Примеры авторских контрольных заданий

для промежуточной аттестации:

1. Установите соответствие между Авторами и названиями изданий, посвященных феномену игры:

1. «Человек играющий»

2. «Люди и игры»

3. «Игры, в которые играют люди»

4. «Игры учащихся — феномен культуры»

5. «Секреты эффективных игр для развития ребенка»

a) Н.Н. Шуть

b) Й. Хейзинга

c) Э. Берн

d) С.А. Шмаков

e) Р. Кайуа

2. Назовите характерные особенности игровой деятельности:

3. Кто является автором высказывания «Игра — арифметика социальных отношений»?

a) А.С. Макаренко

b) К.Д. Ушинский

c) Д.Б. Эльконин

d) О.С. Газман

4. Какие функции из названных не свойственны игровой деятельности (подчеркните лишнее): диагностическая, развлекательная, контролирующая, терапевтическая, функция социализации, прогностическая, коммуникативная, иллюстративная, развивающая.

5. Какие качества характера формируют следующие игры:

a) шахматы;

b) казаки-разбойники;

c) дочки-матери;

d) волейбол.

6. Назовите 3 известные вам классификации игр:

7. Как вы понимаете термин «педагогизация игры»?

8. Назовите формы игровой культуры русского народа.

9. Приведите 2-3 пример детского игрового фольклора:

10. Расположите в порядке развития типы игровой культуры:

a) Гуманистический 1___ 2____3____4____5____6_____

b) Интуитивный

c) Гедонистический

d) Прогностический

e) Романтический

f) Рационально-прагматический

11. Что относится к реалогичсекому полю игровой культуры?

12. Дайте определение понятию «Игротека»

13. «обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр» — это…

14. В каких играх в качестве реквизита может использоваться цветочный горшок / ведро / кружка / книга / карандаш (приведите 5 вариантов)

15.От чего зависит выбор педагогом той или иной игры? Назовите факторы выбора.

Критерии оценки зачетной игровой программы:

В ходе проведения студентами игровой программы целесообразно выдать их коллегам для оценки технологические карты (оценить в баллах от 1 до 3 следующие критерии):

· Выбор цели игровой программы;

· Соответствие возрастным особенностям аудитории;

· Подбор орнаментального элемента, реквизита;

· Оформление методической разработки игровой программы;

· Логичность и последовательность игровых элементов;

· Создание позитивной, игровой атмосферы;

· Качество материала (текстов, песен, игр);

· Профессиональные качества игротехника (внешний вид, голоси др.);

· Умение ведущего общаться, активизировать аудиторию;

· Внешнее, звуковое оформление игровой программы;

· Активность аудитории в процессе игровой программы;

· Итог игры (достижение целей), обобщение игровой деятельности, создание благоприятной атмосферы.

Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:

1. Проведите игру для группы детей 12 лет, находящейся на отдыхе в летнем лагере. Вы ждете очереди в столовую и у вас есть свободные 10-15 минут.

2. Вы присматриваете за 1 классом на продлёнке. Проведите для ребят игру в классе.

3. Вы организуете веселые старты в школьном лагере. Проведите эстафеты на открытом воздухе для детей 10 лет.

4. Вам предстоит работать с группой детей 13 лет, которые пока не познакомились. Организуйте для них 1-2 игры на знакомство.

библиография

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы./ Рекомендации для организации игровых занятий в школе./ СПб., 1992.

2. Абрашина К.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: Автореф. докт. пед. наук. М., 2005. - 50 с.

3. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности у младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2007. - №4. — С.76-80

4. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» , 2009. — 208с.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. Новосибирск, 1994. -144 с.

6. Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб пособие. — М.:ФОРУМ, 2009. — 144с.

7. Афанасьев С. Технология игр и игровых программ.// Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/afanasjev.htm

8. Баннов К.Ю.Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа. дисс. канд. культ.наук. Челябинск,2007. 184с.

