Особенности логопедической работы при ЗПР

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
  • Замедленный темп речевого развития , его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений
  • Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи
Нарушения экспрессивной речи: · Нарушения звукопроизношения · Бедность словарного запаса · Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма · Речевая инактивность
Нарушения импрессивной речи: · Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия · Неразличение смысла отдельных слов · Неразличение тонких оттенков речи

Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений

(по материалам Е. В. Мальцевой)

Группа Характеристика группы
Первая группа   Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики
Вторая группа   Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа  
Третья группа   Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.  

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР

(По данным Е.В. Мальцевой)

Особенности логопедической работы при ЗПР - student2.ru

Особенности логопедической работы при ЗПР - student2.ru

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

· Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения · Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти · Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики · Коррекция нарушений звукопроизношения , искажений звуковой структуры слова · Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами · Формирование морфологической и синтаксической системы языка · Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений · Формирование анализа структуры предложений · Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

Наши рекомендации