Социальная работа в разных сферах
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Лекция 14. Социально- педагогические аспекты социальной
Работы
1.Дети как особая социально - демографическая группа населения.
2. Социальная работа в системе образования.
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей как объекты социальной работы.
4. Социальная работа с детьми - инвалидами.
1. В Республике Беларусь, как и в целом в мире дети - это возрастной период от рождения до 18 лет включительно. Согласно Уголовного законодательства РБ дети в возрасте от рождения до 14 лет считаются малолетними. Полная дееспособность и правоспособность человека наступает с 18 лет, частичная с 16.
Социально-экономические потрясения, имевшие место в Беларуси в 90-е гг. ХХ в. оказали негативное влияние на жизнедеятельность и функционирование как общества в целом, так и отдельных социальные слоев и возрастных групп. Безусловно, что острее всего они затронули самые незащищенные в социальном и психологическом плане социально-демографические группы, прежде всего детей и подростков. Падение престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, материально-бытовые и экономические трудности все это осложняет успешную социализацию подрастающего поколения, порождает ряд острых проблем в детской среде. К таким проблемам сегодня относятся:
1). Уменьшение численности детского населения. Так в 1993 г. в Беларуси насчитывалось 3 млн.детей; 2000 г. – 2 397 082 млн.; 2006 – 2000 800 млн., что составляло 21, 3% от общей численности населения.
2). Детская инвалидность, так как дети с особенностями в развитии более других нуждаются в социальной защите и поддержке, в получении качественного образования, в социальной реабилитации и интеграции в общество. В РБ в 2003 г. насчитывалось 30253 ребенка-инвалида (7,2% от общего числа детей).
3). Неудовлетворительное состояние здоровья детей. По итогам за 2002 год показатели заболеваемости у детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом превысили показатели 1993 года на 34,6%, у подростков - на 26,2%. Особую озабоченностьвызывает рост онкозаболеваний, прежде всего рака щитовидной железы.
4). Кризис института семьи, жестокое обращение и различные формы насилия по отношению к детям. Все это может выступать факторами детской безнадзорности, роста преступности в самой детской среде. За те или иные административные правонарушения, совершенные антиобщественные поступки в 2005 г. инспекциями по делам несовершеннолетних (ИДН) поставлено на учет 21308 подростков.
Падение социального престижа семьи обострило проблему проживания ребенка в семье, т.е. социальное сиротство Сегодня масштабы социального сиротства вызывают тревогу и озабоченность не только у специалистов, но и в целом общества и государства. По состоянию на 01.01.2006 в Республике Беларусь насчитывается 32 956 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,7 % от детского населения страны. Только за 2005 год попечения родителей лишилось 4 915 детей.
5). Детская и подростковая наркомания и алкоголизм, детской проституции и бродяжничество. Статистические данные министерства здравоохранения РБ свидетельствуют, что по состоянию на 1 .06. 2006 г. в наркологических диспансерах состояло на учете 18 056 несовершеннолетних. Употребление подростками алкоголя и наркотиков ведет к возникновению школьных и семейных конфликтов, разрыву социально-положительных связей, а также приводит к нарушению духовного и нравственного становления личности .
6). Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, интернатных учреждениях, социальных приютах: сопровождение, создание условий, близких к семейным, социальная реабилитация , социальная коррекция и терапия. Особого внимания требует вопрос постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и детских домов.
Все эти проблемы в детской среде актуализируют социально-педагогическую работу в системе образования, в частности такое ее направление как социальная защита и социальная поддержка детей и подростков.
За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Совершенствуется нормотворческая деятельность по приведению нормативных правовых актов в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
В Республике Беларусь в качестве государственной правовой базы социальной защиты детства и социальной работы в системе образования выступает прежде всего Конституция РБ, Закон РБ «О правах ребенка», принятый в 1993 году, Закон РБ об образовании, Кодекс РБ о браке и семье. В 1995 году утверждается первый Национальный план действий по защите прав детей на 1995-2000 гг., а спустя год создается Национальная Комиссия по правам ребенка.
