200
800,133 1900,317 1700,283 1500,250 1300,217
900,150 2000,333 1800,300 1600,267 1400,233

Для определения физической работоспособности используются различные тесты: проба PWC170, гарвадский тест, степ-тест, тест на тредмилле.

Тест PWC170 является "субмаксимальной" функциональной пробой и позволяет оценить общую физическую работоспособность. Чем больше мощность работы тем выше физическая работоспособность.

По этой пробе выполняются две 5- минутные нагрузки умеренной интенсивности, разделенные трехминутным интервалом отдыха. В конце каждой нагрузки сосчитывается ЧСС. Мощность второй нагрузки определяется по специальной таблице и должна быть такой, чтобы величина ЧСС не была больше 170 уд/мин, а разница между величинами ЧСС в конце первой и второй нагрузок составляла 30-40 уд/мин.

Показатель РWС170 рассчитывается по формуле:

РWC170 = M1 + (М2 - M1)*(170-f1/f2-f1),

где М1 и М2 - мощность 1-й и 2-й нагрузок (кгм/мин), f1 и f2 -частота сердцебиения в конце 1-й и 2-й нагрузок.

Потужність 2-го навантаження (W2, кгм/хв; Вт), яку рекомендують для визначення РWС170

Показатель МПК

Важным фактором, определяющим уровень физической работоспособности, являются аэробные возможности организма, оцениваемые по величине МПК.

МПК можно рассчитать по величине PWC170:

для тренированных лиц - МПК= 2,2 * PWC170 + 1070;

для нетренированных - МПК = 1,7 * РWС170 + 1240

У стайероввысокой квалификации МПК составляет 5-6 л/мин' (на 1 кг веса-83-85 мл/мин). Максимальные величины этого показателя у спортсменов достигают почти 7 л/мин (или 90 мл/мин/кг). У лиц не занимающихся спортом - 3-3,5 л/мин (менее 40 мл/мин/кг).

В определенной зоне мощности работы имеется прямая зависимость между потреблением кислорода и сердечным ритмом. Поэтому о мощности нагрузок и потреблении кислорода обычно судят косвенно по ЧСС.

При ЧСС 180-190 уд/мин потребление кислорода составляет около 90-100% МПК. В связи с этим для оценки уровня выносливости спортсмена предложен тест, который заключается в определении длительности работы при сердечном ритме 180 уд в 1 мин, выполняемой без снижения мощности, что также отражает возможность спортсмена поддерживать потребление кислорода на уровне близком к его МПК.

Cтеп-тест

Степ-тест - найефективніший метод оцінки функціональних можливостей різних груп населення, їх загальної фізичної працездатності.

Тестування полягало у тому, що фізичне навантаження задається у вигляді сходження на сходинку висотою 30 см двічі в заданому темпі - з частотою 25 і 30 разів за 1 хв з трихвилинним інтервалом відпочинку між сходженнями. Темп рухів задавався метрономом.

Під'йом і спуск складається з чотирьох рухів, кожному з яких відповідатиме один удар метронома: 1-й удар - одна нога на сходинці, 2-й удар - інша нога на сходинці, 3-й удар - ставиться на підлогу нога, з якої починалося сходження, 4-й удар - ставиться на підлогу друга нога.

При підйомі і спускові руки виконують звичайний для ходьби рух. Перед проведенням тесту надається можливість виконати декілька пробних сходжень на сходинку.

Після закінчення фізичного навантаження випробовуваний відпочиває сидячи. На першій, другій і третій хвилинах відновлюючого періоду підраховують число пульсових ударів.

Для визначення потужності кожного навантаження в степ-тесті застосовується така формула :

1,33´0,4´25´МТ,

де: 1,33 - коефіцієнт долаючої (1,0) і поступливої (0,33) роботи; 0,4 - висота сходинки в м; 25 (30) - кількість сходжень на сходинку за хвилину; МТ - маса тіла випробовуваного в кг.

Пути повышения надежности теста - student2.ru

Гарвардський степ-тест

Методика проведення тесту: досліджуваний виконує фізичне навантаження у вигляді підйому і спуску на сходинки. Висота сходинок і час виконання навантаження регламентовані статтю, віком, фізичним розвитком досліджуваного (табл.). Саме навантаження виконують із частотою підйомів 30 разів/хв. Темп рухів задає метроном, частоту якого встановлюють на 120 уд./хв. Підйом і спуск складаються із чотирьох рухів, кожний із них виконують на один удар метронома: 1 - досліджуваний ставить на сходинку одну ногу, 2 - ставить другу ногу, 3 - ставить назад ногу, з якої почав сходження, 4 – ставить на підлогу другу ногу. Перед початком тесту доцільно зробити кілька спроб.