9. Белоножко А.В. Игра в тренинге. Культура игры.// Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-411/social-law-and-special-educational-psychology-411/11133-411-0752

10. БибарцеваТатьяна Сергеевна. Формирование игровой культуры социального педагога: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 : СПб., 1996 178 c.

11. Болескина, Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры / Е.Л. Болескина // Социологические исследования. 2000. - №9. - С.80-87.

12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62 — 76

13. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогике к педагогике свободы / О.С. Газман, - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

14. Горшкова Л.Ю. Использование деловых игр при подготовке будущих учителей географии. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2007. Т. 7. № 2. С. 3-6.

15. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2008. — 96 с.

16. Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 158с.

17. Давыдова В.Б. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников, 2001. -№ 9. С.12-18.

18. Дергачева Л.М.Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.

19. Дергачева Л.М. Методические аспекты использования дидактических игр при организации учебного процесса в школе. // Вестник Московского педагогического университета. (Информатика и информатизация образования). 2003. № 1. С. 46-50.

20. Дягилева Н.В., Алексеев В.А., Егоров А.Б., Иванов С.Е. Применение деловых игр при подготовке студентов.// Новые технологии и формы обучения. 2006. № 2. С. 37-43.

21. Дягилева Н.В., Алексеев В.А., Егоров А.Б., Иванов С.Е.Разработка деловых игр для системы дистанционного обучения. // Новые технологии и формы обучения. 2007. № 3. С. 36-38.

22. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. М.: Изд-во МГУК, 1998. - 248 с.

23. Замяткина Э.С. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 10. С. 41-43.

24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по игровой терапии. СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с.

25. Зубрилин А.А., Яшина О.В. Игра как метод обучения при решении задачна уроках информатики // Информатика и образование. 2000. - № 1. -С. 69-72

26. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале6 Хрестоматия /Авт.-сост. Е.А. Репринцева. — М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 600с.

27. Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ. М.: «Прагматикакультуры», 2003. -431 с.

28. Игротехника.Электронный ресурс. Режим доступа: http://igra.effective-it.ru/

29. Игры -обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В.Петрусинского// Книга 5. Педагогические игры - М.: ГЦ ЭНРОФ, 1994. — 136с.

30. Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.:ОГИ, 2007.— 504 С.

31. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. С.-Пб.,1997.

32. Карманнаяэнциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников : справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовит. групп детского сада /Ред. В.М. Букатов. — Санкт-Петербург: Образовательные проекты: НИИ школьных технологий, 2008. — 160 с.

33. Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях Текст. / П.Ф. Каптерев// Народное образование. 1999. - № 8. - С. 228-240.

34. Козлов Н.С., Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе// Мир науки, культуры, образования. — 2010. - №6-1. — С.189-193

35. Коськов, М.А. К теории «чистой игры». Электронный ресурс. / М.А. Коськов // http:// www.anthropology.ru

36. Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010.- №1. — С.36-39.

37. Краснощекова Н.В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Пособие / Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 251с.

38. Крюков М.М. Деловые игры и гуманитарное знание / М.М. Крюков // Alma Mater. Вестник высшей школы. 1991. - С. 22- 36. - № 10.

39. Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. // Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов, 2004. - 384 с.

40. Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: дис. канд. философ, наук: /Куликова И.В. М., 2000. - .с.

41. Куликова, Л.В. Коллективная игра в воспитательной системе школы Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: номер спец.: Владимир, 1999. - 22 с.

42. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - 215 с.

43. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга— М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

44. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогические Сочинения в 7 т. Т.4. М.,1984. С. 72-79.

45. Манусова Я.Ю. Игровая культура в системе современных средств массовой информации: автореф. дис. . кан. культурологи: 24.00.01 / Я.Ю. Манусова. СПб., 1999. - 24 с.

46. Миллер С. Психология игры. — СПб., 1999. — 320 с.