Социальная защита детства рассматривается как целенаправленная, социально регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных и духовных мер, обеспечивающих условия и ресурсы достаточные для нормального физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
С целью повышения эффективности системы защиты и охраны детства Постановлением Совмина РБ от 18 декабря 2003г. за № 1661утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг. Реализация основных мероприятий Национального плана направлена на создание благоприятных условий для жизни и развития детей; совершенствование механизма и координации усилий по защите прав детей; повышения уровня информированности по правам ребенка; укрепление здоровья детей; обеспечение качественного образования; защиту детей от насилия.
Важной основой защиты детства выступаетпринятая в 2006 г. Президентская программа «Дети Беларуси на 2006-2010 гг.», которая является третьей по счету. Программа включает в себя ряд подпрограмм: «Социальная защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». Приоритетной целью программы является обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования в ценах 2006 года составят 1407,667 млрд. рублей. Значительным шагом в нормативном правовом обеспечении работы по защите прав детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”.
3.Особую роль в решении вопросов социальной защиты детей, в их успешной социализации должна сыграть система образования, в которой работают такие специалисты как социальные педагоги, специалисты по социальной работе практическая деятельность которых в основном сориентирована на работу с семьями и детьми.
Известно, что главная цель социальной работы — способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Республике Беларусь, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций; направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Вместе с тем отчужденность и разобщенность участников учебно-воспитательного процесса, его абстрактность и отстраненность от реальной жизни, деятельности и личности ученика (учителя), преподавателя (студента) создают дефицит духовности и гуманности, что, может, проявиться в формах девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи, ее социальной пассивности и безответственности.
Сегодня назначение образования заключается не только и не столько в вооружении подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками для последующей взрослой жизни, сколько в формировании у детей, подростков и молодежи социальной компетентности, помощи им в успешной социализации и интеграции в общество.
Выделяют ( Фирсов М.В.) следующие социально-педагогические аспекты социальной работы в системе образования:
* дошкольное воспитание (уход, воспитание, обучение в детских садах, школьных подготовительных классах). Предметом заботы специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях когда ребенок по каким-либо причинам терпит социальные и материальные лишения. Задача специалиста в таких случаях – разработка профилактических мер и устранение симптомов семейного неблагополучия. Специалист по социальной работе выполняет посредническую миссию между учреждением и семьей, ребенком и воспитателями. Если решение проблемы требует участия других специалистов ( медиков, психологов, работников милиции и др.) он вправе обращаться в другие социальные институты при делегировании ему соответствующих полномочий;
* работа с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультирование по различным вопросам, помощь в выборе профессии и т.д.);
* воспитание в детских домах, интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, социальных приютах (воспитание, сопровождение, создание условий близких к семейным, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия);
* социально-педагогическая помощь семье;
* социальная работа в техникумах, колледжах, вузах. Работая в учреждениях обеспечивающих получениеначального, среднего или высшего профессионального образованияспециалист посоциальной работе должен учитывать возрастные особенности своих клиентов ; понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в учебе и сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. Приоритетными направлениями социальной работы должны стать помощь учащимся и студентам в успешной адаптации к учебному заведению; поддержка молодой семьи; формирование культуры здорового образа жизни и профилактика правонарушений; информирование учащихся и студентов об их правах и социальных гарантиях; создание благоприятных условий для обучения и проживания в общежитиях; помощь в разрешении конфликтных ситуации и др.Объектами заботы специалиста являются, прежде всего социально-незащищенные слои молодежи: дети-сироты, учащиеся и студенты из многодетных и малообеспеченных семей; студенты, имеющие детей; лица с ограниченными возможностями и др. О возможностях своих клиентов специалист по социальной работе должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.Организацию социальной работы в системе начального и среднего профессионального образования, а также в вузах целесообразно осуществлять через деятельность социально-психологических служб.
* социальная работа в школе.