Закінчивши навантаження, досліджуваний сідає і відпочиває. Починаючи з 2-ї хвилини, у нього тричі, з 30-секундними інтервалами підраховують пульс: з 60-ї до 90-ї секунди відновлювального періоду, з 120-ї до 150-ї та з 180-ї до 210-ї секунд. Кількісні значення цих 3-ох підрахунків додають, а суму подвоюють, що забезпечує перехід до величини пульсу за весь вимірюваний час у хвилинах.

Пути повышения надежности теста - student2.ru Результат тестування обчислюють в умовних одиницях у вигляді індексу Гарвардського степ-тесту (ІГСТ) за таким рівнянням:

де t – фактичний час виконання фізичного на­вантаження в секундах;

– кількість поштовхів за перші 30с 2-ї, 3-ї та 4-ї хв

Пути повышения надежности теста - student2.ru відновлювального періоду.

Під час масових обстежень для економії часу вико­ристовують іншу формулу:

Висота сходинки і час сходження в умовах проведення Гарвардського степ-тесту

Група досліджуваних Висота сходинки, см Час сходження, хв
Чоловіки віком 18 років і старші
Жінки віком 18 років і старші
Юнаки і підлітки (12—18 р.) зповерхнею ті­ла, більшою ніж
Юнаки і підлітки (12—18 р.) з поверхнею ті­ла, меншою ніж
Дівчата віком 12-18 років
Хлопчики й дівчатка віком 8-12 років
Хлопчики й дівчатка віком до 8 років

Для оцінювання результатів тесту користуються такою шкалою (табл. ):

ІГСТ Оцінка
Менш ніж 55 Погана
55 – 64 Нижче за середню
65 – 79 Середня
80 – 89 Добра
90 і більше Відмінна

Челночный бег.

КС оценивают по результату челночного бега 3 ра­за по 10 или 15 м Бег проводят по ровной дорожке. Лицом вперед. За каждой чертой, находящейся в 10 м друг от друга, наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта испытуемый пробегает 10 м, берет кубик 5 см3, лежащий в полукруге, быстро направляется к стартовой черте и кладет кубик. Затем возвращается назад. Учитывается время с момента старта до прихода на финиш.

Нормативы для оценки абсолютных показателей в циклических локомоциях (Челночный бег 3×10 м)

Возраст Уровень КС
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
  мальчики
11,2 и выше 11,1-10,9 10,8-10,3 10,2-10,0 9,9 и ниже
10,4 10,3-10,1 10,0-9,5 9,4-9,2 9,1
10,4 10,3-10,0 9,9-9,3 9,2-8,9 8,8
9,9 9,8-9,6 9,5-9,0 8,9-8,7 8,6
9,7 9,6-9,4 9,3-8,8 8,7-8,5 8,4
9,2 9,1-9,0 8,9-8,5 8,4-8,3 8,2
9,3 9,2-9,1 9,0-8,5 8,4-8,3 7,7
9,0 8,9-8,7 8,6-8,1 8,0-7,8 7,6
8,5 8,4-8,3 8,2-7,9 7,8-7,7 7,2
8,1 8,0-7,9 7,8-7,5 7,4-7,3 7,2
8,3 8,4-8,2 8,1-7,6 7,5-7,3 7,1
  Девочки
11,7 11,6-11,4 11,3-10,6 10,5-10,3 10,2
11,2 11,1-10,8 10,7-10,1 10,0-9,8 9,7
10,8 10,7-10,4 10,3-9,7 9,6-9,4 9,3
10,4 10,3-10,1 10,0-9,3 9,4-9,2 9,1
10,1 10,0-9,8 9,7-9,1 9,0-8,8 8,7
10,0 9,9-9,7 9,6-9,1 9,0-8,8 8,7
10,0 9,9-9,7 9,6-9,0 8,9-8,7 8,6
9,9 9,8-9,6 9,5-8,9 8,8-8,6 8,5
9,7 9,6-9,4 9,3-8,8 8,7-8,5 8,4
9,5 9,4-9,2 9,1-8,7 8,6-8,5 8,4
9,7 9,6-9,4 9,3-9,1 9,0-8,8 8,7

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубе Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 238 с.

2. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. PWC170 - проба для определения физической работоспособности //Теор. и практ. физ. культ., 1969, № 10, с. 37-40.

3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

4. Морозов А.А. Психомоторные тесты в системе отбора борцов различной квалификации: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Морозов. – М.: РГАФК, 2001. – 158 с.

5. Новиков С.П. Педагогические тесты и критерии для текущей оценки работоспособности дзюдоистов тяжелого веса / С.П. Новиков // Теория и практика физи­ческой культуры. – 1987. – № 6. – С. 39–40.

6. Физиологическое тестирование спортсмена высокой квалификации: Пер с англ / Бекус Р.Д.Х., Банистер Е.У., Бушар К., Дюлак С., Грин Г.Дж., Хабли-Коуди Ч.Л., Мак-Дугалл Д.Д. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 431 с.

7. http://sportlib.ru/books/reabil/sportmed/glava5.htm Тестирование в диагностике физической работоспособности, 2006.

Наши рекомендации