47. Миригры и празднично-игровая культура Детства:Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II /Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. — М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2011. — 198 с.

48. Муханова, Н.А. Иллюзорный мир игр современного общества Электронный ресурс. / Н.А. Муханова // http:// www.anthropology.ru

49. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.

50. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. — М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. — 192с.

51. Олешков М.Ю.Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов// Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. — С. 57-63

52. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996;

53. Писаревская Д.Б. Ролевые игры: пример «социализации» субкультуры.// Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 8-18.

54. Попова Л.А.,Глудин Г.С. О плюсах и минусах компьютерных игр // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — №4. — С.114-123.

55. Равный — равному. Cборник игровых программ. — Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010. — 98с.

56. Репринцева, Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен Текст.: дис.докт педаг., наук: / Репринцева Е.А. Курск, 2005. -522 с.

57. Репринцева Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. — М.: ФОРУМ, 2008. — 240с.

58. Репринцева Е.А. Эволюция современной игровой культуры молодежи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2007. — №1. — С.49-70.

59. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т. Ретюнских.- М.- Липецк, 1997. 150 с.

60. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике.//Социологические исследования.-1995.-№10.-С.

61. Самоукина И.В. Игра в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы /И.В. Самоукина. — М.: Новая школа, 1995.

62. Семенов, А. Игры дело серьезное Электронный ресурс. / А. Семенов // http:// [email protected].

63. Слепцова И, С. Народные игры и их использование в воспитании. /Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995, С. 54-72.

64. Смирнов E.H. Структура и временная организация игры./ Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука,1987. С.34-43.

65. Смирнова, Н.А. Традиционная игра как культурно-психологический феномен Текст.: дис. .канд. психол. наук: / Смирнова Н.А.-М., 2000. -174 с.

66. Смойлов А.А.Об игровой культуре народов России // Вестник Чувашского университета. — 2008. — №3. — С.100-104

67. Суртаев, В.Я.Игра как социокультурный феномен Текст.: учеб пособие 2-е изд., перераб. и доп. / В.Я Суртаев. СПб, 2005. - 272 с.

68. Соловьева Н.Н., Дмитриева Н.П. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога. // Среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 45-47.

69. Томилов В. В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации. — СПб., 2001.

70. Тимошкина Н. Народная игра и игрушка как средства освоения детьми своих полоролевых функций. // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., № 3. 2007. С. 62-65.

71. Трофимова Л.Н. Применение деловых игр в учебном процессе. // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 3-11.

72. Турина И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 169с.

73. Учебно-методическое пособие к проведению ролевой игры «Переговоры». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. -112 с.

74. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М.: ФОРУМ, 2009. — 176 с.

75. Феномен игры в культуре и образовании Текст.: материалы Четвертой регион, зимней культ.-антрополог.школы молодых ученых «Культура Образование - Человек» / под ред. Е.А. Репринцевой. - Курск: Курский гос. пед. ун-т, 2003. - 472 с.

76. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей. // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., № 3. 2005

77. Хейзинга, Й. Homo Ludens/ Человек играющий Текст.: ст. по ист. культуры / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и сост. Д. В. Сильвестрова 2-е изд., испр - М.: Айрис-пресс, 2003 - 496 с.

78. Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. Текст. / Н.А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2006. - 567с.

79. Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000. — 296с.

80. Шаронова С.А.Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра».// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2001. № 2. С. 134-139.

81. Шеметова Л.В. Формирование основ игровой культуры младших школьников в деятельности музея игрушки. Дисс…канд. пед. наук. Москва, 2007. 225с.

82. Шишова Т.Л. В плену у «умного ящика».// Народное образование 2002 №8. С. 176-182

83. Шмаков С.А.Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Магистр. 1992. — 160с.

84. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 31 с.

85. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.

86. Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. — 176с.

87. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС, 1999.

Наши рекомендации