Назначение социальной работы в школе - это содействие переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социально-профилактическим, т.е. к предупреждению неблагополучия в разных сферах жизнедеятельности ребенка.
Трудности и проблемы, с которыми, по разным причинам, может сталкиваться ребенок в системе образования, в частности в обучении и воспитании, приводят к различным формам девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи, к росту несовершеннолетних матерей-одиночек, к бездуховности и безнравственности.
Актуальной для системы образования, а следовательно и для социальной работы в системе образования, является проблема полноценного и качественного образования детей. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе :
* проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания педагогов, социально-педагогических служб – детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот, детей из многодетных и социально-неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки таких детей очерчены четко: социально-бытовая и материальная помощь, обеспечение витальных (жизненных) потребностей, решение сегодняшних проблем.
* проблема неуспевающего ученика, которая сегодня выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится острой социальной проблемой. В данном случае речь идет не о детях с отклонениями в развитии, а об учащихся школы с нормальным интеллектом, и тем не менее испытывающим трудности в обучении, которые приводят к нарушению социальной и психологической адаптации, неуспеваемости, недисциплинированности, правонарушениям и т.д.
Сегодня уже очевидно, что проблему неуспевающих учеников представляется возможным успешно решить только при совместной интеграции усилий медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др. специалистов. Цель такой интеграции – разработка комплексных рекомендаций родителям, педагогам по организации помощи детям со школьными проблемами.
Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неоднозначностью, многовариантностью. Выделяют две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других, которые приводят к школьным трудностям и проблемам*.
1).Экзогенные (внешние) причины - это условия в которых развивается и растет ребенок. Они имеют как положительное так и отрицательное влияние, в частности, могут приводить к социальной депривации, что будет способствовать отставанию в функциональном и психическом развитии ребенка. Выделяют и такие внешние причины как: ______________
* Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.201.
экологические условия; педагогические факторы (личность педагога, школьное окружение, отсутствие педагогической культуры у родителей).
2). Эндогенные ( внутренние ) факторы связаны с отклонениями в физическом развитии; нарушении состояния здоровья; отклонениями в психическом развитии.
3).Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) причины в комплексе. Комплексность школьных проблем предполагает обязательную интеграцию усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке мер и мероприятий по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки детям и родителям, а также педагогам школ. Такую интеграционную функцию и может выполнять специалист по социальной работе. Он призван помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных на работу с учащимися, в интеграции различных учреждений по оказанию помощи школе и детям, в организации и реализации социально-реабилитационных и профилактических программ, в создании условий благоприятных для развития личности школьника. Позитивную роль специалист по социальной работе может сыграть в повышении эффективности взаимодействия школы и семьи; школы и других социальных институтов, заинтересованных в улучшении качества учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования разного типа.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Ее цель- устранение препятствий, которые осложняют или мешают процессу социализации школьника; развитие процесса опережающей социализации с целью ознакомления детей с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами; участие в педагогическом разрешении конфликтных ситуаций, в предупреждении конфликтов; помощь детям в преодолении школьных неудач; в профессиональном самоопределении.
Наиболее эффективной формой организации социальной работы в школе является социальная служба. Постановлением Министерства образования РБ от 27.04. 2006 № 42 утверждено Положение о социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования. Ее назначение- организация активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учащихся и родителей между собой, так и различных социальных учреждений со школой. СППС призвана решать следующие задачи:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится всоциально опасном положении; содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении; предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни; повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения. Содержание деятельности социальной службы будет определяться особенностями школьного контингента, окружающей социальной среды, квалификацией специалистов социальной службы, запросами педагогического и детского коллектива, а также родителей.Основными принципами деятельности СППС являются: многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога; приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников; личностно-ориентированный подход; гуманистический характер деятельности; доступность; конфиденциальность; коммуникативность; организация взаимодействия с различными институтами, получение разнообразной информации, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи; оперативность – быстрое разрешение и профилактика социальных проблем; автономность – независимость от школьной администрации.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования выполняет ряд функций, основополагающими среди которых следует назвать:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации; социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников; разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении; организацию работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении; осуществление профилактической работы по предупреждениюсоциального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми инасилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек,асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.Приоритетными направлениями деятельности школьных служб являются: социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей; социально-педагогическая поддержка ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, поведении в школе и дома; социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация детей; организация социальной помощи нуждающимся детям; оздоровление семейной среды. В поле зрения социального работника находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями.
Социальная работа в системе образования может осуществляться в разнообразных формах и с помощью различных методов: групповая работа со школьниками вне занятий ( ролевые игры, тренинги, дискуссии и т.д.); работа с родителями, представление их интересов; консультирование; супервизорство; социально-педагогическое сопровождение; организация досуговой деятельности детей; индивидуальная работа.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям ; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др*.
4.Проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. По состоянию на 01.01.2007 в Республике Беларусь насчитывается 32, 5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Половина из них воспитывается в замещающих семьях ( опекунских, приемных, детских домах семейного типа), еще 35% находятся под государственной опекой в детских интернатных учреждениях. Результаты анализа банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, показывают, что 85 – 95% из них – «сироты при живых родителях».
Согласно Закона РБ « О гарантиях по социальной защите детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (Принят Палатой представителей 1 декабря 2005 г.) гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей распространяются на:
· детей-сирот – лиц возрасте до 18 лет, у которых оба или единственный родитель умерли;
· детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот) – лица в возрасте до 18 лет
· Лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевших к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей либо основания для его приобретения и обучающиеся в ПТУ, техникумах, колледжах , вузах или других учебных заведениях.
Основанием для социальной защиты детей-сирот является приобретение статуса ребенок-сирота, который приобретается на
основании документов о смерти обоих или единственного родителя.
Основанием для социальной защиты, детей, оставшихся без родительского попечения является приобретение статуса дети, оставшиеся без родительского попечения.Такой статус приобретается на основании:решения суда о лишении родительских прав; об отобрании ребенка без лишения родительских прав;решения
суда о признании родителей (родителя) недееспособными; о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;решения __________________
*Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – С.257
суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими ; об объявлении родителей (родителя) умершими;совместного акта организации здравоохранения и органов внутренних дел об оставлении ребенка в учреждении здравоохранения;письменного заявления родителей (родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе от него и их (его) раздельном проживании с ребенком;акта органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка.
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями свидетельства о смерти; копиями решения суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании родителей безвестно отсутствующими, объявлении умершими; медицинскими документами о продолжительной болезни родителей и др.
Исследование проблемы социального сиротства, свидетельствует, что это явление, обуславливается рядом причин и факторов. Среди которых ведущее место занимает кризис семьи и нестабильностью семейно-брачных отношений.
Способствовал развитию социального сиротства и экономический кризис 90-х гг. ХХ в., который затронул, прежде всего, наиболее слабые слои общества, привел к распространению алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей. Все это создавало благоприятную почву на которой произрастало детское неблагополучие , безнадзорность.
Определенную роль в росте числа детей, оставшихся без попечения родителей сыграл и такой фактор, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, загрязнение окружающей среды. Это обстоятельство провоцирует рост числа детей-инвалидов, детей с нарушениями психофизического развития, что вызывает растерянность родителей и побуждает некоторых из них бросать детей. Так, в Витебской области врожденные аномалии (пороки развития), деформации, хромосомные нарушения в 2002 году были зафиксированы у 4% родившихся детей, в 2005 – у 6% новорожденных.
Кроме вышеперечисленных факторов, к росту социального сиротства ведут также и такие причины как: нарастание миграции населения: в ряде случаев между детьми и родителями, долгое время проживающими раздельно, нарушаются всяческие связи, что позволяет причислить их к категории «скрытых» социальных сирот; отсутствие целенаправленной работы по формированию ответственности и сознательного родительства, подготовки молодежи к вступлению в брак и к семейной жизни; отказничество, которое приводит к раннему социальному сиротству; увеличение числа детей, рожденных вне брака (в 1995 году количество рожденных детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляло 13631; в 2005г.– 21778 детей); разводы родителей ( в результате распадов семей ежегодно в нашей республике 40 - 45 тысяч детей остаются без одного из родителей).
Среди общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, растет и число детей, отобранных у родителей по решению суда без лишения родительских прав. Причиной часто является неспособность родителей исполнять свои родительские обязанности в связи с умственной неполноценностью.
Социальное сиротство как явление сопряжено с рядом негативных последствий на развитие и функционирование ребенка, имеющего статус сироты. К таким последствиям следует отнести: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье (истощение организма, различного рода заболевания), психоэмоциональную сферу ребенка, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; психосоматические расстройства (нарушения сна, частые головные боли, неврозы, депрессии, энурез, непроизвольные мочеиспускания); проблемы речевого развития; отрицательный социальный опыт, приобретенный в семье; социальная депривация; задержки интеллектуального развития, деформация психики; формирование комплекса эмоциональных нарушений: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов; затруднения в постинтернатной адаптации; проблемы полового поведения; несформированность семейных полоролевых навыков; сложности в построении самостоятельной семейной жизни (социологами установлено, что шансы создать счастливый брак у детей, выросших в благополучных семьях, возрастают на 30-40%).
Важное направление деятельности государства по оздоровлению общества – защита прав, законных интересов детей, предупреждение безнадзорности, профилактика социального сиротства, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решению проблемы сиротства, в первую очередь социального, способствует совершенствование законодательства. Согласно ст.30 Закона РБ «О правах ребенка» в интернатных учреждениях должны создаваться все необходимые условия, приближенные к семейным; обеспечивается сохранение родного языка, культуры, национальных традиций и обычаев. С августа 2005 года, изменилась редакция статьи 93 Кодекса РБ о браке и семье, которая предусматривает возмещения матерями и отцами, лишенными родительских прав либо не занимающимися воспитанием своих детей по иным причинам, средств на их содержание в интернатных учреждениях и замещающих семьях.
В 2005 г. принят Закон РБ « О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленный на социальную защиту детей сирот, создание условий для их успешной социализации. Главой государства подписан Декрет от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который направлен прежде всего на преодоление социального сиротства и ужесточение ответственности родителей, лишенных родительских прав за компенсацию содержания детей в интернатных учреждениях и замещающих семьям.
В Республике Беларусь создается разветвленная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогической помощи, на базе которых проводится работа с семьями из группы социального, их своевременное выявление и патронаж, а также социальная работа с детьми-сиротами. Так, согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты РБ от 23 июля 2003 г. №86 «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания населения и примерных штатов территориального центра социального обслуживания населения», предусмотрено оказание социальной помощи бывшим воспитанникам интернатных учреждений, в том числе содействие в трудоустройстве и предоставлении жилья, оказание материальной помощи, содействие в социальной реабилитации и адаптации.
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .Попечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может осуществляться через определение ребенка в семью ( усыновление, опекунство, приемная ), либо через государственное попечение. Основная работа по воспитанию и содержанию детей, лишенных родительской опеки осуществляется в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования РБ. К таким учреждениям относятся: дома ребенка ( находятся в ведении Министерства здравоохранения); детские дома; общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общеобразовательные школы-интернаты для детей с отклонениями в поведении, а также для детей, в семьях которых отмечаются неблагоприятные условия проживания; детские дома смешанного типа, детские деревни . В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители от которых отказались в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. По достижении 3-х (4-х) лет дети, если не определены в семью, могут поступать в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу, детские дома смешанного типа, либо в детские деревни. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки проходит в школе-интернате
В Беларуси функционирует 187 интернатных учреждений министерства образования, здравоохранения и социальной защиты. Из 165 интернатных учреждений Министерства образования 69 (39%) имеют статус учреждения для детей-сирот.
Во всех современных правовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право на жизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, т.е. на семейное воспитание. В последние годы государственная политика нашей страны направлена на реализацию этого права детей.
Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление (удочерение), которое открывает перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. Усыновление (удочерение) - юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные. Усыновление производится решением суда по месту жительства усыновляемого в соответствии со статьями 119-141 Кодекса о браке и семье РБ. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданами нашей республики допускается его усыновление гражданами другого государства. В целях активизации процесса усыновления в 1997 году был создан Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь – социальная структура, занимающаяся организацией усыновления детей, оставшихся без семейного окружения.
Опекунская семья. Опека (попечительство) - одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, приобрела правовой статус в 1991 году. Устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения. Опекаустанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство в соответствии с Гражданским кодексом РБ над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. По достижении ребенком 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем без особого на то решения. По достижении ребенком 18 лет прекращается попечительство над ними без особого на то решения.
Опекунская семья – это семья взявшая на воспитание одного и более (до пяти) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники в семье находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. На них распространяются льготы, установленные действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, создавать необходимые бытовые условия, обеспечивать уход и лечение, защищать их законные права и интересы.
Новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является приемная семья, которая получила законодательное оформление только в 1999 году и регламентируется Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999г., с изменениями и дополнениями от 27 января 2006 года №103. Приемная семья. – форма устройства детей –сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей, на основании трудового договора и договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок установленный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Если дети достигли десятилетнего возраста учитывается их согласие на определение в приемную семью.
Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей. Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей. В этом случае возможны только опека или усыновление. Отличительными признаками приемной семьи являются: договорный порядок создания, ограниченный во времени порядок существования, оплачиваемый труд родителей по воспитанию принятых в семью детей. Кандидаты в приемные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение.
Новой для Беларуси формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Патронатная семья (воспитание) – форма устройства в замещающую семью детей, оставшихся без попечения родителей. В ст. 175 Кодекса о браке и семье дается следующие определение патронатного воспитания – форма устройства детей в семью патронатных воспитателей при распределении обязанностей по защите их законных прав и интересов между патронатными родителями, органами опеки и попечения и учреждением, передающим ребенка на воспитание. На патронатное воспитание передаются только воспитанники интернатных учреждений. Функцию попечения, опеки выполняет директор учреждения откуда передан ребенок на патронатное воспитание. Семья функционирует на основании договора между патронатными воспитателями и учреждением, где находился ребенок до определения в семью воспитание. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания его в семье.
Организация поиска, подбора, обучения патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовка детей к передаче их в семьи возлагается на учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты и др. Патронатное воспитание – самая гибкая форма семейного устройства детей, так как оно организуется на тот срок, который нужен для самого ребенка.
Детский дом семейного типа (ДДСТ). Имеет статус учреждения образования и пользуется юридическими правами. Его деятельность регламентируется Постановлением Совета Министров РБ от 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Примерного положения о детском доме семейного типа». Данное учреждение создается решением местных исполнительных и распорядительных органов, может входить в состав детской деревни или быть созданным в форме отдельной семьи. Детский дом семейного типа – это семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об установлении воспитания и содержания детей и трудового договора. Дети находятся в детском доме семейного типа на полном государственном обеспечении. Родители, взявшие на воспитание детей выполняют в отношении их функцию опекунов ( попечителей). Общее количество детей в таких домах , как правило, не превышает 10 человек с учетом родных детей родителей-воспитателей. Детские дома семейного типа могут создаваться жителями РБ, за исключением близких родственников (братьев, сестер, деда и бабки). Между родителями- воспитателями и рай(гор)исполкомом заключается договор об условиях воспитания и обеспечения детей в детском доме. Между родителями - воспитателями и воспитанниками нет алиментных и имушественных правоотношений, которые зафиксированы в семейно-брачном законодательстве РБ.
Детские деревня - . социально-педагогическое учреждение, в котором дети, утратившие свою семью и попавшие в кризисную ситуацию, воспитываются в условиях жизни, максимально приближенных к естественным семейным. Детские деревни как правило включают в себя несколько домов семейного типа, в каждом из которых воспитывается не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. В 1995 году в Беларуси в поселке Боровляны Минского района была построена первая детская деревня, рассчитанная на 100 детей-сирот. Детская деревня функционирует и в г. Кобрине Брестской области. В ней воспитывается 60 детей. В 2004 году открыта ёще одна детская деревня – в Марьиной Горке Пуховичского района.
В состав детской деревни могут входить многоквартирные дома, в которых проживают семьи и персонал деревни, школа, детские дошкольные учреждения, спортивные комплексы, клубные учреждения, которые одновременно обслуживают детей и прилегающего микрорайона; административно-хозяйственная часть, медицинский блок, приусадебные участки. Управление детской деревней осуществляет директор, которые назначается областным управление образования на конкурсной основе.
В штат детской деревни могут, кроме родителей, входить врач-педиатр, психолог, дефектолог, воспитатели, патронатная сестра, рабочие по обслуживанию и срочному ремонту, водитель, помощники воспитателя, социальный педагог.
Наиболее целесообразными формами устройства детей-сирот в РБ считаются государственная и семейная опека, но все же приоритет остается за семейной опекой, так как семья имеет первостепенное значение в развитии и воспитании ребенка.
5. Дети-инвалиды входят в более широкую группу лиц с ограниченными возможностями, обозначаемую целой серией формулировок, несущих в себе определенный смысл, но не всегда полно отражающих проблемы данной категории детей: «дети с отклонениями в развитии», «особые дети», «инвалиды», «лица с низкими функциональными возможностями».В практической деятельности используется классификация нарушений развития принятая в дефектологии. Согласно ей выделяют следующие группы дети, имеющих проблемы в развитии:
· дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
· дети с интеллектуальными нарушениями (легкая степень
нарушения - дебильность, средней тяжести - имбецилы и глубокая умственная отсталость – идиотия). Все формы умственной отсталости детей делятся на две группы – олигофрения и деменция (слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности);
· дети с нарушениями речи;
· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский
церебральный паралич);
· дети с комплексными дефектами развития;
· дети с искаженным (дисгармоничным ) развитием.
По данным ЮНЕСКО: в мире около 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. В Республике Беларусь насчитывается около 30,0 тыс. детей-инвалидов. Функционирует 9 специализированных домов-интернатов для таких детей в системе Министерства труда и социальной защиты населения; 46 специальных дошкольных учреждений; 9 специальных домов и 74 школы-интернаты для детей с особенностями психофизического развития; 19 спецшкол; более 4000 классов интегрированного обучения.
В структуре причин первичной инвалидности детей на первом месте стоят: врожденные аномалия, болезни нервной системы; психические расстройства; новообразования; болезни костно-мышечной системы; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Большинство детей-инвалидов имеют тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сфер.
Семьи, воспитывающие детей с особенностями развития сталкиваются с рядом социальных и психолого-педагогических проблем, среди которых можно выделить такие как: деформирование всех семейных функций, и особенно репродуктивной из-за страха, что несчастье может повториться; затруднение реализации социализирующей функции; семьи, воспитывающие детей с особенностями в развитии более других подвержены конфликтам и даже распадам; ограничение пространства жизнедеятельности семьи, вследствие того, что такие семьи, как правило, пытаются отгородиться от посторонних, превращаясь в закрытые социальные группы вне социального контроля и поддержки; экономические проблемы - больные дети требуют несравнимо больше материальных затрат; удовлетворения потребности детей в общении и деятельности; психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии отрицательно сказывается на состоянии здоровья членов семьи; проблема социально-педагогической реабилитации и обучения детей; проблема социальной адаптации детей с особенностями развития и их интеграции в общество; проблема получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
За последние годы в республике приняты действенные меры по защите прав и интересов детей с особенностями в развитии, поддержке семей, воспитывающих детей – инвалидов. Способствовало этому, прежде всего совершенствование и развитие нормативно – законодательной базы. Прежде всего следует отметить Закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» ( 17 октября 1994 г.); Закон РБ« О правах ребенка» ( принят в 1993 г., изменения и дополнения внесены в 2000 г. ); Закон РБ «О государственных пособиях семьям , воспитывающим детей» (1992 г.); Президентская программа «Дети – Беларуси» на 2006- 2010 годы, содержащая подпрограмму « Дети- инвалиды». Все эти законодательные документы направлены на создание условий для полноценной жизни, интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. В частности подпрограмма «Дети- инвалиды» предусматривает решение следующих задач: профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте; совершенствование системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество; обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание; усиление поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов. Значительно расширены возможности детей с особенностями психофизического развития реализовать свое право на образование. Этому способствовало принятие в мае 2004 г. Закона РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития ( специальном образовании)», который определяет правовые, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, социальной адаптации и интеграции их в общество. В системе Министерства образования функционируют: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с особенностями психофизического развития; школы-интернаты, детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специализированные учреждения дошкольного образования; специальные классы в общеобразовательных школах; классы интегрированного обучения; социально-педагогические, и реабилитационные центры; коррекционно - диагностические центры развивающего обучения и реабилитации (КДЦРО и Р).
С целью оказании социальной помощи поддержки семьям воспитывающим детей с низкими функциональными возможностями при ТЦСОН открываются отделение дневного пребывания для детей-инвалидов. Задачей деятельности этих отделений является оказание содействия в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов и их семей через предоставление социальных, психологических и медико-социальных услуг, социально-правовой помощи, возможности временного пребывания в отделении центра. Отделения дневного пребывания также предоставляют родителям детей-инвалидов консультативно-правовую помощь; организуют обучающие программ по проблемам ухода, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; содействуют в реализации прав на государственные льготы и гарантии.
ТЦСОН и другие социально-психологические службы могут оказывать также медицинские, социально-педагогические, социально-бытовые, логопедические, психологические и др. услуги детям -инвалидам; реализовывать программы родительских групп самопомощи, программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальные и групповые консультации; групповые программы для братьев и сестер.
Для улучшения качества жизни детей –инвалидов Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. за № 42 утверждена «Инструкция о патронате лиц с особенностями психофизического развития». Согласно Инструкции патронат осуществляется в отношении выпускников учреждений образования из числа лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования. Патронат осуществляется специальными учреждениями образования и учреждениями образования общего типа, создавшими условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития. Основной целью патроната является оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам учреждений образования из числа лиц с особенностями психофизического развития на начальном этапе их самостоятельной жизни.
В социальной помощи и поддержке помимо детей-инвалидов, нуждаются и их семьи. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей особенностями в развитии должна быть направлена на: выявление семей, воспитывающих ребенка-инвалида и получение полной информации о семьях; расширение контактов семьи; предоставление полной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка; налаживание семейного микроклимата; организацию психологической и правовой поддержки семьи; предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, возможностях его обучения и социализации; содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса; разработку совместно со специалистами (психологом, дефектологом, врачам ) программ социальной реабилитации ребенка; организацию досуговой деятельности детей с особенностями в развитии и их семей; обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы.
Значительную роль при оказании социально-педагогической помощи детям-инвалидам и семьям, воспитывающим таких детей, могут сыграть общественные и благотворительные организации. В Витебской области функционирует целый ряд таких организаций: Витебское отделение общественного объединения «Белорусское республиканское общество «Дети в беде»; Витебское отделение Белорусской гуманитарной неправительственной организации «Детский диабет» и др.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие проблемы характерны для детского населения?
2. В чем заключается специфика социальной работы в системе образования?
3. Почему социальное сиротство является проблемой современного общества?
4. Охарактеризуй формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ.
5. Охарактеризуйте содержание и направления социальной работы с детьми-инвалидами.
6. Охарактеризуйте законодательную базу РБ, направленной на социальную защиту детей.
Рекомендуемая литература
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
2. Социальная работа: Теория и организация : Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
3. Кунгурова Н.И. Социальная работа [ лекции] / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007, - 447 с.